Понятие и оценка качества управленческих решений

Управленческое решение – это результат деятельности менеджера. Эффективность управленческого решения определяется как соотношение результатов к затратам на его реализацию. Эффективность деятельности менеджера определяет качество управленческих решений.

Качество управленческих решений – это его характеристики, играющие определенную роль в процессе управления.

В соответствии с сущностью и назначением выделяется несколько характеристик качества:

  1. обоснованность заключается в уровне познания и использования реально действующих законов и принципов, на основе которых развивается предприятие;
  2. своевременность предполагает, что чем больше необходимость данного решения на момент его принятия, тем выше степень его эффективности, а следовательно, и качества;
  3. полномочность повышает качество управленческого решения в случае принятия его лицом, обладающим надлежащими правами и компетентностью, в соответствии с нормативными документами – как государственными, так и действующими внутри предприятия;
  4. рациональность является характеристикой качества управленческих решений с точки зрения минимизации вложенных на его разработку средств и в соответствии с затратами на его реализацию;
  5. лаконичность изложения и понятность для исполнителя заключается в краткости и четкости принимаемого решения, а также простоте формулировок и исключает витиеватость, многозначность формулировок. От этого зависит следующий показатель качества;
  6. непротиворечивость принятых решений уже существующим решениям и регулирующим деятельность организации нормативным документам.

В процессе выработки управленческих решений необходимо учитывать следующие факторы:

  1. характеристику проблемы с точки зрения ее сложности, новизны, степени определенности и вида;
  2. разработанность проблемы определяется наличием методик, программ и навыков ее реализации;
  3. характеристики информации, такие как объем, доступность, достоверность, релевантность и пр.;
  4. ограниченность ресурсов: временных, трудовых, финансовых, материально-технических и т. д.;
  5. организацию разработки решений;
  6. компетентность, образование и опыт работы руководителей;
  7. субъективные факторы, такие как способность членов коллектива работать вместе, их сплоченность и др.;
  8. информационные технологии, с помощью которых проводится сбор анализ и обработка информации.

В процессе воплощения управленческих решений в реальность имеют значение следующие моменты:

  1. особенность выбранного решения характеризуется его сложностью, новизной, классом и т. д., как и сама проблема;
  2. организационная структура реализации управленческих решений, т. е. подразделения, в которых оно будет выполняться, и распределение ответственности;
  3. сроки реализации;
  4. компетентность исполнителей;
  5. авторитет руководителя у подчиненных;
  6. социально-психологические факторы;
  7. надежность и продуктивность технических средств управления;
  8. степень организации и контроля за исполнителем.

Высокое качество управленческих решений обеспечивается в случае системного подхода к решению проблемы. Следует использовать научно обоснованные методы и модели их реализации, которые должны соответствовать сложившейся ситуации с точки зрения отношения результатов к потерям, образующимся при любом принимаемом решении.

Качество решений руководителя, несомненно, повышается при использовании современных информационных технологий и программных разработок. Весомое влияние на принимаемое решение оказывает персонал организации, его качественный состав (квалификация, возраст работников, опыт работы и т. д.), творческие возможности и способность его членов эффективно взаимодействовать (психологическая совместимость).

Кроме этого, управленческое решение должно быть как можно более гибким, дабы предприятию предоставлялась возможность применить методы и технологии его реализации с минимальными потерями.

Несмотря на то что качественность управленческого решения (эффективность) является его основной характеристикой, определение его уровня сопряжено с рядом сложностей. Зачастую сложно определить результат принятого решения, особенно его творческую сторону, т. к., во-первых, редко устанавливаются требования, по которым следует оценивать его качество, а, во-вторых, результат во многом связан с социально-психологическими факторами, которые не могут быть определены количественно. Чаще всего на практике качество управленческих решений оценивается с точки зрения их влияния на прибыль.

Оценка качества решения может производиться на стадиях выработки, принятия и реализации.
Оценка качества решения на стадии выработки  осуществляется при отборе возможных вариантов и при выборе окончательного решения.

Данный процесс осуществляется на основе объективных критериев, самым распространенным из которых является критерий оптимальности  . Но он на практике за частую остается нереализованным, т. к. не учитывает риски, связанные с ограниченностью по ресурсам. Для расчета данного показателя в условиях отсутствия нормативной базы срок выполнения работ устанавливается с помощью статистических данных, экспертных оценок, на основе прецедентов, а также разработки сетевой матрицы.

Помимо критерия оптимальности, можно воспользоваться показателем экономической эффективности, определяемого как результат минус затраты. С этой точки зрения оценивается понижение себестоимости продукции, повышение ее качества, прибыльности и др.

На стадии выработки решения рассчитывается плановая экономическая эффективность.
На стадии принятия решения  происходит окончательный выбор варианта из наиболее целесообразных на основе экономической эффективности, критерия оптимальности и вероятности его реализации. В последнее время, помимо указанных критериев, особое внимание уделяется социально-психологическим факторам, экологическим последствиям и дальнейшим перспективам организации.

На стадии реализации решения  производится его контроль и корректировка на промежуточном и конечном этапах, а также сопоставляются сроки, установленные на его выполнение, с действительными. Анализ производится на основе экономического эффекта (соотношения затрат и результатов).

Результаты анализа используются в дальнейшей работе руководства для выявления дальнейших направлений развития организации и устранения препятствий на пути достижения целей.
Основными направлениями  развития организации являются экономические, социально-психологические и организационные.

Экономическое направление заключается в максимальной реализации экономических интересов участников процесса разработки и реализации решения и в использовании различных ресурсов.
Социально-психологическое направление предполагает повышение уровня профессионализма руководителей, формирование коллектива на научной основе и развитие у него интереса к творческой деятельности, а также вовлечение во все этапы процесса принятия решения.

Организационное направление концентрирует свое внимание на повышении уровня труда руководящих работников и совершенствовании движения и применения средств производства. Совершенствование организационных мероприятий приводит к повышению эффективности организации.

Ключевые слова: Решения
Источник: Хворостенко А.В., Шумал С.С., Менеджмент
Материалы по теме
Оптимизация принятия решений
...
Этапы принятия управленческих решений
Авдулова Т.П., Психология менеджмента: Учеб. пособие для студ. сред, проф. учеб. заведений...
Психические аспекты принятия решения оператором
...
Патологии управленческих решений
...
Принципы принятия организационных решений
Авдулова Т.П., Психология менеджмента: Учеб. пособие для студ. сред, проф. учеб. заведений...
Основы принятия управленческого решения
...
Требования к оформлению управленческих решений
Фатхутдинов Р.А. - Разработка управленческого решения
Политико-управленческие решения
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии,...
Оставить комментарий