Политические партии: функции, признаки

Политической партией надо называть организованную группу людей, разделяющих общую политическую программу и стремящихся законным путем прийти к власти, поставив своего президента и сформировав свое правительство. Она представляет такую политическую организацию, которая выражает интересы социальных групп и объединяет их наиболее активных представителей.

Если в парламент депутатов избирает народ, то в руководство партии людей избирают на партийных собраниях или съездах. Все члены партии делают денежные взносы, на которые содержится партийный аппарат, проводятся партийные мероприятия, выпускается партийная литература и т. д. Чем более массовой является партия, тем больше денег в партийной казне. Стало быть, жизненным интересом для любой партии является ее массовость, популярность. Небольшие партии, не пользующиеся широкой поддержкой, со временем распадаются, сливаются с более крупными, трансформируются, надеясь выжить в обновленном виде.

Между политическими партиями идет такая же ожесточенная конкуренция, как между странами на международной арене, между корпорациями и фирмами в экономике, покупателями или продавцами на рынке. Сильные поглощают или вытесняют слабых, то и дело подтверждая истинность закона борьбы за существование и выживания сильнейших.

В молодых странах, где многопартийная система только еще начинает складываться, насчитываются десятки и сотни политических партий и объединений В странах с давней традицией многопартийности партий немного. В Англии и США ведущих партий по две. Можно сказать, что население в своих политических симпатиях поделилось надвое. Это не рынок, а монополия. Они настолько крупные, что поглотить друг друга уже не могут. Таков двухполюсный политический мир. В многополюсном мире типа России еще только складываются линии размежевания: У многочисленных партий много сходного, часто они различаются только акцентами. Однако, несмотря на близость позиции, сливаться друг с другом не хотят. Движение «Наш дом Россия» и «Яблоко» когда-то выражали интересы демократии и рынка с западной ориентацией, но соединяться друг с другом так и не пожелали. Вначале с политической дистанции сошла первая, а в 2004 г. в Госдуму не прошла вторая.

Партии разоблачают друг друга и весьма преуспевают в этом, потому что судят одна о другой по себе.
Пьер Будет

Когда они идут на выборы, то интеллигенция, голосующая обычно за них, не знает, кому отдать предпочтение. В результате электорат — совокупность людей, голосующих за какую-то партию, — дробится, каждая врозь получает меньше голосов, чем получили бы они вместе. И в повседневной жизни они часто критикуют друг друга. Даже попав в правительство, представители двух родственных движений не могут ужиться, и кто-то подает в отставку.

Политические партии — это такие организации, которые добиваются контроля над управлением страной. Политическая партия — один из главных источников политического влияния. Партии действуют как посредники между индивидом и правительством. Партии являются механизмами продвижения к власти лидеров. Политическая партия выполняет следующие функции:

  • политическую — овладение государственной властью;
  • представительскую — выражение интересов определенных групп и слоев населения:
  • рекруторскую — подготовку и выдвижение кадров для различных политических институтов:
  • электоральную — организацию и участие в избирательных кампаниях:
  • социализации — воспитание преданных членов и формирование политической культуры граждан.

Одной из функций партий является отбор и выдвижение политически грамотных лидеров для парламента и правительства. Вслед за профессиональными политиками от партии во власть приходит окружающий их аппарат: партийные эксперты, аналитики, специалисты.

Не менее важной функцией партий является политическая социализация граждан, формирование свойств и навыков участия в отношениях власти. Ведя борьбу за избирателей, снабжая их скрываемой или замалчиваемой официальными органами информацией, партии приковывают внимание людей к скрытым от глаза противоречиям и конфликтам, предлагают пути их преодоления, делают ситуацию, сложившуюся в обществе, понятной для рядовых граждан. Одним из средств является четкое формулирование разногласий с другими политическими силами. Оно помогает партийному электорату лучше ориентироваться в политических реалиях, увидеть в жизни то, что сами не замечали.

Выделяют следующие признаки политической партии:

  1. политическая программа, где сформулированы цели и стратегия партии;
  2. партийный устав, содержащий важнейшие нормы внутрипартийной жизни:
  3. руководящие органы (центральный комитет) и аппарат партийных функционеров, чаще всего освобожденных:
  4. разветвленная сеть первичных местных организаций, состоящая из добровольных активистов:
  5. активное участие в борьбе за высшую власть в государстве;
  6. фиксированное в списке количество членов партии и нефиксированное количество сочувствующих людей.

Партии достигают контроля над правительством, делегируя в него большее число своих представителей, нежели их противники. Промежуточной станцией обычно выступает парламент. Именно в нем стремящаяся к господству партия старается заполучить наибольшее число мест. Если в данной стране правительство формируется партией парламентского большинства, как в Англии, то путь наверх происходит непосредственно через победу в парламенте. Если в стране сильна власть президента, который по конституции должен стоять надпартийными интересами и не поддерживать ни одну партию, но зато формировать правительство, подчиняющееся ему, а не парламента, то контроля можно достичь косвенно — через принятие выгодных правительству законов, негативную оценку его деятельности в парламенте, сабботирование его решений, критику в прессе и т. д

В политологии до сих пор используют описанную в начале XX в. М. Вебером эволюцию политических партий: аристократические котерии (кружки), политические клубы, массовые партии. Все три ступени развития прошли только две партии Великобритании — либеральная (виги) и консервативная (тори). Котерии вигов и тори оформились в Англии во второй половине XVII в., и различия между ними первоначально носили вероисповедальный характер, дополняясь династическими предпочтениями.

