Понятие политического манипулирования, основные методы и приемы. Манипулирование в Большом оксфордском словаре трактуется как «ловкое и коварное воздействие на людей с целью достижения личной выгоды неблаговидными средствами».
Под манипулированием человеком в большинстве случаев следует понимать своеобразное психическое воздействие, которое осуществляется тайно, а следовательно, во вред тем, на кого оно направлено.
Признаки манипулятивного воздействия:
- направлено не на сознание, а на подсознательную сферу;
- методом воздействия является не убеждение, которое возможно лишь на рациональной основе, а «внедрение» реакции на событие или объект;
- определяющий фактор воздействия — не сообщаемая информация, а характер ее подачи;
- протекает незаметно для тех, на кого направлено. Существует два направления в изучении и оценке технологий манипулирования и использования их в политике.
1. Апологетическое направление. Сторонники этого подхода анализируют манипулирование как неизбежный, необходимый способ управления сознанием и поведением масс в условиях современного общества и стремятся оправдать его.
2. Социально-критическое направление. Его представители считают, что манипулирование — это «тихое» и незаметное насилие, которое осуществляется над личностью. Однако даже представители этого подхода предпочитают не обсуждать некоторые вопросы, например такие: в чьих интересах осуществляется манипулирование? Какие социальные субъекты подвергаются этой специфической форме воздействия, а какие защищены от нее? Кто выступает заказчиком и направляет процесс?
Цель манипулирования — формирование обывателя, конформиста и массового потребителя. Его основные социальные функции:
- подчинение человека власти;
- организация населения для действий, необходимых власти и одобряемых ею;
- иллюзорная компенсация реально не удовлетворяемых потребностей в политическом участии и др.
Средства массовой коммуникации выступают основной силой, главным каналом манипулирования. Формируется «четвертая власть» — никем не избранная, обществу не подконтрольная и перед обществом не отчитывающаяся за результаты своей деятельности.
Главная задача политического манипулирования — создание политических стереотипов и имиджей.
Стереотип — упрощенный, схематизированный образ социальных объектов или событий, обладающий значительной устойчивостью. В более широком смысле под стереотипом понимается традиционный, привычный образ мыслей, восприятия и действий.
Сознательно сформированные средствами массовой информации политические стереотипы выступают основой ориентации различных социальных субъектов в сфере политики.
Политический имидж — образ политического субъекта или политического события, созданный искусственно с целью получения необходимой манипулятору поведенческой реакции.
Методологические направления в манипулировании.
Иррациональное направление опирается на приоритет чувственного восприятия над рациональным (общество подавляет личность, но молодым свойственны максимализм, резкость оценок, обостренное восприятие несправедливости, возбудимость, повышенная самооценка).
Стереотипное направление базируется на формировании устойчивых и крайне упрощенных представлений об окружающем мире (молодых отличает склонность к «черно-белому» мышлению, следование принципу «или — или», консервативное обучение вырабатывает привычку к классификации).
Акселеративное направление опирается на потребность в интенсивной информации вследствие ускорения развития (обеспечивается интенсивный и разнообразный поток информации, который физически невозможно освоить интеллектуально, формируется псевдоинформированность).
Методологические принципы в манипулировании.
«60 на 40». Для формирования у получателя информации нужной подсознательной реакции необходимо, чтобы только 60 % информации открыто «работало» на требуемый конечный результат, а 40 % ее как бы «свидетельствовало против» необходимого вывода. Так достигается эффект видимой объективности информации, а значит, «ненавязанности» и самостоятельности выводов.
Занимательность. Информация должна привлекать внимание, но не побуждать серьезно мыслить; политическая борьба подается подобно спортивному зрелищу.
Опора на «эффект привыкания». То, что становится привычным, переходит из сферы сознания в сферу подсознательного и уже не контролируется разумом.
Опора на эффект «чистой доски». Экспериментальным путем психологи неоднократно подтверждали вывод о том, что информация, получаемая впервые, крайне легко «проглатывается» и необычайно прочно «застревает» в памяти.
Нагнетание обстановки страха и неуверенности. В состоянии страха человек нуждается в помощи и легче принимает «авторитетные мнения».
Высокая эффективность применения технологий политического манипулирования в современной России обусловлена следующими факторами:
- традиционным для российской культуры высоким доверием к печатному слову и средствам массовой коммуникации в целом;
- утратой прежних и отсутствием новых политических и моральных ценностей (дезориентированность приводит к тому, что люди вынуждены ориентироваться в каждой ситуации особо);
- отсутствием у широких масс населения политического опыта участия в демократическом процессе;
- беззастенчивостью напора манипуляторов, отсутствием альтернативных источников информации;
- умелым использованием манипуляторами слабостей молодежи, заигрыванием с ней, противопоставлением опыта молодых всему предшествующему политическому опыту, оцениваемому как катастрофический.
Политические технологии проведения избирательных кампаний
Приемы и методы манипулирования общественным сознанием наиболее широко и беззастенчиво используются при проведении избирательных кампаний. Однако избирательные технологии не могут быть сведены только к манипулированию. Они имеют и свои специфические организационные черты.
Для организации избирательной кампании кандидат создает команду, в которую обычно входят:
- доверенные лица, задача которых — расширить возможности кандидата в общении с избирателями, выполняя представительские функции и встречаясь с избирателями от его имени;
- группа поддержки кандидата, задача которой — выработать стратегию и тактику предвыборной борьбы и обеспечить ее проведение в жизнь;
- агитаторы, целью деятельности которых является донесение до избирателей предвыборной программы кандидата и формирование его положительного имиджа;
- специалисты по связям со средствами массовой информации, в задачу которых входит не только обеспечение доступа к СМИ, но и повышение эффективности их использования;
- спонсоры, финансирующие предвыборную кампанию.
В процессе избирательной кампании специалисты из группы поддержки (профессиональные политологи, социологи, психологи и т. д.) собирают и обрабатывают информацию о социальном составе избирателей, их настроениях и предпочтениях, реальных интересах и намерениях. На основе анализа полученных данных выстраивается линия политического поведения кандидата, а постоянный мониторинг динамики настроений избирателей позволяет корректировать его действия в ходе предвыборной борьбы.
Эти действия могут быть направлены на решение весьма разнообразных задач, имеющих одну конечную цель — победить на выборах, завоевав большинство голосов. Доказательство преимуществ программы кандидата и даже пропаганда его личностных качеств (что играет особую роль в России, где голосуют не за программу, а за личность) далеко не всегда становятся главным содержанием предвыборной деятельности.
Так называемые грязные избирательные технологии весьма разнообразны, и очень часто их применение юридически не доказуемо. Кандидат, используя разнообразные методы, может пытаться мобилизовать пассивных избирателей на участие в выборах, если настроения политически активных избирателей складываются не в его пользу. Или, напротив, стремится усилить настроения не участвовать в выборах среди тех групп избирателей, которые отказывают ему в поддержке, усиливая пессимистические настроения в этой среде. Он может предпринимать усилия, направленные на дискредитацию политических оппонентов в глазах избирателей, раздавать обещания, которые либо не может, либо не хочет выполнить, т. е. сознательно лгать. Наконец, кандидат и его команда могут ставить избирателей перед ложным выбором, противопоставляя не программные установки кандидатов, а «политические мифы» или используя чувства избирателей, сформировавшиеся по поводу тех или иных «политических ярлыков».