Понятие, признаки и принципы административного процесса

Сущность и структура юридического процесса в целом и административного процесса в частности являются одними из наиболее спорных вопросов современного права. Несмотря на повышенный интерес к данной проблеме со стороны ученых и специалистов-практиков, административный процесс пока еще не получил ни своего единого научного понимания, ни должного юридического оформления. По этому поводу литературе сложилось два подхода.

1. «Юрисдикционная» концепция (узкое понимание административного процесса), согласно которой административный процесс — это регламентированная законом деятельность по разрешению споров, возникающих между сторонами административного правоотношения, не находящимися между собой в отношениях служебного подчинения, а также по применению мер административного принуждения. Наиболее полно данная точка зрения была обоснована Н. Г. Садищевой в 60-х гг. XX столетия (Салищева Н. Г. Административный процесс в СССР. М., 1964).

2. «Управленческая» концепция (широкое понимание административного процесса). Сторонники данного подхода определяют административный процесс как урегулированный правом порядок разрешения индивидуально конкретных дел в сфере государственного управления органами исполнительной власти РФ и ее субъектов, а в предусмотренных законом случаях и другими полномочными субъектами (В. Д. Сорокин).

Представляется, что административный процесс сочетает в себе и юрисдикционную, и процедурную деятельность. Можно выделить следующие признаки административного процесса:
1) это юридическая форма реализации исполнительной ветви государственной власти, следовательно, административный процесс имеет ярко выраженную управленческую природу:
2) осуществляется, прежде всего, органами исполнительной власти всех уровней, а в случаях, предусмотренных законом, и другими субъектами (например, судьями):
3) назначение административного процесса выражается в обеспечении реализации материальных норм административного и других отраслей права (например, глава 3 СК РФ — условия и порядок заключения брака (нормы семейного права): порядок же государственной регистрации брака является составной частью административного процесса (ФЗ от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»);
4) это определенная процедура, складывающаяся из предусмотренных законом и осуществляемых в логической последовательности действий участников процесса;
5) деятельность осуществляется непрерывно, носит ярко выраженный цикличный характер (что проявляется в последовательном повторении одних и тех же стадий процесса):
6) это порядок осуществления определенных действий (процедур) по разрешению широкого спектра индивидуально конкретных дел в сфере государственного управления:
7) деятельность, в ходе которой возникают многочисленные административно- процессуальные отношения.

Будучи правовой формой управленческой деятельности органов исполнительной власти, административный процесс неизбежно базируется на принципах государственного управления. С другой стороны, являясь разновидностью юридического процесса, он опирается на исходные начала, определяющие основы и процессуальной деятельности.

Таким образом, можно выделить следующие принципы административного процесса: законности; охраны интересов личности и государства; объективной истины (всестороннее и объективное исследование конкретных фактов и обстоятельств дела); равенства сторон; оперативности (динамичности); экономичности (эффективности); гласности; национального языка; самостоятельности принятия решений; ответственности за соблюдение правил процесса и принятые решения (В. Д. Сорокин).

Источник: 
Гречина Л. А., Административное право РФ. Курс лекций; учебное пособие. — Москва ; РГ-Пресс, 2015. - 112 с.
Темы: