Понятие оценки уровня качества продукции

В условиях, когда техническая сложность изделий возрастает, равно как запросы потребителей и объем предложения на рынке, возникает необходимость в точном определении уровня качества конкретного продукта. Причем зачастую необходимо определить этот уровень у еще не созданного продукта или услуги. В соответствии с выводами Европейской комиссии по качеству, большинство ошибок, из-за которых изделия выходят из строя, происходят именно на стадии проектирования (70%), а не при производстве (20%) или эксплуатации (10%).

Оценка уровня качества необходима для следующих целей:
- эффективное проектирование продукции;
- совершенствования производителем существующих товаров и услуг;
- совершенствования процессов, обеспечивающих производство этих товаров и предоставление услуг;
- оптимального выбора потребителем из существующих предложений на рынке.

Оценка - один из наиболее сложных видов деятельности человека. Приведем несколько определений оценки.

В философии оценка - отношение к социальным явлениям, человеческой деятельности, поведению, установление их значимости, соответствия определенным нормам и принципам морали (одобрение и осуждение, согласие или критика и т. п.).

Оценка - мнение, суждение, высказанное о качествах кого-либо или чего-либо. (Словарь Ушакова).

Оценка - мнение (вывод) о ценности, уровне или значении кого-чего. (Толковый словарь С. Ю. Ожегова и Н. В. Шведовой)

Оценивать или оценять, оценить что, ценить, полагать, назначать чему цену, определять стоимость чего. (Словарь В.И. Даля)

Мнение или суждение об уровне или значение чего-л., конечно, не должно быть безосновательным. И хотя любая оценка имеет элемент субъективности, более правильно, на наш взгляд, указать в определении оценки ее основной механизм. Определим, что
Оценка - соотнесение объекта с принятым критерием, образцом или нормой.

В рамках системного анализа выделяют четыре этапа оценивания сложных систем.
Этап 1. Определение цели оценивания. В системном анализе выделяют цели двух типов: количественные и качественные. Качественной называют цель, достижение которой выражается в номинальной шкале или в шкале порядка. Количественной называют цель, достижение которой выражается в количественных шкалах.
Этап 2. Измерение свойств систем, признанных существенными для целей оценивания. Для этого выбираются соответствующие шкалы измерений и всем исследуемым свойствам систем присваивается определенное значение на этих шкалах.
Этап 3. Обоснование предпочтений критериев качества и критериев эффективности функционирования систем на основе измеренных на выбранных шкалах свойств.
Этап 4. Собственно оценивание. Все исследуемые системы, рассматриваемые как альтернативы, сравниваются по сформулированным критериям и в зависимости от целей оценивания ранжируются, выбираются, оптимизируются и т. д.

Рассмотрим практический пример. Вашей целью является покупка цифрового фотоаппарата стоимостью до 9000 руб. включительно. На втором этапе вы выбираете системы (модели фотоаппаратов), которые отвечают заявленной стоимости, и характеризуете их. Вас интересуют вес, габариты, источник питания, используемые карты памяти, наличие специальных режимов и т. д. Далее (3-й этап) вам приходится определить, что для Вас наиболее важно: чтобы аппарат был легким и компактным или чтобы он мог работать от батареек? Чтобы он был как можно дешевле или как можно надежнее? И т.д. Наконец, на последнем этапе Ваш выбор ограничивается 2-3 моделями, приблизительно равными по ценности и стоимости. Эти модели наиболее близки к тому эталону, который Вы создали мысленно, задумываясь об использовании фотоаппарата. Одна из моделей может быть по всем признакам предпочтительнее, но обладать менее привлекательным дизайном (или ее не советует покупать друг). Поэтому выбор далеко не всегда заканчивается покупкой. Повторимся, оценка - один из наиболее сложных видов деятельности человека.

Область деятельности, связанная с количественной оценкой качества продукции, называется квалиметрией (от лат. Quails - какой по качеству, греч. metrio - измеряю).

Источник: 
Нефедов Ю.В. - Управление качеством - 2005