Понятие качества и управления качеством

Категория качества древняя, как сам человек. Наряду с другими философскими вопросами, с античных времен решался и вопрос о качестве, как о важнейшей стороне действительности. Аристотель отмечал, что качество - различие между предметами, которое также позволяет проводить дифференциацию по признаку «хороший - плохой». В Новое время качество рассматривалось как существенная определенность предмета, в силу которой он является данным, а не иным предметом и отличается от других предметов. Более того, как отметил Гегель, нечто перестает быть тем, что оно есть, когда теряет свое качество.

Таким образом, с философской точки зрения качество - суть предмета, и без этой сути предмет словно исчезает или превращается в другой. Так, яблоко, упавшее с дерева, начинает разлагаться и через некоторое время фактически перестает быть яблоком, т. е. плодом, который используется в пищу. Это происходит из-за потери яблоком своего качества.

Действительность с разных сторон характеризуют категории качества и количества. Ни один предмет не обладает только качественной или только количественной стороной. Так, говоря о разложившемся яблоке, мы можем говорить о результатах химического анализа, который покажет его состав и низкие доли тех веществ, которые характерны для яблока. Поэтому взаимосвязь количественной и качественной сторон позволяет, исследуя количественную сторону, познать качественную и наоборот. Этот подход используется сегодня в квалиметрии -области деятельности, связанной с количественной оценкой качества продукции (от лат. quails - какой по качеству, греч. metrio - измеряю).

В эпоху научно-технического прогресса понятие качества развивалось главным образом в экономическом аспекте. Важным стало не столько качество абстрактного объекта, сколько объекта, созданного людьми - товара или услуги.

Приведем 2 определения качества, появившиеся в конце 20 в.:

Качество - совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленным и предполагаемым потребностям. (международный стандарт ИСО 8402-94).

Качество - степень, с которой совокупность собственных характеристик выполняет требования (международный стандарт ИСО 9000:2000).

Т.о., при определении понятия качества использовались два аспекта: аспект характеристик объекта и аспект потребностей лиц, которые используют этот объект. Аспект потребностей важен, поскольку в рыночной экономике качество оценивается с позиций потребителя. Аспект характеристик важен, т. к. управление качеством проявляется именно через характеристики (товара или услуги).

Поэтому наиболее общеупотребимое на сегодня определение качества таково:

Качество - это способность товара или услуги удовлетворять установленным и предполагаемым потребностям.

Ключевые слова: Качество, Управление
Источник: Нефедов Ю.В. - Управление качеством - 2005
Материалы по теме
Методика применения концепции всеобщего управления качеством в государственных организациях
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии,...
Всеобщее управление качеством
Управление конкурентоспособностью организации
Система тотального управления качеством
Ребрин - Управление качеством
Комплексная система управления качеством продукции (КСУКП)
Ребрин - Управление качеством
Механизм управления качеством
Ребрин - Управление качеством
Менеджмент качества
Корпоративный менеджмент
Управление качеством как фактор успеха предприятия в конкурентной борьбе
Ю.И. Ребрин Управление качеством
Система управления качеством продукции предприятия
И. В. Сергеев, И. И. Веретенникова, ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ) 2005
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий