Понятие методов управления

В переводе с греческого слово «метод» означает «путь к чему-либо». В русском языке данный термин имеет два значения:

  1. способ, прием познания, исследования, анализа, диагностики явлений, процессов, систем;
  2. способ, прием выполнения какой-либо деятельности, образ действия.

В первом случае речь идет о методах той или иной науки, в частности социального управления или менеджмента — исторический и системный подход, эксперимент, моделирование, ситуационный анализ, организационная диагностика и другие. То есть в данном значении метод дает ответ на вопрос: «Как это узнать, проанализировать, исследовать?»

Во втором случае методы рассматриваются применительно к управленческой деятельности, процессу управления, работе руководителя.

Общим для первого и второго значений выступает слово «как» — сначала узнать, а потом действовать или начинать действовать, а в процессе работы что-то познавать. Поэтому в методах управления взаимосвязаны эти две важнейшие стороны — познавательная и деятельностная. Методы управления имеют определенные особенности:

  • направлены на достижение целей и задач. Как только «возникает» целевой элемент, сразу появляется потребность в методах. Методы — это инструмент целенаправленной деятельности;
  • практическим действиям предшествуют анализ, оценка конкретных условий, обстановки, ситуации. Чем глубже их познание, тем обоснованнее выбор нужных способов. В этой связи методы сбора, обработки и анализа информации относят к методам управления;
  • методы, как правило, выбираются из возможных способов, поскольку имеет место (в явной или скрытой форме) оценка по критерию «какой метод или образ действия результативнее, эффективнее, целесообразнее?»

Таким образом, организационные методы управления — это способы, приемы практических действий, направленные на достижение целей, задач, основанные на анализе информации; выбранные из возможных вариантов.

Темы: Управление
Источник: Комаров Е.И.,Менеджмент социальной работы
Материалы по теме
Особенности управленческой деятельности органов государственной власти в чрезвычайных ситуациях
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть I. Концепции и проблемы...
Коммуникации в системе управления
Основы менеджмента., Семенов, Набоков., 2008
Управление качеством как фактор успеха предприятия в конкурентной борьбе
Ю.И. Ребрин Управление качеством
Для чего нужен управленческий учет
Немировский И.Б., Старожукова И.А., Бюджетирование
Методы управления рисками
Менеджмент. Учебное пособие
Кадровый менеджмент: теории, концепции, парадигмы
Управление персоналом: Учебник / К.В. Воденко, С.И. Самыгин, К.Г. Абазиева, С.А....
Стили управленческой деятельности
КАБАЧЕНКО Т.С. Психология управления: Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России...
Роль службы управления персоналом
Щёкин Г.В.Теория и практика управления персоналом.2003
Оставить комментарий