Сущность и структура юридического процесса в целом и административного процесса в частности являются одними из наиболее спорных вопросов современного права. Несмотря на повышенный интерес к данной проблеме со стороны ученых и специалистов-практиков, административный процесс пока еще не получил ни своего единого научного понимания, ни должного юридического оформления. По этому поводу литературе сложилось два подхода.
- «Юрисдикционная» концепция (узкое понимание административного процесса), согласно которой административный процесс — это регламентированная законом деятельность по разрешению споров, возникающих между сторонами административного правоотношения, не находящимися между собой в отношениях служебного подчинения, а также по применению мер административного принуждения. Наиболее полно данная точка зрения была обоснована Н. Г. Садищевой в 60-х гг. XX столетия (Салищева Н. Г. Административный процесс в СССР. М., 1964).
- «Управленческая» концепция (широкое понимание административного процесса). Сторонники данного подхода определяют административный процесс как урегулированный правом порядок разрешения индивидуально конкретных дел в сфере государственного управления органами исполнительной власти РФ и ее субъектов, а в предусмотренных законом случаях и другими полномочными субъектами (В. Д. Сорокин).
Представляется, что административный процесс сочетает в себе и юрисдикционную, и процедурную деятельность. Можно выделить следующие признаки административного процесса:
- это юридическая форма реализации исполнительной ветви государственной власти, следовательно, административный процесс имеет ярко выраженную управленческую природу:
- осуществляется, прежде всего, органами исполнительной власти всех уровней, а в случаях, предусмотренных законом, и другими субъектами (например, судьями):
- назначение административного процесса выражается в обеспечении реализации материальных норм административного и других отраслей права (например, глава 3 СК РФ — условия и порядок заключения брака (нормы семейного права): порядок же государственной регистрации брака является составной частью административного процесса (ФЗ от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»);
- это определенная процедура, складывающаяся из предусмотренных законом и осуществляемых в логической последовательности действий участников процесса;
- деятельность осуществляется непрерывно, носит ярко выраженный цикличный характер (что проявляется в последовательном повторении одних и тех же стадий процесса):
- это порядок осуществления определенных действий (процедур) по разрешению широкого спектра индивидуально конкретных дел в сфере государственного управления:
- деятельность, в ходе которой возникают многочисленные административно- процессуальные отношения.
Будучи правовой формой управленческой деятельности органов исполнительной власти, административный процесс неизбежно базируется на принципах государственного управления. С другой стороны, являясь разновидностью юридического процесса, он опирается на исходные начала, определяющие основы и процессуальной деятельности.
Таким образом, можно выделить следующие принципы административного процесса: законности; охраны интересов личности и государства; объективной истины (всестороннее и объективное исследование конкретных фактов и обстоятельств дела); равенства сторон; оперативности (динамичности); экономичности (эффективности); гласности; национального языка; самостоятельности принятия решений; ответственности за соблюдение правил процесса и принятые решения (В. Д. Сорокин).