Платон называл политикой специфическое знание власти над людьми, взятое в своем предельном обобщении. Современный политолог Р. Арон пишет, что сущность политики заключается в способе осуществления власти и в выборе правителей. Политикой занимается тот, кто имеет власть, хочет завладеть властью (оппозиция), имеет собственные политические цели (заинтересованные группы).
Политика и власть — близкие понятия, хотя и не тождественные. Власть — это система социально-политических отношений, выражающих способность, право и возможность кого-либо решающим образом влиять на действия и поведение других людей, опираясь на свою волю, авторитет, правовые и моральные нормы, угрозу принуждения и наказания, обычаи и традиции. Сущность власти находит свое выражение в отношениях господства и подчинения.
По А.С. Панарину, власть есть средство борьбы с неопределенностью, один из ответов человека на «космический» вызов хаоса. «Что означает выражение: “А имеет власть над Б?” Это значит, во-первых, что влияние А на Б выше, чем влияние Б на А, во-вторых, что поведение Б для А более предсказуемо, чем поведение А для Б... властные отношения между А и Б при этом увеличивают их взаимную предсказуемость и упорядоченность поведения» (Панарин А.С. Цит. соч. С. 16). «А убежден в своем праве и способности ожидать от Б повиновения, а Б, в свою очередь, не сомневается ни в праве А повелевать, ни в своем долге повиноваться» (Там же. С. 130). «А нужна для убеждения в своем праве только внутренняя психологическая установка. Способность управлять есть результат его собственных возможностей. А вот чтобы не сомневался Б, на него надо действовать извне, и это осуществляется или путем насилия, или посредством хитрости». А.С. Панарин формулирует следующий принцип: «Чем меньше мы способны обуздывать свои стихии самостоятельно, тем ближе для нас перспектива внешнего обуздания и подавления. Причем это касается не только людей, но и целых народов» (Там же. С. 17). Есть опасность сверхвласти, но есть и опасность безвластия. Худший вариант — когда присутствует и то, и другое вместе: когда сверхвласть государства направлена только на обеспечение собственных интересов самой власти, а подданные тонут в океане окружающего безвластия.
Понятие власти имеет более широкую сферу применения, чем понятие «политика» в узком смысле. Можно говорить о власти в семье, экономике и т.д. Именно политическая власть будет нас интересовать в рамках нашего курса. А.А. Зиновьев проводит еще одно содержательное отличие власти от политики. «Отношения между социальными индивидами разделяются на отношения господства — подчинения и отношения сотрудничества (соподчинения). Политические отношения суть третий тип социальных отношений. Они имеют место между индивидами, которые не находятся в отношении господства — подчинения и в отношении соподчинения одному и тому же индивиду, т.е. между социально независимыми индивидами. Таким образом, политические отношения начинаются со стремления к независимости и кончаются с ее уничтожением» (Зиновьев А.А. Цит. соч. С. 525). Это отличие восходит к разделению Платоном политического и тиранического правления. Значение власти в политике сравнивают со значением денег в экономике. Продолжая сравнение с экономикой, власть называют «товаром с нулевой суммой», т.е. наличие власти у одной структуры или личности означает отсутствие ее у других личностей и структур. Отметим, что русское слово «власть» происходит от слова «владеть».
Г. Киссинджер назвал власть «самым сильным возбуждающим средством». Власть — средство, которое в отсутствие цели может стать самоцелью. Как смотреть на правителей: как на богоподобных существ или как на испорченных властью людей? Р. Арон утверждает, что «в характере власти проявляется степень человечности общественных отношений» (Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993. С. 32) и что структура власти — основная характерная черта сообщества.
Власть определяется как совокупность всякого рода решений, которые принимают люди относительно жизненных условий и относительно событий, создающих историю их жизни. В этом отличие власти от политики как совокупности способов осуществления власти или стремления к этому. Этими способами будут принуждение с помощью положительных или отрицательных стимулов, «авторитет (власть, обоснованная убеждениями сознательно подчиняющегося) и манипулирование (власть, осуществляющаяся незаметно для подчиненного)» (Американская социологическая мысль. М., 1996. С. 158).
Осуществление властных полномочий требует наличия определенных ресурсов и связано с использованием определенных методов. Американский политолог А. Энциони разделяет ресурсы:
- на утилитарные, к которым относятся материальные и социальные блага (зарплата, бесплатное медицинское обслуживание и т.п.);
- принудительные (административное и общественное порицание и наказание);
- нормативные (средства воздействия на внутренний мир человека). Методы власти можно разделить на позитивные и негативные («кнута и пряника»).
К позитивным методам относят убеждение, приманивание обещаниями, использование положительных стимулов, создание новых потребностей, которые может удовлетворить носитель власти. К негативным методам относят контроль, принуждение, блокирование нежелательных последствий, шантаж (угрозы в настоящем, обещание бед в будущем и т.д.).
Формами проявления власти являются поощрение, контроль, управление, принуждение, наказание, насилие. Власть основывается на авторитете, силе и даже любви. Авторитет — индивидуальный или институционализированный — определяет вероятность того, что приказание встретит повиновение.
М. Дюверже отличает власть от силы тем, что власть базируется на вере в законность принуждения, а сила — на способности заставить. Принуждение с помощью убеждения Дюверже называет принуждением с анестезией. Хотя отношение власти противоположно отношению любви, последнее может служить основанием добровольной власти одного человека над другим.
К политическими относятся лишь публичные и властные решения. «Власть означает формальное могущество, которым наделены индивиды или группы, с тем, чтобы их решения выполнялись и уважались» (Алмонд Г. и др. Сравнительная политология сегодня. Мировой обзор. М., 2002. С. 19). Если подчиненные не подчиняются, то в дело вступает сила (принуждение) и формальное могущество превращается в реальное. Если используется физическая сила, то это называется насилием.
«Политическая власть есть способ установления регулируемых общественных отношений путем централизации функций принуждения» (Панарин А.С. Цит. соч. С. 21).
А.С. Панарин считает, что энергия насилия есть величина постоянная: в период ослабления государственной власти она приобретает диффузный характер, а в период ее укрепления концентрируется в руках государства, становясь его монополией.
Гарантия против насилия имеет место в двух формах: гарантией от стихийного насилия выступает государство, а гарантией от государственного насилия служит правовой конституционный порядок, включающий неотчуждаемые права человека. И еще одно правило: в политике принимаются во внимание лишь те интересы и позиции, которые достаточно организованы и влиятельны, чтобы успешно лоббировать в свою пользу.