Во второй половине XX в. в педагогическую литературу был введен новый и непривычный для того времени термин «технология образования». Ретроспективный анализ возникновения и становления образовательных технологий дан в работах зарубежных авторов (Б. Блум, Д. Брунер, Г. Гейс, В. Коскарелли, Дж. Кэрролл, Д. Хамблин и др.) и отечественных авторов (С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, В.В. Беспалько, П.Я. Гальперин, М.В. Кларин, Л.Н. Ланда, М.М. Левина, И.П. Раченко, А.Г. Ривин, В.А. Сластёнин, Н.Ф. Талызина, П.М. Эрдниев и др.).
К основным факторам, актуализирующим проблему технологий профессионального образования, можно отнести следующие. Во-первых, возрастание объема информации, приводящее к затруднениям усвоения знаний «впрок» и к необходимости реального непрерывного образования. Во-вторых, техногенное направление развития современной цивилизации, заставляющее общество задуматься о том, насколько могут быть велики издержки некачественной профессиональной подготовки. Все это стимулирует поиск образовательных технологий, которые «научат учиться».
К сожалению, следует признать, что попытки решить проблемы повышения качества образовательного процесса в высшей школе на основе традиционной, преимущественно вербальной лекционно-аудиторной системы не дают необходимых результатов. В системе подготовки и повышения квалификации кадров создалась парадоксальная ситуация. В условиях отсутствия педагогики и психологии высшей школы как сложившейся научной области знаний исследователи заимствуют теоретический аппарат школьной науки, а последипломное образование находится фактически в психолого-педагогическом вакууме.
В настоящее время положение дел несколько изменилось. Усилилось внимание к разработке технологий обучения для высшей школы. В решении коллегии Госкомвуза России от 6 апреля 1994 г. «О технологиях обучения в высшей школе» указывается, что в условиях структурно-содержательной реформы высшего образования значительно возрастает роль системы, обеспечивающей разработку и внедрение новых технологий обучения в вузовскую практику.
Определенный вклад в развитие соответствующих технологий вносит и введение образовательных стандартов. В ныне действующих ГОСВПО образовательные цели расшифровываются как совокупность умений, которыми должен овладеть специалист в процессе обучения в вузе, т.е. в основу квалификационной характеристики специалиста положена модель его профессиональной деятельности.
В наши дни образовательные технологии рассматриваются как один из видов человековедческих технологий и основываются на теоретических положениях социальной психологии, психодидактики, кибернетики, наук управления и менеджмента.
На различных этапах эволюции понятия «образовательные технологии» в него вкладывалось в XX в., например, различное содержание, предполагавшее в:
- 1940 – 1950-х гг. – применение аудиовизуальных средств в учебном процессе;
- 1950 – 1960-х гг. – программированное обучение;
- 1970 – 1980-х гг. – спроектированный учебный процесс (научный прогноз), гарантирующий достижение четко сформулированных целей.
Однако и сейчас сохранились две основные тенденции развития данного понятия. Первая из них ориентируется в основном на применении в учебном процессе всех совершенствующихся технических средств обучения (т. е. применение технических средств, информационных технологий, компьютеров в обучении). Вторая – на проектирование учебного процесса (целей, содержания, методов и т.д.) в целом. Первое направление является составной частью второго.
Очевидно, что бурная экспансия и развитие образовательных технологий будут и далее изменять характер развития, приобретения и распространения знаний. Новые технологии открывают возможности для обновления содержания обучения и методов преподавания, а также для расширения доступа к высшему образованию.
К наиболее распространенным формулировкам понятия «технология образования» можно отнести следующие:
- область знания, связанная с определением системы предписаний, обеспечивающих оптимизацию обучения;
- область научного знания, направленная на практическое изучение возможностей достижения максимальной эффективности в обучении на основе правильного учета и подбора всевозможных факторов, влияющих на процесс обучения;
- комплексный, интегративный процесс планирования, обеспечения, управления и оценивания, охватывающий все аспекты усвоения знаний;
- совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели, предполагающих научное проектирование, при котором задаются эти цели и сохраняется возможность объективных измерений достигнутых результатов.
Авторы учебного пособия «Педагогика» В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев и др. (Государственная премия РФ за 2000 г.) ввели понятие «педагогическая технология», которая рассматривается как последовательная взаимосвязанная система действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.
Педагогическая технология – это строго научное проектирование и точное воспроизведение педагогических действий, гарантирующих успех.
Наиболее существенными признаками педагогических технологий являются следующие:
- такая технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, ее основу составляет определенная методологическая, философская позиция автора (например, можно различать технологию процесса передачи знаний и технологию развития личности);
- технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;
- технология предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации человеческих и технических возможностей, диалогического общения;
- элементы педагогической технологии должны, с одной стороны, быть воспроизводимы любым учителем, а с другой – гарантировать достижение планируемых результатов (в соответствии с государственным стандартом) всеми школьниками;
- органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.
Общим в приведенных определениях является представление о том, что педагогический процесс подчиняется объективным закономерностям и что чем более эти закономерности выявлены и введены в учебный процесс, тем более шансов у преподавателя достичь заданных целей обучения.
По вопросу о взаимосвязи образовательной технологии с теорией и методикой обучения выделяются полярные точки зрения. Одна из них заключается в том, что технологию от методики отличают два принципиальных момента: гарантированность конечного результата и проектирование образовательного процесса, т.е. выполнение системы процедур, указанных в технологии, всегда приводит к решению задач образовательной деятельности (В. В. Беспалько, В. М. Монахов и др.). Противоположная точка зрения: методика обучения – это приложение к теории обучения, цель этой методики – перевод теоретических положений в плоскость конкретных явлений, а технология же только способствует организационному упорядочиванию всех этапов процесса обучения (Г.И. Саранцев, А.И. Уман и др.).
Основными критериями технологичности учебного процесса можно считать следующие:
- законосообразность (опора на определенную научную концепцию, лежащую в основе проектирования данной технологии);
- целостность (логическая взаимосвязь структурных частей педагогической системы, придающая ей заданные качества);
- управляемость (диагностическое целеполагание, осуществление мониторинга учебного процесса, его необходимая коррекция);
- эффективность (соответствие образовательным стандартам, возможность достижения поставленных целей обучения, минимальные временные и экономические затраты);
- воспроизводимость (возможность применения другими преподавателями).
В качестве примеров наиболее известных на сегодняшний день образовательных технологий можно назвать следующие: развивающее обучение (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин); проблемное обучение (И.Я. Лернер, А. М. Матюшкин, М.И. Махмутов); программированное обучение (Т.А. Ильина, Н.Ф. Талызина); адаптивная система обучения (А. С. Границкая); технология полного усвоения (Б. Блум, Д. Кэрролл).
Нет недостатка в литературе по технологиям высшего профессионального образования. Кроме понятия «образовательные технологии» можно встретить следующие термины: «педагогические технологии», «технологии обучения (дидактические технологии)», «технологии воспитания», «технологии целостного педагогического процесса», «технология конструирования педагогического процесса», «технология осуществления педагогического процесса», «технология педагогического общения и установления педагогически целесообразных взаимоотношений» и др. Теперь практикуется использование одного из названных терминов в зависимости от контекста излагаемого материала, от позиции автора, от авторской концепции. Понятие «технологии» прочно вошло в теорию педагогики и практику образования, в лексику всех тех, кто причастен к образованию вообще и к высшему профессиональному образованию в частности.
В качестве функций образования выделяются человекообразующая, технологическая и гуманистическая. Технологическая функция образования – это обеспечение «базы жизни»; формирование навыков и умений трудовой, общественной, хозяйственной, профессиональной деятельности; развитие коммуникативности в разных сферах жизнедеятельности и т.д.
Профессиональная (педагогическая) культура рассматривается как совокупность основных компонентов: аксиологического, технологического, эвристического и личностного.
Профессиональное (педагогическое) мастерство отражает высокий уровень развития педагогической деятельности, владения педагогической технологией, в то же время выражает и личность педагога в целом, его опыт, гражданскую и профессиональную позицию.
Педагогическое мастерство складывается из специальных знаний, а также умений, навыков и привычек, в которых реализуется совершенное владение основными приемами того или иного вида деятельности. Какие бы частные задачи ни решал педагог, он всегда является организатором, наставником и мастером педагогического воздействия. Исходя из этого, в мастерстве педагогаможно выделить четыре относительно самостоятельных элемента: мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности детей, мастерство убеждения, мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности и, наконец, мастерство владения педагогической техникой.
Особое место в структуре мастерства учителя занимает педагогическая техника – совокупность умений и навыков, которая необходима для эффективного применения системы методов педагогического воздействия на отдельных учащихся и на коллектив в целом: умение выбрать правильный стиль и тон в обращении с воспитанниками, умение управлять вниманием, чувство темпа, навыки управления и демонстрации своего отношения к поступкам учащихся и др. Владение основами педагогической техники – необходимое условие вооружения технологией.
Структура педагогической техники представляется как набор наиболее общих умений: речевые умения мимической и пантомической выразительности, управление своими психическими состояниями и поддержание эмоционально-творческого напряжения, актерско-режиссерские умения, позволяющие влиять не только на ум, но и на чувства воспитанников, передавать им опыт эмоционально-ценностного отношения к миру.
Особенности умений и навыков педагогической техники состоят в том, что они проявляются только при непосредственном взаимодействии с другими «я». Они всегда носят ярко выраженный индивидуально-личностный характер и существенно зависят от возраста, пола, темперамента и характера педагога, его здоровья и анатомо-физиологических особенностей. Через эти умения в педагогическом взаимодействии наиболее полно раскрываются воспитанникам нравственные и эстетические позиции педагога.