Развитие информации и электронных технических средств оказало серьезное влияние на структуры и процессы государственного управления. Если вначале это влияние выразилось в повышении эффективности сбора, обработки и использования информации в процессе принятия решений, то в дальнейшем начали происходить заметные трансформации в институтах и методах организации всей системы государственного управления. Особую интенсивность информационные технологии в государственном управлении приобретают в середине 1990-х годов, что выражается в появлении нового концепта «электронное правительство» (e-government). Формируются и связанные с ним концептуальные понятия «электронная демократия» (e-democracy), «электронное правление» (e-governance).
В целом развитие электронного правительства следует за развитием электронного бизнеса и электронной коммерции. Выделяется узкое и широкое понимание электронного правительства.
В широком смысле электронное правительство включает в себя использование всех информационных и коммуникационных технологий — от факсов до спутниковой связи для усовершенствования ежедневной деятельности правительства. Вместе с тем популярная интерпретация электронного правительства не отличается от содержания понятия «электронной торговли» и состоит в его определении как исключительно интернет-активности правительства, «которая позволяет усовершенствовать доступ граждан к управленческой информации, услугам и экспертизе для развития гражданского участия... Э-правительство связано с постоянной обязанностью государства улучшать отношения между частными лицами и публичным сектором посредством интенсивного, незатратного и эффективного предоставления услуг, информации и знания. Оно является практической реализацией того наилучшего, что может предложить правительство».
Различают также умеренную и радикальную школы в интерпретации электронного правительства. Для первой из них это понятие отражает совершенствование деятельности государственного управления посредством использования новых информационных технологий, что позволяет в итоге повысить его эффективность в предоставлении услуг населению. Для второй понятие «электронное правительство» выражает не только новый характер внутриорганизационных отношений, но и трансформацию всего комплекса отношений государственного управления с обществом. Все эти подходы и школы в определенной мере связаны с пониманием электронного правительства на различных этапах его становления. Наиболее развитая стадия позволяет сформировать представление о «виртуальном государстве». Как пишет Джейн Фунтен, «веб-порталы (доступные семь дней в неделю, двадцать четыре часа в день, 365 дней в году), которые позволяют применить к правительству бизнес-концепт “7 х 24 х 365”, переструктурируют взаимоотношения между государством и гражданами для того, чтобы они были проще, более интерактивны и эффективны. Виртуальное государство (наш термин) означает правительство, которое все более организуется через виртуальные агентства, кросс-агентства и публично-частные сети, чьи структуры и возможности зависят от Интернета и веб»7.
Государство посредством электронных средств получает возможность более эффективно предоставлять услуги населению, бизнес-организациям, совершенствовать взаимодействие между самими правительственными структурами. При этом достигаются общие цели деятельности государства:
- укрепление и расширение форм сотрудничества между обществом и государством;
- содействие экономическому и социальному развитию общества и граждан;
- быстрое и эффективное реагирование на изменяющиеся условия деятельности;
- оптимизация предоставления услуг населению и бизнес-структурам, уменьшение их стоимости;
- повышение эффективности внутриорганизационных отношений в государственном управлении;
- развитие кадрового потенциала государственного управления;
- повышение ответственности государственных служащих, поощрение их инициативы и повышение уровня прозрачности государственного управления в целом.
Среди исследователей нет единства относительно того, как связаны административные реформы недавнего прошлого (новый государственный менеджмент) и формирование электронного правительства. Некоторые считают, что сегодня наблюдается серьезный отход от прежних представлений. С их точки зрения можно говорить по крайней мере о формировании совершенно отличной модели публичного управления, изменяющей все его параметры. Другие более осторожны. Часто электронное правительство рассматривают скорее как новое средство для решения в значительной мере тех же задач, которые ставили реформы по модели нового государственного менеджмента (сокращение затрат, эффективность, конкурентность и др.). В связи с этим не все элементы электронного правительства и направления в их развитии продолжают прежние реформы.
Движение за «электронное правительство 2.0» ставило акцент в определении этого термина на его демократическом потенциале:
«Правительство 2.0, в общем-то, не касается социальных сетей или технологических подходов к чему-либо. Оно представляет фундаментальный сдвиг в осуществлении управления — к открытым, совместным и сотрудничающим структурам, где при любом возможном случае проводятся открытые консультации, имеется доступ к данным, формируется совместное знание и признается взаимный опыт, возникают взаимное уважение к совместным ценностям и понимание того, как принять несогласие. Технология и социальные инструменты являются важной частью этого движения, но они лишь усиливают данные процессы».
Можно сказать, что новые коммуникационные технологии Web 2.0, реализованные в таких социальных сетях, как Facebook, Twitter, YouTube, «ВКонтакте», позволили создать новую платформу для изменения управленческой деятельности, сделав ее более открытой, чувствительной, ответственной и ориентированной на сотрудничество с бизнесом и обществом.
Сегодня можно выделить три основных элемента электронного правительства:
- электронная демократия и участие (e-democracy and participation) предназначены для формирования общественного мнения и выработки решений через электронные средства (голосование, консультации, гражданские сети, блоги и т.д.);
- электронные производственные сети (electronic production network) представляют собой формы сотрудничества между публичными, публичными и частными институтами через электронные средства;
- электронные общественные услуги (electronic public services) предназначены для предоставления услуг на благо получателей, частных лиц или компаний через местные, региональные или национальные интернет-порталы.
Если первая составляющая имеет отношение в целом к политической системе, то две другие в той или иной степени продолжают начатое.
«Я не вижу, что реформы по модели нового государственного менеджмента или связанные с ними движения остановились, хотя многие элементы были приспособлены к национальным нуждам и структурам, — пишет Куно Шедлер, один из известных исследователей нового государственного менеджмента. — Концепт “электронное правительство” является другой возможностью для изучения перемен в политико-адиминистративной системе. Мы должны, однако, не трактовать электронное правительство как наследника нового государственного менеджмента, а рассматривать этот концепт в качестве дополнительного интересного подхода к его аргументации».