Понятие, предмет, метод и система пенитенциарной криминологии

Термин «криминопенология» по своему этимологическому происхождению означает учение о преступлениях во время наказания.

В науке применяется еще один термин «пенитенциарная криминология» (Г. Ф. Хохряков, И. В. Каретников 1), который означает poenitentiarius (ср.-лат.) — покаянный, исправительный, т. е. учение о преступлениях в исправительных учреждениях. Да и один из авторов в качестве синонима использует термин «исправительно-трудовая» (И. В. Каретников). Причем имеются в виду не все уголовно-исполнительные органы, а только — места лишения свободы — тюрьмы, лагеря, колонии и т. п.; т. е. так, как исторически сложилось применение этого термина — прежде всего в США. Поэтому «пенитенциарная криминология» условно означает — учение о преступлениях во время лишения свободы.

В последнее время наблюдается как бы двоякая трактовка криминопенологии. Так, одни авторы (Ю. М. Антонян) полагают, что криминология наказания должна ограничиться пенитенциарной криминологией, ибо преступность при исполнении наказаний без лишения свободы, что также изучает криминопенология, не имеет своих специфических закономерностей, причин и условий2. Другие исследователи пенологии (Ю. А. Алферов) считают, что криминопенология также как и пенитенциарная психология с педагогикой входят в предмет пенитенциарной социологии.

Предмет криминопенологии как учения значительно шире пенитенциарной криминологии и включает в себя больше категорий, отражающих криминальные явления, чем сам термин. Более того, пенитенциарная криминология не имеет своего предмета, в ней есть только объект исследования — преступность в местах лишения свободы. Системы как таковой она тоже не имеет, ибо в ней фактически нет общей части — общих проблем преступности в ИУ (одной этой темой вся общая часть и исчерпана). И получается, что пенитенциарная криминология раскрывается лишь различными видами преступлений и типами преступного поведения лишенных свободы. Иначе говоря, предмет науки означает, что данная наука изучает, какие явления и в каком разрезе. Поэтому криминопенология изучает криминальные явления во время исполнения уголовных наказаний в разрезе их причинности и профилактики. Но это сущностное определение предмета криминопенологии. Есть еще содержательное определение, формируемое путем перечисления категорий. Основными ее категориями, входящими в предмет, являются:

  1. «Наказательная» преступность — это общесоциальное, регрессивное, безличностное явление, порождаемое противоречиями общественного бытия и сознания сферы исполнения уголовных наказаний и проявляющееся в массе повторных преступлений, а также в возрождении противоречий этой же сферы жизнедеятельности общества. «Наказательная» преступность — часть рецидивной. Как и всякий тип преступности, она имеет ряд показателей.
  2. «Пенальное» преступное поведение — это общественно-опасная, личностно-микросредовая массовая деятельность, т. е. система деяний — действий или бездействия, направленная к преступлению и завершающаяся им в процессе исполнения наказания или нет в зависимости от успеха профилактики. В пенальном преступном поведении можно выделить несколько типов — таких, например, как уклонение от наказания, направленного против уголовно-исполнительных органов и др.
  3. Причины и условия: а) общесоциальные — наказательной преступности; б) личностно-микросредовые — пенального преступного поведения. Причины и условия можно разделить на внутренние и внешние, субъективные и объективные, непосредственные и опосредованные. Они имеют свою структуру, механизм взаимодействия.
  4. Профилактика преступлений при исполнении уголовных наказаний — это деятельность, направленная на выявление, устранение, нейтрализацию или компенсацию причин и условий наказательной преступности и пенального преступного поведения. Профилактика делится на уровни и виды, имеет своих субъектов и объекты, методы и приемы, может прогнозироваться и программироваться. В последнее время, кроме профилактики, в предмет криминологии и криминопенологии включаются такие формы воздействия как борьба и война, компромисс, реабилитация, организация, управление и т. п.
  5. Криминопенологические параметры разных типов и видов наказаний и различных типов пенального преступного поведения — это пределы, границы познания того или иного вида и типа наказания и пенального преступного поведения, которые включают в себя стыковые проблемы криминологии и пенологии: место наказания в системе наказаний, функции и эффективность того или иного типа и вида наказания, характеристика осужденных к тому или иному наказанию по направленности мотивации, показатели преступности при исполнении какого-либо наказания; а также: или философские, или медицинские, или юридические, или военные и другие парадоксы различных типов пе-нального преступного поведения, включая и их показатели.

Криминопенология имеет свою историю, специфические методы познания.

Таким образом, криминопенологию можно определить как учение о наказательной преступности и пенальном преступном поведении, их закономерностях, причинах и условиях, типах, профилактике и иных формах воздействия на них, криминопенологических параметрах наказаний и их типов, видов пенального преступного поведения.

Это определение уже содержательное — путем перечисления всех категорий.

Криминопенология — это молодое зарождающееся учение, развивающееся как в рамках криминологии и пенологии, так и на стыке этих наук.

Рассмотрим науки, основным объектом которых является наказание. Эти науки можно разделить на правовые и неправовые.

Правовые науки о наказании делятся на: криминального цикла и пенологического. Во главе угла правовых наук о наказании криминального цикла находятся уголовно-правовые учения о наказании, его назначении и освобождении от него, понятии, сущности, свойствах, функциях и целях наказаний, их системе и видах, эффективности. Поэтому связь уголовного права с криминопенологией отражается в том, что противоречия в системе уголовных наказаний являются общесоциальными причинами «пенальной» преступности, а их нейтрализация — ее общесоциальной профилактикой.

В уголовно-процессуальном праве устанавливается порядок назначения наказания и освобождения от него, уголовно-процессуальная наука эти вопросы исследует. Недостатки в уголовно-процессуальной системе являются макросредовой частью условий произрастания «пе-нальной» преступности — и в этом связь криминопенологии с уголовным процессом.

Криминалистика исследует вопросы тактики следственных действий, методики расследования отдельных видов преступлений и техники, применяющейся при этом, в процессе исполнения наказания — есть целая подотрасль криминалистики, занимающаяся этими проблемами. Проблемы криминалистики в области наказания — это вопросы и криминопенологии, исследующей закономерности преступного поведения в сфере наказания, которая не может не затрагивать недостатков расследования там преступлений.

Просчеты прокурорского надзора при назначении и исполнении наказаний чаще всего являются внешними условиями преступлений в сфере наказаний.

Рассмотрим теперь соотношение криминопенологии и наук пенологического цикла, прежде всего правовых.

Предметом уголовно-исполнительного права являются общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения уголовных наказаний. Естественно, проблемы этой отрасли права — чаще всего общесоциальные условия наказательной преступности, а недостатки реализации — микросредовые условия пенального преступного поведения.

В процессе исполнения наказаний действуют нормы административного, трудового, семейного и гражданского права, использование которых в профилактике пенального преступного поведения обязательно.

Предмет уголовно-исполнительной статистики включает в себя количественные показатели явлений, входящих в сферу деятельности органов, исполняющих уголовное наказание. Криминопенология не может обойтись без статистической информации о преступности при исполнении наказаний, а также о структуре осужденных и другой цифровой информации. Уголовно-исполнительную статистику можно отнести как к юридическим, так и к неюридическим наукам. Из неюридических учений можно выделить следующие.

Предмет уголовно-исполнительной (пенитенциарной) психологии составляют общепсихологические и социально-психологические закономерности осужденных и их групп, отдельных сотрудников и коллективов работников уголовно-исполнительных органов, проявляющиеся в процессе исполнения уголовных наказаний всех видов.

Не используя данных пенитенциарной психологии, невозможно исследовать микросреду осужденных, закономерности отношений между их группировками и администрацией и ряд других вопросов.

Предметом же исправительной (пенитенциарной) педагогики являются закономерности педагогического процесса применительно к специфическому объекту — осужденным, действующие в особых условиях исполнения уголовного наказания и выражающиеся в исправлении лиц, отбывающих уголовное наказание. Недостатки же ресоциализации осужденных сказываются в форме условий преступного поведения при исполнении наказаний, как внутренних так и внешних.

Развиваются и различные учения о наказании в рамках управленческих, экономических, психиатрических, судебно-медицинских и других наук, использование данных которых, несомненно, необходимо в криминопенологии.

Социология уголовного наказания изучает социальные последствия наказания, его социальные функции, социологию личности осужденного и социальной среды осужденных. И. В. Шмаров предложил формулу этого учения: «наказание — личность — общество».

В завершение вопроса о предмете, можно сформулировать и формулу криминопенологии: «преступления — исполнение наказаний — преступления», т. е. закономерности совершения преступлений во время исполнения уголовных наказаний всех видов.

Перейдем к рассмотрению проблем метода криминопенологии. Метод криминопенологии, как уже указывалось неоднократно, делится на методологию познания, под которой понимается определение путей познаний криминально-пенологических явлений, его ориентиров и методику исследования. Итак, пять методологических направлений познания явлений криминопенологии:

1.    Историческое. Наиболее общим методологическим направлением криминопенологии является историческое исследование отдельных криминопенологических идей, положений. В 547 джатаках описывается история перерождения Будды в Бодхисаттву. Например, в джатаке 33 «О согласии» говорится: «В ссоре — источник гибели для всех ссорящихся» или в джатаке 44 «О моските» повествуется, что «Лучше умный враг, чем друг, обделенный умишком, ибо умный враг, страшась наказания, не совершил бы человекоубийства».

В священной книге мусульман Коране 114 сур, в каждой из которой несколько нравоучений, и всякое нравоучение сопровождается ссылкой на «Наказание мучительное» (сура 84), «А ведь грешники, конечно, в огне..! Они будут гореть там в день суда, и не скроются они от него» (сура 82), «Убит будь человек, как он не верен!» (сура 80) и т. д.

В Ветхом и Новом Завете Библии Господа нашего Иисуса Христа есть и 12 известных заповедей «Не убивай» (V, 21, От Матфея), «Не прелюбодействуй» (V, 27, От Матфея ) и др.

Из социалистов-утопистов Томас Мор в Утопии высказывал криминопенологические воззрения, в частности, приведенные в эпиграфе к этой главе. Чезаре Беккариа (1738-1794) в своем произведении «О преступлениях и наказаниях» писал: « Чем скорее следует наказание за преступлением, чем ближе к нему, тем оно справедливее, тем оно полезнее»6 или «предварительное заключение должно быть суровым лишь на столько, на сколько это необходимо для воспрепятствования побегу...», «наказание должно по возможности быть сходным с самой природой преступления» и др. Шарль Монтескье в книге «О духе законов» писал, что «законодатель будет менее заботиться о наказаниях за преступления, чем о предупреждении преступлений, он постарается не столько карать, сколько улучшать нравы». «В умеренных правлениях хорошему законодателю все может послужить наказанию. Не удивительно ли, что в Спарте одно из главных наказаний состояло в запрещении ссужать свою жену другому, получать в ссуду чужую жену и в необходимости видеть у себя дома только девственниц? Одним словом все, что закон назовет наказанием и будет действительно наказанием»10 и т. д.

Не случайно один из создателей криминологии Чезаре Ломброзо был тюремным врачом-психиатром и в своей главной книге « Преступный человек» (1871 г.) утверждал, что есть прирожденные преступники и их отличает следующее: «Убийцы отличаются холодным неподвижным, стеклянным взглядом; носы их загнуты, как у хищной птицы; уши мясистые и вместе с тем длинные; растительность чрезвычайно обильная, но не на лице; скулы большие, зубы длинные, иногда с выдающимися клыками, а губы часто тонкие. Преступники воры имеют быстро бегающие глаза, редкую бородку и подвижное лицо. Преступники по половому побуду имеют толстые губы, большие челюсти, педерасты — длинные волосы, мягкую кожу».

Таким образом, изучение исторических воззрений определяет пути исследования криминопенологии.

