Половые различия в стремлении к лидерству, доминантности, независимости

Б. Фагот (Fagot, 1978) и В. Хартуп (Hartup, 1958) пишут, что девочки по сравнению с мальчиками не стремятся к лидерству, потому что более боязливы и застенчивы, не уверены в своих силах, более конформны, легче подвергаются фрустрациям. Э. Игли с соавторами (1995) высказывают мнение, что мужчины являются инструментальными лидерами, а женщины — социальными.

Доминантность у женщин сопровождается независимостью от социальных условий, гетероагрессивностью, у мужчин же связана с зависимостью от мнения группы. Самостоятельность в принятии решений женщинами рассматривается как позитивное качество, связанное со свободой самопроявления в общении, мужчины же рассматривают ее не столь позитивно. Для них такая самостоятельность означает оторванность от группы, ожидание негативного отношения к себе, сверхконтроль.

Как показано В. М. Поголына (1997), мужчины значимо отличаются от женщин авторитарностью, склонностью к риску, догматизмом и автономностью; женщины же имеют более высокие показатели по импульсивности, отчужденности.

В исследовании П. Д. Рабинович и М. П. Нуждина (1987) было выявлено, что у мужчин выше эгоцентризм и стремление к лидерству, а также развитие второй сигнальной системы, а у женщин выше эмоциональный стресс, тревога, депрессия, эмоциональная лабильность и развитие первой сигнальной системы.

По данным Р. Бернрейтера (R. Bernreuter, 1938), мужчины более независимы, чем женщины, что может проистекать как от более низкой их невротичности, так и от завышенных самооценок. Сходные данные получены через много лет спустя А. И. Винокуровым (1996): мужчины более добродушны, социально свободны в поведении, самостоятельны, находчивы, предпочитают принимать собственные решения. Ю. Е. Кочнева и О. А. Шабалина (2000) тоже установили, что мужчины проявляют большую склонность к автономии.

Однако с возрастом характеристики мужчин и женщин могут трансформироваться: женщины становятся более настойчивыми и уверенными в себе, а мужчины — склонными к сочувствию и менее доминирующими (Lowenthal et al., 1975; Pratt et al., 1990).

В каузальной атрибуции успеха и неудачи включались гендерные и этнические отличия (см., например, Birenbaum, Kraemer, 1995). Женщины чаще приписывали успех внешним факторам, а неудачу - внутренним. Бец (Betz, 1993) приводит данные о том, что женщины чаще приписывают свои успехи везению, а неудачи - недостатку способностей. Успехи мужчин и неудачи женщин приписывались личной предрасположенности; неудачи мужчин и успехи женщин чаще приписывались фаюорам окружающей среды.

Метаанализ исследований в данной области (например, Frieze, Whitley, Hanusa, McHugh, 1982) показал, что мужчины немного чаще приписывают успехи своим способностям, чем женщины, а женщины чуть чаще приписывают успех удаче.

Палуди М„ 2003, с. 286

Локус контроля. Наличие большей у мужчин доминантности, независимости объясняет тот факт, что (как показано К. Муздыбаевым, 1983, и А. В. Визгиной, С.    Р. Пантилеевым, 2001), наличие внутреннего локуса контроля (интернальности), т. е. осознания себя как субъекта, способного влиять на внешние события, имеет для мужчины большую значимость, чем для женщины.

Показано (Kulas Н., 1988), что с возрастом у мальчиков возрастает интернальность, а у девочек — экстернальность. По данным С. И. Кудинова (1998), интервалы разного пола по-разному проявляют свою высокую информационную потребность. Женщинам нужна вся информация, и не важно, актуальна ли она для них именно сейчас; они собирают сведения о мире, чтобы стать более компетентными в общении. Конечной целью их усилий обычно является признание их значимости в рамках референтной группы. Для мужчин важнее результат сам по себе — как веха личных достижений, имеющих ценность вне зависимости от мнения окружающих.

А. К. Канатов (2000) установил, что у мужчин во все возрастные периоды, исключая возраст старше 55 лет, уровень субъективного контроля несколько выше, чем у женщин того же возраста (табл. 10.2).


Способность оказывать влияние на других. В. М. Поголыпа (1997, 1998) показано, что женщины, способные оказывать влияние на других, отличаются от остальных женщин тем, что им присущи некоторые черты, традиционно считающиеся мужскими (догматизм, уверенность, саморегуляция), и слабо развиты «женские» — уступчивость, эмпатия. Влиятельные же мужчины отличаются от мужчин в целом тем, что им присущи определенные черты «фемининности» — доверие, невротичность, и слабо развиты некоторые «маскулинные» черты, например авторитарность.

Выявлены и различия между мужчинами и женщинами с низким влиянием. Женщины с низким личным влиянием отличаются от женщин с высоким и средним влиянием тем, что имеют самый высокий показатель удовлетворенности отношениями с близкими людьми, самоуважения, удовлетворенности жизнью. Мужчины с низким личным влиянием, напротив, меньше всех удовлетворены жизнью и отношениями с близкими людьми, у них самое низкое самоуважение.

Результаты исследования позволили В. М. Поголыпа считать, что ситуация с невлиятельными мужчинами более тревожна, чем с невлиятельными женщинами. Несмотря на имеющийся интеллектуальный потенциал, этим мужчинам труднее удаются компенсаторные формы влияния, они более остро переживают неудачи. Неудовлетворенность жизнью и отношениями с близкими им людьми усиливается за счет полоролевых стереотипов, предписывающих мужчинам быть независимыми, иметь более широкий, чем у женщин, круг влияния, не ограничивающийся семьей, и более высокий статус в деловой сфере. В социуме мужчинам предоставлены более широкие возможности для реализации личного влияния, что наделяет их большой ответственностью за свой социальный статус, провоцируя при неудаче развитие тревожности, снижение самоуважения и удовлетворенности жизнью.

В то же время социум, накладывая ограничения на сферы распространения женского влияния, способствует безболезненной адаптации женщин в современном обществе в случае отсутствия способности личного влияния.

Ключевые слова: Лидерство, Пол, Дифференциация
Источник: Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
Материалы по теме
Лидерство и пол
Ильин Е. П.Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Антиобщественное поведение и пол
Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Мужчины и женщины в период безработицы
Ильин Е. П.Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Половые особенности выбора партнера по общению детьми
Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с....
Кто умнее — мужчины или женщины
Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Особенности полового созревания лиц мужского и женского пола
Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Пол и эффективность руководства
Ильин Е. П.Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Теснота общения и пол
Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с....
Оставить комментарий