Понятие и виды монополистической деятельности

Монополистическая деятельность — противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.
(Ст. 4 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»)

Монополистическая деятельность является правонарушением и, как любое правонарушение, имеет объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону. Такую деятельность следует рассматривать как антипод конкуренции. Ее конечной целью служит максимизация прибыли при осуществлении предпринимательской деятельности.

Классификация монополистической деятельности проводится по различным основаниям. Критерием классификации может быть выбрана форма отражения и закрепления проявлений монополистической деятельности. В соответствии с этим критерием выделяют договорный и внедоговорный виды монополистической деятельности.

В основу классификации может быть также положено число участников монополистической деятельности. В этом случае говорят об индивидуальной и коллективной антиконкурентной практике. Коллективная деятельность проявляется, в частности, в соглашениях между хозяйствующими субъектами. Результатом таких соглашений чаще всего является создание картелей, синдикатов, концернов и иных монополистических объединений.

Проанализируем виды монополистической деятельности, положив в основу классификации число участников, учитывая при этом и иные критерии.
1. Индивидуальная монополистическая деятельность, которая проявляется как злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением на рынке. Субъектом такой деятельности выступает хозяйствующий субъект, в отношении которого антимонопольным органом установлен факт доминирования, независимо от внесения в Реестр.
В зависимости от целей, злоупотребления могут проявляться в виде:
- изъятия товаров из обращения, целью или результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен;
- навязывания контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования передачи финансовых средств, иного имущества, имущественных прав или рабочей силы контрагента, согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент не заинтересован, и др.);
- создания препятствий в доступе на рынок (выходу с рынка) для других хозяйствующих субъектов;
- нарушения предписанного нормативными актами порядка ценообразования, установления монопольно высоких или монопольно низких цен;
- сокращения или прекращения производства товаров, на которые имеется спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства.

Следует иметь в виду, что установленный ст. 5 Закона о конкуренции перечень действий, рассматриваемых как нарушение антимонопольного законодательства, не является исчерпывающим. Антимонопольный орган вправе применить к хозяйствующему субъекту меры воздействия и в случаях, прямо не названных в Законе о конкуренции, если действия этого субъекта ограничивают конкуренцию и ущемляют интересы других хозяйствующих субъектов и граждан, т.е. отвечают общему определению «злоупотребление доминирующим положением».

Законом предусмотрено, что в исключительных случаях указанные действия (бездействие) могут быть признаны правомерными, если хозяйствующий субъект докажет, что положительный эффект от них, в том числе в социально-экономической сфере, превысит негативные последствия для рассматриваемого товарного рынка.

В зависимости от формы, злоупотребления, связанные с доминирующим положением, могут быть договорными (если касаются различных условий заключения договоров) и внедоговорными.
2. Коллективная монополистическая деятельность в виде соглашений (согласованных действий) хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию.

В зависимости от субъектного состава различают:
1) договоры, иные сделки, соглашения или осуществление согласованных действий хозяйствующими субъектами, действующими на рынке одного товара (взаимозаменяемых товаров), которые приводят или могут привести к следующим результатам:
- установление (поддержание) цен, скидок, надбавок (доплат), наценок;
- повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах;
- раздел рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков);
- ограничение доступа на рынок или устранение с него других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов определенных товаров или их покупателей (заказчиков);
- отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).
Данный перечень не является исчерпывающим. Запрещается заключение хозяйствующими субъектами, действующими на рынке одного товара, и иных соглашений, осуществление согласованных действий, в результате которых имеются или могут иметь место недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов других хозяйствующих субъектов;
2) соглашения или согласованные действия не конкурирующих между собой на соответствующем товарном рынке хозяйствующих субъектов, получающих (потенциальные приобретатели) и предоставляющих (потенциальные продавцы) товар (взаимозаменяемые товары), если в результате таких соглашений или согласованных действий имеются или могут иметь место недопущение, ограничение, устранение конкуренции. Данное положение не применяется к хозяйствующим субъектам, совокупная доля которых на рынке определенного товара не превышает 35 процентов.

В исключительных случаях допускается признание некоторых видов соглашений (согласованных действий) хозяйствующих субъектов правомерными, если они докажут, что положительный эффект от их действий превысит неблагоприятные последствия для рассматриваемого товарного рынка, либо если возможность заключения такого соглашения (осуществления согласованных действий) предусмотрена федеральными законами. Порядок признания рассматриваемых соглашений правомерными определен Законом о конкуренции (ст. 19.1).

Форма соглашений Законом о конкуренции не установлена, следовательно, они могут заключаться в письменном виде путем составления одного или нескольких документов; в виде устных договоренностей на форумах, совещаниях; путем скоординированных и строго направленных действий, целью которых является ограничение конкуренции.

Кроме того, запрещается осуществление координации предпринимательской деятельности коммерческих организаций, которая может иметь своим результатом ограничение конкуренции.

Нарушение указанных требований является основанием для ликвидации в судебном порядке организации, осуществляющей координацию предпринимательской деятельности, по иску антимонопольного органа.

Закон о финансовом рынке не содержит термина «монополистическая деятельность», однако устанавливает запрет на ее осуществление (исходя из известного содержания данного понятия) устанавливает и определяет формы проявления. При этом, аналогично Закону РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», монополистическую деятельность на рынке финансовых услуг можно разделить на два вида:
1) злоупотребление со стороны финансовой организации своим доминирующим положением.
2) соглашения или согласованные действия финансовых организаций, ограничивающие конкуренцию. Законом о финансовом рынке не допускается заключение соглашений или осуществление согласованных действий финансовых организаций между собой либо с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и с любыми юридическими лицами, если они могут иметь своим результатом ограничение конкуренции.

Такие соглашения могут быть направлены на установление и поддержание цен, раздел рынка финансовых услуг, ограничение доступа на рынок или устранение с него других финансовых организаций, установление барьеров при вступлении в платежные системы и др. Данный перечень является открытым.

В качестве исключения Закон о финансовом рынке допускает соглашения или согласованные действия финансовых организаций:
— с Банком России;
— в случаях, предусмотренных законодательством РФ;
- заключаемые в целях унификации стандартов деятельности, проведения совместных научных исследований и разработок, закупки технических средств, использования единых программных и технических информационных средств.

Закон о финансовом рынке (ст. 8) вводит понятие и практику последующего контроля за соглашениями (согласованными действиями) финансовых организаций, ограничивающими конкуренцию. Финансовые организации обязаны направлять уведомления в ФАС России в течение 15 дней с момента заключения соглашения, если совокупная доля финансовых организаций - участников соглашений или согласованных действий в обороте финансовой услуги составляет или может составить 10 процентов и более.

Порядок принятия ФАС России решения о признании соглашений или согласованных действий ограничивающими конкуренцию определен в ст. 9 Закона о финансовом рынке. Соглашения или сделки, совершенные в результате таких действий, могут быть признаны недействительными в судебном порядке по иску ФАС России с возмещением причиненных убытков.

Предварительный контроль ФАС России предусмотрен в отношении соглашений о создании объединений (ассоциаций, союзов) финансовых организаций. Участники обязаны направить ходатайство в антимонопольный орган и получить его согласие на создание объединения.

Источник: 
Ершова И.В - Предпринимательское право.Учебник