2.    Философское. Применение философских категорий и законов с целью разрешения проблем криминопенологии. Например, что причинность — связь генетическая, т. е. порождающая новую вещь или явление, или возрождающая старую, что условие — это среда действия причины и порождения следствия, их непосредственное окружение, например, в местах лишения или ограничения свободы; что взаимодействие противоречий отражает природу причинного механизма на-казательной преступности.

3.    Концептуальное определение основных подходов, принципов познания криминально-пенальных явлений, от чего зависит возникновение различных школ криминологии и криминопенологии. Например, социологический подход или антропологический, биологический, системный и комплексный и т. д. Например, от различий в объекте познания родились и пенитенциарная криминология, и криминопенология. От того, например, где искать источники наказательной преступности — в сфере наказания общества или природе осужденного — зависит, каким путем пойти и к чему прийти. А если взять за основу и то, и другое — родится деление на два уровня — наказательную преступность и пенальное преступное поведение — и подход к познанию каждого из них разный.

4.    Категориальное. Открытие, изучение и применение специфических категорий и законов криминопенологии. От того, как определить нака-зательную преступность — как совокупность всех преступлений при исполнении разных наказаний, как поведение осужденного, отклоняющееся от уголовно-правовых норм, или как криминально-пенальную систему — зависит выбор дальнейших путей познания этого типа преступности.

5.    Сравнительный анализ зарубежных криминально-пенологических теорий. При этом можно выделить, по меньшей мере, три направления:

  1. Первый подход осуществляется с точки зрения социального контроля над преступностью или теорий селекции (отбора), т. е. из всей массы совершивших преступления отбирается лишь определенная группа лиц и назначается наказание. Подобный же процесс осуществляется и при исполнении наказаний. Чем больше отбирается рецидивистов, совершивших преступления при исполнении наказания, тем больше наказательная преступность — и наоборот. Специально криминально-пенологические проблемы не выделяются. Представители этого направления Хенрик Там, Вильям Чемблисс, Георг Руше, Отто Киршхеймер, Верон Фокс и др. 
  2. Вторая группа теорий — подход с точки зрения пенологии — наук о наказании, куда включается уголовное право, тюремное право, уголовный процесс, криминалистика, психология, экономика, судебная медицина, психиатрия и многое другое — и все это рассматривается как раздел криминологии.
  3. Третья группа зарубежных ученых рассматривает проблему с точки зрения рецидива при исполнении наказания. Например, Улла Бундесон исследует проблемы рецидива при исполнении пробации, условного осуждения, условного осуждения с кратковременным содержанием под стражей, в тюрьме.

Второй составной частью метода науки является методика исследования криминальных явлений при исполнении наказаний, под которой понимается система способов и технических приемов сбора, обработки и анализа криминопенологической информации, последовательность их применения с целью познания изучаемого криминального явления. Как и всякому криминологическому исследованию, этому его виду должен предшествовать этап составления программы, состоящей из теоретической (методологической, концептуальной) и процедурной (методической, прикладной) частей, и рабочего плана, в котором должны быть указаны конкретные этапы и отдельные операции исследования, сроки их выполнения, их исполнители и лица, осуществляющие контроль.

Исследователь, если он не является официальным лицом, наделенным какими-либо полномочиями относительно исполнения уголовных наказаний (ст. 16-24 УИК РФ), наряду с представителями средств массовой информации, имеет право посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, по специальному разрешению администрации этих учреждений и органов либо вышестоящих органов (ч. 2 ст. 24 УИК РФ). Кроме того, кино-, фото- и видеосъемка объектов, обеспечивающих безопасность и охрану осужденных, осуществляется с разрешения в письменной форме администрации учреждения или органа, исполняющего наказания (ч. 4 ст. 24 УИК РФ). По аналогии можно предположить, что и разрешение на проведение криминопенологического исследования должно быть получено в письменной форме, в частности в виде резолюции на заявлении (рапорте) об этом.

