Лидерство — один из ключевых факторов достижения эффективности деятельности организации, это часть процесса управления, основанная на исключительных способностях лидера выступать как личность, способная объединить людей ради достижения определенной цели, оказать на них решающее влияние, организовать и направлять их коллективные действия в определенных социальных группах.
Чтобы стать лидером в конкретной ситуации, человек должен обладать определенными социальными качествами, помогающими выделить и возглавить именно те действия ведомых им людей, которые в наибольшей степени соответствуют их целям, интересам, потребностям и способны привести к решению поставленных перед ним задач.
На протяжении десятилетий специалисты, изучающие лидерство, давали ему различные определения: средоточие групповых процессов, индивидуальность человека и его воздействие, искусство добиваться согласия, осуществление влияния, модель поведения, форма убеждения, властные отношения.
Отечественные исследователи проблем совершенствования управления О.С. Виханский и А.И. Наумов определяют лидерство, с одной стороны, как «наличие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает влияние или воздействие на других», с другой — как «процесс преимущественно несилового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей».
Таким образом, лидерство представляет собой:
- специфический тип управленческого взаимодействия;
- потенциал, имеющийся у руководителя.
Успешная реализация функции лидерства влияет на формирование ценностно-нормативной системы, регулирует поведение людей и социальных групп в коллективе, что в конечном итоге повышает эффективность деятельности организаций.
На сегодняшний день отечественными исследователями проблем управления выделены основные типы подходов к изучению лидерства. В основу деления подходов положены две переменные или два измерения (динамика поведения и уровень ситуационности). В зависимости от учета в подходе уровня ситуационности и динамики поведения лидера можно выделить четыре типа подходов к изучению феномена лидерства. Группировка основных концепций лидерства и их содержание, исходя их предложенных выше типов подходов, представлена в табл. 3.2.
Первые теории лидерства акцентировали внимание на исследовании личностных качеств лидера, определяющих эффективность его поведения в организации. В результате анализа полученных результатов было выяснено, что задача составления перечня таких характеристик практически нерешаема. По существу теория лидерских качеств не давала ответа на вопрос, почему и при каких обстоятельствах появляются лидеры, каково происхождение феномена лидерства.
Концепции лидерского поведения предполагали, что есть некоторая общая оптимальная стратегия лидерства. Однако в результате исследований появилась необходимость дальнейшего изучения феномена лидерства, в частности, изучения характеристик ситуаций, определяющих выбор того или иного образца поведения лидера.
Концепции ситуационного лидерства исследуют данный феномен как результат взаимодействия определенных ситуационных переменных, предлагая использовать конкретный стиль лидерства в зависимости от сложившейся комбинации. Данные концепции получили широкое распространение, но и они не смогли дать исчерпывающего объяснения природе и происхождению лидерства, поскольку не сложилось единого мнения в отношении характеристик подчиненных и среды, учитываемых при выборе стиля лидерства. Однако исследователями было выявлено, что основополагающим для любого стиля или типа поведения является разграничение между людьми и поставленной перед ними задачей.
Современные концепции лидерства пытаются соединить в себе характерологический, ситуационный и поведенческий аспекты изучения лидерства и использовать преимущества ранее разработанных теорий. Данный подход ориентирован на создание универсальной модели эффективного лидера, обладающего способностями нового видения проблем, а также, как отмечает ряд отечественных исследователей, социально-психологической компетентностью.
В большинстве случаев лидерство является результатом комбинации нескольких переменных: ситуации; уровня и характера притязаний; потребностей и социальных установок подчиненных; личностных характеристик лидера.