Политические взгляды Иоганна Готлиба Фихте

Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814) — немецкий философ и общественный деятель, представитель немецкого классического идеализма. Родился в крестьянской семье. Учился в университетах Йены и Лейпцига. В 1794-1799 гг. — профессор философии Йенского, с 1809 г. — Берлинского университета. В период наполеоновской оккупации Фихте выступил как общественно-политический деятель освободительного движения, высказывая, однако, и националистические идеи.

Критикуя дуализм философии Канта, Фихте создал систему субъективного идеализма, согласно которой действительность и все многообразие ее форм следует выводить из абсолютного «Я», взаимодействующего с полагаемым «не-Я». Это взаимодействие составляло основу идеалистической диалектики Фихте, который признавал абсолютную свободу воли, существование Бога и бессмертие души.

Учение Фихте о свободе («Назначение человека», 1800) делает учение о праве и государстве центральным моментом его философской системы, ибо наличие права, полагал он, создает свободу. Фихте, как и Спиноза, считал, что воля человека и вся его духовная деятельность детерминированы, как и физическая природа, и что свобода достигается на основе познания необходимости. Однако всеобщий характер необходимости не исключает возможности свободы. Свобода состоит не в упразднении естественной и исторической необходимости, а в добровольном подчинении индивида законам.

В своем сочинении «Основные черты современной эпохи» (1806) Фихте поставил вопрос о свободе в ее историческом измерении. Он пришел к выводу о том, что существуют различные степени свободы. Свободу нельзя навязать принудительно, принуждение возможно только в сфере права, где регулируются внешние отношения, а не в сфере нравственности, где речь идет о внутренних побуждениях человеческой души и совести. В зависимости от этого, считает Фихте, любое государственное устройство как искусственное образование может быть понято «не иначе чем из истории своей эпохи». Таким образом, определив право как внешние отношения между людьми, как отношения взаимности, Фихте отделил его от этики, считая этику прерогативой внутренней сферы человека.

Разводя мораль и право, он отказывается от категорического императива Канта как основы правовых отношений и в поздних работах рассматривает государство и право только как предварительную стадию нравственного существования человечества. Пройдя три стадии общественного договора: образование гражданского общества, образование государства, возникновение коллективной воли граждан, с достижением полного господства нравственного закона государство и право становятся излишними и упраздняются. По словам Фихте, государство, как и все человеческие установления, «стремится к своему собственному уничтожению... последняя и высшая цель общества — полное согласие и единодушие со всеми возможными его членами»2.

Осуществление этой цели Фихте связывает с совершенствованием и самосовершенствованием человека и всего человечества. В связи с этим он развивает учение о политической активности немецкой нации, росте ее политического самосознания в борьбе за национальную независимость. Однако воззрения Фихте в этом аспекте получили курьезное развитие, особенно если учесть, что он был одним из основателей немецкого национализма.

В своем проекте устройства «замкнутого торгового государства» он предлагал определить границы нации при помощи языка, признавая национальную исключительность немецкой нации. Революционный национализм Фихте поднимался в Германии как реакция на вторжение Наполеона, как реакция против экспансии сверхнациональной империи. Этот национализм, в сущности, был сравним с воздействием религии и служил прикрытием, маскирующим гуманистическое стремление к свободе. На практике политическое движение к свободе у Фихте ограничивалось рамками немецкой нации.

Будущее Германии виделось ему в образе «искусственного острова» на европейском континенте, острова, где можно реализовать представление о достойном человеческом существовании и осуществить естественное право каждого человека на жизнь, свободу, собственность. А поскольку права всех людей на эти блага равны, то принцип равенства оказывается господствующим в идеальном государстве Фихте. Утопия содержит в себе с самого начала глубокое противоречие: с одной стороны, принцип свободы составляет альфу и омегу его учения, с другой — требует полной регламентации всей жизни и деятельности индивидов, составляющих его идеальное государство. Оно определяет оптимальный способ разделения труда, указывает каждому, какую профессию он должен избрать, устанавливает цены на все продукты труда и само становится, таким образом, продуктом обмена. При этих условиях человеческая деятельность полностью определяется государством, лишая человека неотъемлемого права на свободу воли. Фихтианская идея равенства идентифицировалась как содержательный элемент уравнительного коммунизма, неизбежно предполагая вмешательство политической власти в экономическую жизнь.

В условиях оккупации Пруссии французскими войсками в «Речах к немецкой нации», произнесенных в Берлинском университете 1807-1808 гг., Фихте, призывал к освобождению от власти завоевателей, считал орудием освобождения — борьбу принципов, нравов, характеров, связанных с высшим напряжением сил нации, разъясняя, что в условиях освободительной борьбы человеком движет «не дух спокойной гражданской любви к конституции и к законам, а пожирающее пламя более высокой любви к отечеству, охватывающее нацию как проявление вечного». При этом главную задачу спасения немецкой нации он видел в нравственном возрождении. Только с помощью нового нравственного воспитания, духовного возрождения, расцвета языка и культуры, полагал он, можно вернуться в состояние свободы и национальной независимости.

Источник: 
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. — СПб.: Питер, 2012. — 432 с.
Материалы по теме
Политические взгляды Иммануила Канта
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Политические взгляды Фридриха Гегеля
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Реформы и политика РФ в 1992–1993 гг.
А. В. Шубин, И. Н. Данилевский, Б. Н. Земцов: История России (для студентов технических...
Особенности политических воззрений Древней Греции
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева И90 История политических учений: Учебник для вузов....
Политические идеи Готфрида Лейбница
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Политическое лидерство в России
Основы социологии и политологии - Козырев Г.И - Учебник для ссузов - 2008 - 240
Формы политической власти
Политология - под ред. Буренко В.И., Журавлева В.В. - 2004
Концепция национального интереса
Политология в вопросах и ответах: учебное пособие / А. А. Горелов. — М.: Эксмо, 2009. — 256...
Оставить комментарий