Политические сети и факторы окружающей среды

Политические сети не существуют в отрыве от окружающей реальности. Они естественным образом вписываются в ту сложность взаимоотношений, которая характерна для сегодняшнего общества и публичной сферы. Различные акторы в свою очередь могут одновременно являться участниками разных сетевых взаимодействий, в том числе и различных политических сетей. Безусловно, окружающая среда и воздействие внешних по отношению к сети структур имеют влияние как на стратегии отдельных участников, так и на характер функционирования всей политической сети.

Обратимся к понятию окружающей среды, которое возникает в организационной теории. В самом общем смысле окружающая среда — это совокупность факторов, которые находятся вне организации и оказывают воздействие на ее деятельность. Среди основных характеристик современной внешней среды принято выделять сложность, неопределенность и изменчивость. Организация находится в постоянном контакте с внешней средой, поэтому ее способность отвечать на вызовы внешней среды становится ключевым фактором существования и развития. В литературе, посвященной менеджменту организаций, достаточно полно раскрывается содержание факторов внешней среды. К наиболее известным и доступным работам можно отнести труды Д. Пфеффера1, М. Хатч1 2, Дж. Лафта3.

Факторы окружающей среды, которые влияют на организации или открытые системы, могут быть как конкретными, так и общими. К конкретным относятся поставщики, партнеры, конкуренты, государственные институты, т.е. акторы, с которыми организация напрямую взаимодействует. Общие факторы включают в себя четыре типа условий, в которых организация осуществляет свою деятельность. К ним относятся: культурные и ценностные ориентации, формирующие различные подходы к решению проблем; экономические условия, в том числе динамика макроэкономических показателей (инфляции, курсов валют, уровня безработицы, конкуренции и т.д.); правовые и политические факторы, обуславливающие стабильность, безопасность и долгосрочные условия развития; технологические аспекты, влияющие на возможность инновации.

Считается, что понятие окружающей среды актуально и для сетевого политического анализа. Мы уже определили, что политические сети представляют собой набор акторов, объединенных системой отношений. Экстраполируя данное определение на политические сети и подчеркивая их специфику, мы понимаем

окружающую среду политической сети как определенную конфигурацию внешних социальных, технологических, институциональных, экономических и политических факторов, влияющих на функционирование политической сети в целом и отдельных ее акторов в частности.

К институциональным факторам относятся особенности политико-управленческой структуры и нормы выработки публичной политики. Социальные условия включают в себя совокупность культурных и ценностных установок, которые модулируют характер публичного взаимодействия акторов. Технологические факторы непосредственно влияют на возможность развития новых форм сетевых интеракций (использование информационно-коммуникационных технологий, краудсорсинг и т.д.). Макроэкономическая конъюнктура наравне с особенностями рынка, в рамках которого существуют политические сети, также оказывает значительное воздействие на сетевых субъектов. Политические факторы в свою очередь определяют контекст, в котором функционируют политические сети.

Одним из ключевых факторов внешней среды для политических сетей является институциональная матрица, которая включает в себя как устойчивую структуру государственных и общественных институтов, так и сложившиеся нормы и «правила игры». Институциональные условия внешней среды можно изучать с точки зрения различных методологических подходов. Например, мы можем описать характерные особенности конфигурации внешней среды политических сетей через призму сложившихся политико-административных режимов. В данном аспекте необходимо прояснить, как сложившаяся структура вовлеченных в политическое взаимодействие акторов влияет на появление сетей, их развитие и функционирование. В теоретическом плане проблема развития сетевых форм кооперации в различных политикоадминистративных режимах обусловлена размытостью соотношения политики и управления, т.е. сетей и иерархий. Опыт показывает, что структуры с высоким уровнем централизации наиболее эффективны в решении однообразных механических задач, в то время как структуры, характеризующиеся децентрализацией, наиболее эффективны в решении задач, которые требуют вариативности и совместного подхода в решении, что актуально для процессов выработки государственных решений в условиях быстро изменяющейся внешней среды. Централизованные структуры характеризуются низким уровнем плюрализма и вовлечения частных акторов в публичное взаимодействие, следовательно, представляют собой серьезное препятствие для развития сетевых интеракций.

Для зарождения политических сетей большое значение имеет наличие механизмов вовлечения в процессы выработки и принятия политических решений. Более того, еще одно немаловажное условие успешного развития заключается в способности каждого актора адаптироваться к условиям изменяющейся среды. Преимущество сети в том, что она повышает адаптивность составляющих ее элементов путем взаимодействия, вариации и селекции. Сети поддерживают взаимодействие элементов как внутри одной социальной системы, так и с участниками других систем. Интенсификация взаимодействия может привести к большей вариативности протекающих коммуникационных процессов. Селекция представляет собой отбор наиболее эффективных акторов и процессов. Данные механизмы встречаются на любом уровне сетевых структур, от межличностных взаимодействий до коммуникаций между системами, т.е. ключевыми условиями внешней среды для возникновения и функционирования политических сетей являются децентрализация, наличие механизмов вовлечения в публичность, сложность и высокая динамика общественных процессов.

Существующие в современном российском обществе тенденции демонстрируют положительную динамику относительно перспектив институционализации политических сетей и повышения их публичности. Мы наблюдаем, что усилия, детерминирующие изменение политики в некоторых отраслях, происходят в первую очередь не от органов государственной власти. Они проявляются в горизонтальном влиянии: привлечении частных инвестиций, росте конкуренции в новых рыночных нишах, где государство не было основным игроком. Однако роль государственных институтов не стала менее важной — в их компетенции остались выработка направлений государственной политики, регулирование рынков, определение уровня государственного вмешательства и координация взаимодействия экономических и правительственных институтов. В то же время негосударственные акторы получили возможность влиять на процесс выработки и реализации политики. И речь здесь идет не только о теневом лоббировании интересов, но и о появлении горизонтальных сетевых структур взаимодействия в рамках принятия политических решений. Стремление к координации становится решающим фактором трансформации общественно-политической структуры и механизмов политического управления. Государственные и негосударственные акторы, являющиеся активными участниками процессов выработки и принятия политических решений, развивают и способы осуществления взаимодействия4. Сегодня негосударственными институтами востребовано множество форм взаимодействия с органами государственной власти:

  • контакты с законодательной, судебной и исполнительной властью;
  • включение в экспертное сообщество;
  • сотрудничество с политическими партиями;
  • лоббирование интересов;
  • коммуникация со средствами массовой информации;
  • участие в работе общественных палаты и советов;
  • публичные слушания.
Ключевые слова: Политические сети
Источник: Политические сети: Теория и методы анализа: Учебник для студентов вузов / Л. В. Сморгунов, А. С. Шерстобитов. — М.: Издательство «Аспект Пресс», 2014
Материалы по теме
Коммуникация в политических сетях
Политические сети: Теория и методы анализа: Учебник для студентов вузов / Л. В. Сморгунов, А...
Общие методологические установки концепции «политических сетей»
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть I. Концепции и проблемы...
Менеджмент знания и сетевая коммуникация
Политические сети: Теория и методы анализа: Учебник для студентов вузов / Л. В. Сморгунов, А...
Понятие «политические сети»
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть I. Концепции и проблемы...
Сетевое обучение
Политические сети: Теория и методы анализа: Учебник для студентов вузов / Л. В. Сморгунов, А...
Виды «политических сетей»
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть I. Концепции и проблемы...
Понятие сетевого политического управления
Политические сети: Теория и методы анализа: Учебник для студентов вузов / Л. В. Сморгунов, А...
Понятие «руководство» в концепции «политических сетей»
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть I. Концепции и проблемы...
Оставить комментарий