Понятие и сущность государства

Определение государства в различных концепциях. Государство — наиболее важный институт политической системы. Значимость государства определяется максимальной концентрацией в его руках власти и ресурсов, позволяющих ему эффективно и решающим образом влиять на социальные изменения. С момента своего возникновения государство неоднозначно трактовалось в истории политической мысли, поскольку на различных этапах истории человечества на первый план выходили те или иные его функции и свойства.

Так, Аристотель считал государство олицетворением разума, справедливости, красоты и общего блага. По его мнению, оно является отражением родовой сущности человека как «политического животного», стремящегося к «совместному сожительству».

Человек, нашедший свое завершение в государстве, совершеннейшее из творений, наоборот, человек, живущий вне закона и права, занимает жалчайшее место в мире

Английский мыслитель Т. Гоббс, напротив, сравнивал государство с Левиафаном — чудовищем, описанным в Библии:

Из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры. Из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла. Дыхание его раскаляет угли, и из пасти выходит пламя. На шее его обитает сила, и перед ним бежит ужас

Природа и социальное назначение государства в политической науке понимаются неоднозначно. Можно выделить несколько теорий, по-разному интерпретирующих государство.

Теократическая теория рассматривает государство как Божий промысел, основываясь на тезисе, что «вся власть от Бога. Теократический (от греч. theos — бог + kratos — власть) — относящийся к теократии, т.е. к форме правления, при которой политическая власть принадлежит духовенству, церкви. Эта теория имела под собой реальные факты: первые государства имели религиозные формы (правление жрецов), божественное право придавало государственной власти авторитет, а решениям государства — обязательность.

Патриархальная концепция трактует государство как большую семью, где отношения монарха и его подданных отождествляются с отношениями отца и членов семьи. Государство, согласно этой концепции, возникает в результате соединения родов в племена, племен в общности, государства. Монарх должен заботиться о своих подданных, а те в свою очередь должны повиноваться правителю.

Договорная теория, сформировавшаяся в XVII—XVIII вв., понимала государство как общественный договор, по которому люди в целях надежного обеспечения своих естественных прав, свободы, зашиты личности и собственности согласились создать государство. По замечанию французского мыслителя Д. Дидро (1713—1784),

люди быстро догадались, что если они будут продолжать пользоваться своей свободой, своей независимостью и безудержно предаваться своим страстям, то положение каждого отдельного человека станет более несчастным, чем если бы он жил отдельно; они осознали, что каждому человеку нужно поступиться частью своей естественной независимости и покориться воле, которая представляла бы собой волю всего общества и была бы, так сказать, общим центром и пунктом единения всех их воль и всех их сил. Таково происхождение государей

Марксистская теория (XIX в.) объясняет происхождение государства расколом общества на антагонистические классы вследствие разделения труда и появления частной собственности. Экономически господствующий класс создает государство для подчинения себе неимущих. В.И. Ленин подчеркивал:

Государство есть орган классового господства, орган угнетения одного класса другим, есть создание «порядка», который узаконяет и упрочивает это угнетение, умеряя столкновение классов

По мнению сторонников теории насилия, государство есть результат прямого политического действия — внутреннего или внешнего насилия, завоевания. Следствием победы большинства над меньшинством или более сильного племени над более слабым является учреждение победителем государства. Оно становится органом управления побежденными. В результате завоевания возникает не только государство, но и деление общества на классы, частная собственность.

В рассмотренных теориях отмечается один из аспектов социальной сущности государства: оно либо служит интересам общества и личности, либо выступает средством подавления имущими классами неимущих. На определенных этапах исторического развития преобладала классовая природа государства, однако определяющим всегда было его общесоциальное назначение. Если партии, движения выражают групповые потребности, то государство призвано представлять всеобщий интерес. Государство выступает важнейшим фактором социально-экономического и духовного развития общества, интеграции различных групп вокруг общепризнанных целей.

В связи с этим государство можно определить как особую форму организации политической власти в обществе, обладающей суверенитетом и осуществляющей управление обществом на основе права с помощью специального механизма (аппарата).

Признаки государства

Возникновение государства как социального института было обусловлено необходимостью выражения общих потребностей и интересов, которые прежние институты удовлетворить не могли: потребности в безопасности, соблюдении прав и свобод индивидов, сохранении гражданского мира и правопорядка и т.д. Преимущества государства в реализации общих целей и интересов связаны с тем, что оно отличается высокой специализацией и разделением труда между правящими. Так, законодатели вырабатывают правовые нормы, администраторы применяют их к членам общества, судьи контролируют выполнение правовых норм со стороны граждан и власти. Кроме того, государство обладает большими материальными и иными ресурсами для осуществления своих решений. Например, только государство имеет современную армию и полицию, способные оказаться решающим аргументом в случае открытого социального конфликта. И наконец, в распоряжении государства имеется полная и организованная система санкций, позволяющих ему добиваться повиновения от своих граждан (рис. 9.1).


Государство как политический институт обладает рядом существенных признаков, которые отличают его от негосударственных политических организаций (например, партии, движения и т.д.), оказывающих существенное влияние на общество.

1.    Государство выступает как единая территориальная организация политической власти в масштабах всей страны. Государственная власть распространяется на все население в пределах определенной территории. Целостность общества и взаимосвязь его членов обеспечивает институт гражданства ( подданства). Именно в наличии института гражданства выражается сущность государства для отдельного индивида. Осуществление власти на определенной территории ведет к установлению его пространственных пределов — государственной границы, отделяющей одно государство от другого. В пределах данной территории государство обладает верховенством и полнотой законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти над населением, т.е. суверенитетом.
2.    Государство представляет собой особую организацию политической власти, обладающую специальным механизмом, системой органов и учреждений, которые осуществляют непосредственное управление обществом. Механизм государства представлен институтами законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Обеспечивая обществу нормальные условия существования, государство обладает таким свойством, как принудительность, осуществляемую через органы насилия — армию, службы охраны порядка и безопасности.
3.    Государство организует общественную жизнь на основе права. Только государство обладает правом на регулирование жизни общества с помощью законов, имеющих общеобязательный характер. Требования правовых норм государство проводит в жизнь с помощью своих специальных органов (суды, администрация).
4.    Государство — суверенная организация власти. Суверенитет государственной власти выражается в ее верховенстве и независимости от любых других властей внутри страны или во взаимоотношениях с другими государствами. Верховенство государственной власти проявляется в:

  • общеобязательности ее решений для населения;
  • возможности отмены постановлений и решений негосударственных политических организаций;
  • обладании рядом исключительных прав, например правом издания законов, имеющих для населения обязательный характер;
  • наличии специальных средств воздействия на население, отсутствующих у других организаций (аппарат принуждения и насилия).

5.    Государство располагает системой принудительно взимаемых налогов и иных обязательных платежей, обеспечивающих его экономическую самостоятельность.

На протяжении истории человечества отмеченные признаки государства не оставались неизменными с точки зрения содержания и механизмов реализации его властной воли. Они трансформировались в структуре институтов государственной власти, их специализации и дифференциации. Соотношение институтов законодательной, исполнительной и судебной власти в значительной мере определяется теми функциями, которые выполняет государство в конкретном обществе. Объем этих функций обусловлен зрелостью экономической, социальной и культурной сфер общества, ролью основных властных институтов и принципами их формирования.

Зрелое гражданское общество сокращает количество функций, закрепленных за государством, до минимума, оставляя лишь наиболее важные: обеспечение правопорядка, безопасности личности, охрану окружающей среды и т.д. Развивающиеся общества, напротив, характеризуются всепроникающей способностью государства контролировать все стороны жизнедеятельности человека. В таких странах отсутствуют принцип разделения властей, сдерживания и противовесов трех ветвей власти, специализация политических ролей и функций, верховенство права и т.д.

Ключевые слова: Государство
Источник: Основы социологии и политологии: учебник для учащихся средних профессиональных учебных заведений / Р.Т. Мухаев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,2012. - 495 с.
Материалы по теме
Нормативный характер институциализации конфликта в государственном управлении
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть I. Концепции и проблемы...
Функции правового государства
Политология: Учебное пособие / Под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. — СПб.: Питер, 2005...
Государство как рыночный субъект
Мамедов О., Германова О. и др. - Современная экономика - 2000
Оценка регулирующего воздействия (ОРВ) как инструмент государственной политики
Государственная политика и управление: учеб. пособие / С.Г. Еремеев, Р.М. Вульфович, Г.И....
Регулирующая роль государства в рыночной экономике
Чуньков Ю.И., Экономическая теория. Часть 2
Типология государства
Общая теория права и государства, под ред. Лазарева, Учебник, 2001 3-е изд
Древнейшие государства
История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков...
Государственные гарантии - форма государственного долга
Деньги, кредит, банки: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. В. Ю....
Оставить комментарий