Криминологические исследования, проводимые при исполнении наказания, могут быть двух видов: 1) совершенно не имеющие отношения к деятельности уголовно-исполнительных органов, например, исследование причин и условий преступлений, совершенных на свободе; 2) исследующие систему уголовно-исполнительных органов, причины и условия преступлений, совершаемых при исполнении наказаний.

По нашему мнению, любое исследование, проводимое при исполнении наказаний, особенно связанное с лишением и ограничением свободы, надо начинать с этапа изучения документов: например, анализа экономической деятельности предприятия ИУ или организации, где работают ограниченные свободы, личных дел осужденных, поскольку именно личные дела помогут дать исследователю более или менее объективную исходную информацию.

При этом возможно применение самых различных методов: и массовых опросов путем распространения анкет, и индивидуального интервьюирования, и наблюдения, обычного и включенного, и проведение экспериментов, социометрических измерений, тестовых испытаний.

Организация открытого наблюдения в местах лишения свободы весьма сложна, так как обычным для осужденного является недоверие, опасение, что эти результаты могут быть применены против него. Но и такое наблюдение может быть эффективным, если осужденные предупреждаются о научном характере исследований, например, проводимых с целью проверки эффективности законодательства, с целью его последующего изменения, о его анонимности (в заполняемых материалах не указываются данные о личности опрашиваемого).

Но наиболее достоверные данные дает, конечно, скрытое наблюдение. При этом условием эффективности, — как писал профессор В. Г. Деев, — является следующее: «Информацию, полученную в ходе скрытого наблюдения, не следует делать достоянием других лиц, так как это может усилить недоверие во взаимоотношениях осужденных, вызвать конфликтные ситуации». Он также определял, что в ИУ предпочтительнее проводить включенные наблюдения, которые позволяют изучать все стороны деятельности осужденного, что наиболее благотворная атмосфера имеется в школе при получении осужденными основного или полного общего образования, при обязательном начальном профессиональном образовании или подготовке, на производстве. Учитель школы, а равно преподаватель профессионального обучения, мастер производства постоянно общаются с правонарушителями, контролируют их деятельность, а также иногда сообща выполняют учебные и производственные задания. Эти лица не причисляются осужденными к сотрудникам колонии, что несколько облегчает осуществление ими плодотворного наблюдения. При этом было установлено, что его эффективность зависит от соблюдения некоторых обязательных условий:

  1. исследователь должен всегда руководить деятельностью осужденных; 
  2. быть принципиальным в оценке их поведения; 
  3. стремиться положительно воздействовать на их личность;
  4. уточнять полученные данные через применение других методов (беседы, анализ материалов личного дела, социометрические опросы и пр.).

При проведении разного рода опросов, осуществляемых непосредственно исследователями, надо говорить о том, что исследователь от результатов исследования не получает никакой личной выгоды. Кроме того, лучше всего на осужденных действует пример кропотливого, утомительного, обязательного труда самого исследователя. При этом надо всегда помнить, что кино-, фото- и видеосъемка осужденных, их интервьюирование осуществляются с согласия в письменной форме самих осужденных (ч. 3 ст. 24 УИК РФ).

Наиболее глобальные последствия непосредственно для деятельности органов, исполняющих наказание, имеет проведение там экспериментов. Успешное применение эксперимента позволило, в свое время, внедрить в практику деятельности ИУ отрядную систему, безналичный расчет, колонии-поселения, ввести институт ДПНК (сейчас называется — «оперативный дежурный»), условное осуждение (освобождение) с обязательным привлечением к труду (отменено в 1993 г. и возрождено в новом УК РФ 1996 г. (ст. 53) в виде ограничения свободы, исполняемого в исправительных центрах (ст. 47-60 УИК РФ).

Профессора В. Г. Деев и М. П. Мелентьев писали о том, что эксперимент в ИУ представляет собой научно-поставленный опыт, позволяющий в заданных и контролируемых условиях определять эффективность правовых, психолого-педагогических, управленческих и иных преобразований17.

