Политические идеи Томаса Джефферсона

Томас Джефферсон (1743-1826) — выдающийся американский государственный деятель, просветитель, философ, идеолог демократического крыла во время Войны за независимость в Северной Америке (1775-1783), третий президент США (1801-1809).

Его политические взгляды сформировались под влиянием идей Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье. «Заметки о штате Виргиния» (1785), письма о демократии утвердили за Джефферсоном репутацию не только писателя, естествоиспытателя, ученого, но и теоретика в области политики. Его политическим идеалом была республика мелких земельных собственников — фермеров, которых он называл «избранным богом народом».

Джефферсон был сторонником демократизации общества путем расширения прав и свобод населения, включая средние и низшие слои. По его мысли, самым законным средством правительства, настоящим источником его силы и двигателем, позволяющим сохранить мир в стране, является убеждение народа на основе правдивой необходимой информации.

Время от времени, как реакцию народа на несправедливость (грубые злоупотребления власти, деградацию правительства, сползание его в деспотизм, тиранию), Джефферсон признает небольшие мятежи, восстания. По его мнению, они необходимы в политическом мире, «как бури в мире физическом, как лекарства, для того, чтобы правительства были здоровыми и разумными». И если демократия означает «стабильность» и уверенность в будущем, то деспотизм влечет за собой восстание.

Согласно его концепции, единственной формой демократического правления, опирающейся на принципы договора, соглашения и равенства, может быть республика как «средство вырваться из-под власти собственных тиранов». Истинным фундаментом республиканизма Джефферсон считает равные права каждого гражданина. Право на собственность и на различия в политических мнениях. Из писем к Дж. Тейлору (1816) и барону фон Гумбольдту (1817) еще больше становится понятной его республиканская позиция. Наибольшее приближение к республике в ее чистом виде он видел в правлении, реализующем фундаментальный закон всякого общества, которое состоит из индивидов, обладающих равными правами и выражающих волю общества. Джефферсон отвергает доктрину, согласно которой только малые государства способны быть республиками.

Он убежден, что «чем больше страна, тем прочнее ее республиканский строй... чем меньше и малочисленнее общины и общности людей, тем сильнее и судорожнее в них раздоры и стычки».

Будучи противником чрезмерной централизации власти, сосредоточения ее в руках только исполнительной власти, он полагал, что в условиях большой страны слуги народа,

«находясь на таком расстоянии вне поля зрения своих избирателей, — не способны успешно справляться с делом и принимать во внимание все его детали, необходимые для успешного управления гражданами. каждый штат может сделать сам гораздо лучше, чем та власть, что находится вдалеке».

Приступая к исполнению президентских обязанностей, в своей первой инаугурационной речи (4 марта 1801 г.) Джефферсон сформулировал несколько основных принципов своей демократической программы, определивших его политические убеждения и деятельность. Среди них:

  • равная и точная справедливость по отношению ко всем людям;
  • поддержка правительств штатов во всех их правах;
  • сохранение общего правительства (Соединенных Штатов) во всей его конституционной силе;
  • скрупулезное соблюдение права народа избирать лиц, облеченных общественной властью;
  • свобода и охрана личности, собственности, религии и религиозных убеждений (отделение церкви от государства);
  • свобода печати, широкое распространение информации, вынесение всех нарушений и злоупотреблений на общественное обсуждение;
  • наличие справедливого суда, совершающего правосудие через коллегию присяжных заседателей.

Джефферсон поддерживает идею разделения на партии. По его мнению, политические партии существенно необходимы демократии, в каждом свободном и мыслящем обществе должны быть противостоящие партии — такова природа человека. В «Заметках о штате Виргиния» и в письме к Дж. Мэдисону (1787) Джефферсон высказал свою позицию по системе разделения властей. Распределение власти в республиканском правительстве между исполнительной, судебной и законодательной ветвями, а также подразделение последней в свою очередь на две или три ветви, находящиеся в зависимости от общества и нации, он считает принципом хорошего правления. Такая организация правящей власти позволяет, по его мнению, законодательному корпусу, в частности большой палате, избранной непосредственно, устанавливать налоги, при сохранении нерушимого фундаментального принципа, согласно которому «народ могут облагать налогами только его собственные представители, избранные им самим посредством прямых выборов».

Большое внимание Джефферсон уделял поправкам к конституции. Сам он внес 10 поправок. Считая конституцию плодом коллективной мудрости страны, не принимал ее за нечто священное, не подверженное изменению и совершенствованию. Неизменными могут быть только врожденные и неотъемлемые права человека.

«По мере того как совершаются новые открытия, как открываются новые истины, а обычаи и мнения меняются с изменениями обстоятельств, должны развиваться также и институты государства и общества, они также должны идти в ногу со временем» (письмо к А. Маршу, 1801 г.).

В письмах к Д. Адамсу (1787), Д. Вашингтону (1788) Джефферсон выразил опасение, что передача власти путем постоянного переизбрания не сделала бы пост президента сначала пожизненным, а затем — наследственным.

«Исполнение должности (президента) в течение восьми лет при сохранении законной возможности прервать это исполнение в конце первого четырехлетнего периода — вот что теперь ближе всего подходит к моему принципу, скорректированному опытом».

На протяжении всей своей жизни Джефферсон активно боролся за осуществление демократических прав и свобод на всем пространстве Нового света, преодолевая сложные преграды на пути утверждения свободомыслия, религиозной и расовой толерантности. Клятва преданности Т Джефферсона свободе мысли была начертана золотыми буквами на его мемориале в Вашингтоне:

«Я поклялся на алтаре Божьем быть вечным врагом любой формы тирании над разумом человека».

Ключевые слова: Политика, США
Источник: Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. — СПб.: Питер, 2012. — 432 с.
Материалы по теме
Политические идеи Джеймса Мэдисона
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Политические идеи Александра Гамильтона
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Политика и экономика
Политология в вопросах и ответах: учебное пособие / А. А. Горелов. — М.: Эксмо, 2009. — 256...
Развитие политических идей на рубеже XIX—XX веков
Основы социологии и политологии: учебник для учащихся средних профессиональных учебных...
Политические взгляды Жан Кальвина
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Праймериз — выборы понарошку?
Кравченко А. И., Политология: учебник. - Москва: Проспект, 2011.-448 с.
Сущность политической власти
Соловьев А.И., Политология: Политическая теория, политические технологии:. Учебник для...
Структура политической системы общества
Исаев Б.А. - Политология в схемах и комментариях (Учебное пособие) - 2009
Оставить комментарий