В отличие от котерий, политические клубы появились во многих европейских странах. Они имели более развитую организацию, устойчивость идеологических связей и более широкие масштабы деятельности. Массовые политические партии от политических клубов отличаются стремлением вовлечь как можно большее число членов, использованием разнообразных методов политической борьбы, а также большей активностью, которая не ограничивается периодом выборов.

Первоначально партии представляли собой не сплоченные объединения, нацеленные на борьбу за власть, а различного рода клубы, литературно-политические образования, являвшиеся формой объединения единомышленников (Клуб кордельеров времен Великой французской революции или «Реформ Клаб», возникший в Англии в 30-е гг. XIX в.). Первые партии, боровшиеся против феодальной власти, были созданы сторонниками либеральных воззрений (виги в Великобритании, прогрессивная партия Германии, Бельгийская либеральная партия и т. п.). Первой массовой политической партией была либеральная партия в Англии (основана в 1361 г.). К концу XIX в. массовые партии сформировались в большинстве стран Западной Европы и в США. Массовые партии большей частью сформировались вне парламента. Рекрутируя свою социальную базу в основном из низших слоев населения, массовые партии приняли характер социальных движений. Считается, что массовую партию отличает программность политических установок и высокая степень идеологизированности. Они существуют главным образом благодаря членским взносам, а члены партии активно участвуют в делах партии.

Таким образом, исторически партии формировались как представительные структуры, выражавшие определенные групповые интересы, — институты, оппозиционные государству и другим политическим объединениям. И раньше, и теперь партии представляют собой союзы единомышленников.

Далеко не сразу партии стали тем институтом власти, без которого не может успешно функционировать демократическое общество. Считается даже, что чем больше партий, тем больше в обществе демократии. Когда мы встречаем выражение «политический плюрализм», то подразумеваем не только многообразие индивидуальных взглядов, но прежде всего многообразие политически оформленных групповых позиций. А это и есть партии.

В результате длительного исторического развития партии превратились в организационно упорядоченные группы, объединенные вокруг нескольких крупных политических идей (они составляют суть партийной программы) и выступающие механизмом завоевания и использования политической власти в интересах поддерживающей партию группы населения. Воплощая право человека на политическую ассоциацию с другими людьми, партия отражает идеалы и ценности каких-либо больших групп населения, а то и целых классов.

Через партии эти группы и слои доносят до государства свои требования и чаяния, получают от своей партии поддержку в решении важнейших вопросов. Потому и говорят о партиях как о посредниках между обществом и государством. А почему бы и нет. Одно дело — когда мы поодиночке и стихийно высказываем свои претензии правительству. Совсем другое, если схожие требования группируются, сливаются в единый поток, кем-то направляются, организуются и усиливаются. Руководство партии — это мини-правительство, где работают профессионалы. Только защищают они не все общество, а отдельные его части.

Выдвигая властные притязания, партии обеспечивают связь населения с государственными структурами, институциализацию политического участия граждан, заменяют стихийные формы активности целенаправленными.

При демократии дураки имеют право голосовать, при диктатуре — править.
Бертран Рассел

Партии — это продукт представительной демократии. На протяжении многих столетий, когда законы принимались только королем и его советниками, партии в точном смысле слова не существовали, поскольку не существовало ни избираемых, ни назначаемых госчиновников. В таком случае в советское время, когда все госчиновники назначались коммунистической партией, партий на самом деле не было. Хотя сама она называла себя политической партией. Иными словами, партий должно быть несколько или много либо их нет вообще.
Партии возникают в Европе и Северной Америке в конце XVIII и начале XIX в., когда не только стала формироваться избираемая народом законодательная власть, но она превратилась в господствующий фактор политики.

Чем большее количество населения имеет право голосовать, тем разнообразнее и крупнее являются политические партии. В самом начале своей истории политические партии в США и Англии были малочисленными, так как большинство граждан не имели права голоса. Возникавшие тогда партии состояли из людей зажиточных: землевладельцев, промышленников, купцов. В самом конце XIX в. в США предоставили право голоса большинству белых мужчин. В середине XX столетия право голоса в большинстве стран получают также женщины. Немедленно возрастает численность партий. Они превращаются в массовые. По образцу североамериканских и западно-европейских возникают партии и на других континентах. В Африке за каждой партией часто стоят не безликие массы, а конкретные племена и родственные группы. На Ближнем Востоке членство в партии определяется членством в той или иной религиозной организации.

Численность партий в стране зависит не только от прочности многопартийных традиций, но также от множества иных факторов. Однако важно не число, а влияние этой численности на эффективность политической системы. Некоторые страны процветают только при однопартийной системе, например СССР, Китай, Куба, страны Северной Африки. В других свою пользу доказала двухпартийная система. США, Англия и Канада относятся к их числу. Большинство же европейских держав, в частности Германия, Италия, Бельгия, имеют многопартийную систему.

При двух- и многопартийной системе невозможна ситуация, когда на долгое время побеждает одна партия. При многопартийной системе такая ситуация чувствуется еще острее. Партии, стремящиеся к политическому контролю, вступают в коалицию, образуя то, что называют партийным блоком, или блоком партий. Кооперирующиеся партии обязуются выдвигать общего или общих кандидатов, согласовывать финансы, кадры и действия на предвыборный и послевыборный периоды. На предварительных встречах лидеры утрясают общую предвыборную программу и общую политическую платформу будущего правительства (в случае победы), которые затем утверждают на своих партийных съездах. Обычно коалиционные партии договариваются либо о равном, либо о пропорциональном их численности и общественному весу количестве кандидатов и министров.

Когда партий слишком много — несколько десятков или даже сотен, всегда возникает опасность несогласованности действий парламента, куда они входят. Для «отбраковывания» слишком малочисленных и невлиятельных партий, которые, по мнению крупных, только путаются под ногами, существует ценз, или проходной балл. Для участия в выборах надо собрать определенное число подписей, все, кто его не набрал, к выборам не допускаются. Так отсеиваются самые мелкие партии, которые в скором времени распадаются, а их сторонники распыляются по крупным партиям либо организуют новые. На втором этапе «разборки» продолжаются. Теперь уже места в парламенте получают только те партии, которые собрали, скажем, не менее 1 или Ъ% голосов избирателей. На втором этапе отсеиваются средние партии, многие из которых успели получить известность, но не приобрели еще популярности.

Подобная двухтуровая система фильтрации, применяемая в России и других странах, считается демократической, хотя подлинная демократия предполагает, что права меньшинств, какими бы они ни были маленькими, не ущемляются. Система пропорционального партийной численности представительства в парламенте существует в Дании, Греции, Швеции, Италии, Швейцарии, Германии, Норвегии и др.

В Мексике зарегистрировано более дюжины партий, но правительство контролирует одна — Институциональная революционная партия. Здесь конкуренция разворачивается за места в одной партии, а не между партиями.

В XX в. однопартийные системы складывались при коммунистическом и фашистском режимах, а также в странах третьего мира (Северная Корея, Вьетнам, Камбоджа). Хотя партия была одна, а взгляды у людей разные, конфликта между властью и народом в этих обществах не было. В 1989 г. политическая монополия в социалистических странах, как и они сами, стала исчезать. В Европе сегодня почти не осталось монопартийных систем, особенно старого, тоталитарного типа. В 1991 г. с отменой шестой статьи Конституции CCCF перестала существовать однопартийная система в самой большой по территории стране мира.

Власть не развращает людей; но дураки, забравшиеся на вершины власти, развращают власть.»
Бернард Шоу

Через пять лет после большевистской партии в Италии пришла к власти фашистская. Коммунисты считали, что к светлому будущему рабочий класс приведет ленинская партия, а фашисты утверждали, что лучшего будущего могут добиться только массы, ведомые элитой. Выигрышным оказался первый вариант: фашистская партия в Италии, а затем в Испании, Португалии и Германии, не добивалась такого господства над обществом, как коммунистическая в России. Банкиры, промышленники и буржуазия остались в этих странах у власти, а в СССР они были уничтожены. Партия, состоящая из рабочих, крестьян и интеллигенции, лучше понимала, что нужно народу, состоявшему из тех же слоев, нежели партия, включавшая разнородную элиту, оторванную от народа. Сходство же монопартийной системы в разных странах в том, что господствующая партия всегда устанавливала контроль над экономическими ресурсами, военной мощью и подавляла политическую оппозицию. И всем им, в отсутствие сильных парламента и оппозиции, были присущи коррупция власти и бесконтрольное расхищение природных богатств.

Двухпартийная система также имеет свои вариации. В Англии партия парламентского большинства формирует однопартийное правительство. Премьер-министр — ставленник одной партии и подчиняется только ей. В США при такой же двухпартийной системе президент не сохраняет за собой место в парламенте. Он избирается не парламентом, а народом. Его деятельность контролируется не одной, а двумя партиями парламента. И часто можно видеть конфликт между администрацией Белого дома и конгрессом США, который перерастал в безвыходное положение. Причина в том, что президентом становился демократ, а большинство в парламенте принадлежало республиканцам. В этом американцы видят минус своей системы.

Источник: 
Кравченко А. И., Политология: учебник. - Москва: Проспект, 2011.-448 с.
Темы: 
Чтобы оставить комментарий или обсудить материал на форуме, необходимо зарегистрироваться или войти.