Учитывая специфику ИУ, МВД, в свое время, разработало инструкцию об организации и проведении эксперимента в ИУ. В ней обращается внимание на то, что разрешение на проведение эксперимента, осуществление которого связано с изменением действующих нормативных актов МВД, дает только министр внутренних дел. Эксперимент возможен, если:

  1. намеченные экспериментальные преобразования не противоречат действующему законодательству;
  2. не влекут за собой изменений правового положения осужденных;
  3. обеспечивают глубокую проверку выдвинутой гипотезы;
  4. устойчивость полученных результатов, а также
  5. своевременность внедрения новых форм и методов работы в деятельность ИУ, если в качестве контрольных и экспериментальных объектов выбраны наиболее типичные службы и подразделения ИУ.

Для исследования микроклимата осужденных проводятся и социометрические измерения18. Социометрические исследования позволяют создавать отряды, в которых можно результативнее осуществлять исправление осужденных, получать эффективные результаты их совместного труда на производстве (формировать бригады).

Необходимо различать систему криминопенологии как самостоятельного учения и систему учебных курсов «Криминопенология и криминальная психология», «Криминопенология».

В общую часть криминопенологии следует, по нашему мнению, включать: предмет, метод и систему этого учения; криминопенологическую характеристику наказательной преступности в сравнении со всей повторной; причины и условия пенального преступного поведения; профилактику преступлений при исполнении наказаний и иные формы воздействия на них.

Особенная часть криминопенологии в нашем понимании имеет два раздела. Первый раздел включает в себя криминопенологическую характеристику наказаний — лишения свободы, ограничения свободы, наказаний без лишения и ограничения свободы. Криминопенологическая характеристика наказания включает в себя: криминопенологические параметры данного типа наказания (место того или иного наказания в системе наказаний, его функции, криминологическую характеристику всех осужденных к тому или иному виду наказания по направленности мотивации, его эффективность, показатели преступности при исполнении каждого наказания), причины и условия преступного поведения при исполнении — например, лишения свободы, профилактику и иные формы воздействия на преступное поведение при исполнении — например, ограничения свободы.

Второй раздел изучает криминопенологическую характеристику различных типов пенального преступного поведения: уклонения от исполнения наказаний, половых эксцессов осужденных, насильственных преступлений осужденных; преступного поведения, направленного против органов, исполняющих наказания и их сотрудников; массовых (групповых) эксцессов осужденных; преступного поведения сотрудников уголовно-исполнительных учреждений; обращения с запрещенными веществами в местах лишения и ограничения свободы, корыстного и неосторожного преступного поведения осужденных и других его типов.

Криминопенологическая характеристика типов пенального преступного поведения включает в себя: криминопенологические параметры этого типа преступного поведения (например, философскую, юридическую и психологическую природу уклонения от исполнения уголовных наказаний и др., показатели этого вида преступлений); его причины и условия, элементы профилактики и иных форм воздействия.


Таким образом, криминопенология представляет собой философию наук пенологического и криминального циклов. В этом ее значение, ибо она строит фундамент, почву под ногами сотрудника органов, исполняющих наказание.

Ключевые слова: Криминология
Источник: Старков О. В., Криминология: Общая, Особенная и Специальная части: Учебник.— СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2012. - 1048 с.
Материалы по теме
Предмет криминологии
Антонян Ю.М., Криминология. Избранные лекции
Методология криминологических исследований
Антонян Ю.М., Криминология. Избранные лекции
Место криминологии в системе наук
Антонян Ю.М., Криминология. Избранные лекции
Методы криминальной психологии
Криминальная психология: курс лекций / под науч. ред. О. Д. Ситковской: 2016
Понятие и предмет криминологии
Старков О. В., Криминология: Общая, Особенная и Специальная части: Учебник.— СПб.:...
Метод криминологии
Старков О. В., Криминология: Общая, Особенная и Специальная части: Учебник.— СПб.:...
Система криминологии
Старков О. В., Криминология: Общая, Особенная и Специальная части: Учебник.— СПб.:...
Этапы развития криминологии
Старков О. В., Криминология: Общая, Особенная и Специальная части: Учебник.— СПб.:...
Оставить комментарий