Понятие методов управления

В переводе с греческого слово «метод» означает «путь к чему-либо». В русском языке данный термин имеет два значения:

  1. способ, прием познания, исследования, анализа, диагностики явлений, процессов, систем;
  2. способ, прием выполнения какой-либо деятельности, образ действия.

В первом случае речь идет о методах той или иной науки, в частности социального управления или менеджмента — исторический и системный подход, эксперимент, моделирование, ситуационный анализ, организационная диагностика и другие. То есть в данном значении метод дает ответ на вопрос: «Как это узнать, проанализировать, исследовать?»

Во втором случае методы рассматриваются применительно к управленческой деятельности, процессу управления, работе руководителя.

Общим для первого и второго значений выступает слово «как» — сначала узнать, а потом действовать или начинать действовать, а в процессе работы что-то познавать. Поэтому в методах управления взаимосвязаны эти две важнейшие стороны — познавательная и деятельностная. Методы управления имеют определенные особенности:

  • направлены на достижение целей и задач. Как только «возникает» целевой элемент, сразу появляется потребность в методах. Методы — это инструмент целенаправленной деятельности;
  • практическим действиям предшествуют анализ, оценка конкретных условий, обстановки, ситуации. Чем глубже их познание, тем обоснованнее выбор нужных способов. В этой связи методы сбора, обработки и анализа информации относят к методам управления;
  • методы, как правило, выбираются из возможных способов, поскольку имеет место (в явной или скрытой форме) оценка по критерию «какой метод или образ действия результативнее, эффективнее, целесообразнее?»

Таким образом, организационные методы управления — это способы, приемы практических действий, направленные на достижение целей, задач, основанные на анализе информации; выбранные из возможных вариантов.

Ключевые слова: Управление
Источник: Комаров Е.И.,Менеджмент социальной работы
Материалы по теме
Построение систем управления персоналом
Самыгии С.И., Менеджмент персонала
Инновационный менеджмент
Корпоративный менеджмент
Процессные функции менеджмента
Основы менеджмента : учебное пособие / В.Л. Полукаров. — 2-е изд., перераб. — М.: КНОРУС,...
Контроль в менеджменте
Ладанов И.Д., Практический менеджмент
Сущность и принципы инновационного менеджмента
Хворостенко А.В., Шумал С.С., Менеджмент
Основные положения и задачи менеджмента
Под редакцией Афоничкина А.И. - Основы менеджмента (Учебник для вузов) - 2007
История развития менеджмента. Эволюция управленческой мысли
Овчарова Р.В., Психология менеджмента
Ситуационный подход в управлении
Замедлина Е.А., Жулина Е.Г., Шпаргалка по основам менеджмента
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий