Политические идеи Джеймса Мэдисона

Джеймс Мэдисон (1751-1836) — американский государственный деятель, четвертый президент США, политический мыслитель, «главный архитектор» американской конституции.

Как и Гамильтон, свои теоретические политические взгляды изложил в цикле эссе «Федералист». От Мэдисона ведут свой отсчет многие важнейшие теоретические и практические начинания Нового времени: утверждение универсальных прав человека, гражданина, упор на централизацию бюрократической власти и самоуправление на местах, систематическое государственное вмешательство в экономическую жизнь и свободу предпринимательства; совершенствование демократии, гарантирующей права меньшинства, национализм с его особой государственностью и правовым обществом.

Важнейшим достижением Мэдисона была организация движения за замену слабого и децентрализованного правления, предусмотренного статьями Конфедерации, сильным общенациональным правительством.

В отличие от Гамильтона, он придерживался мнения о том, что народ — единственный источник политической власти, а выборы — характерная черта республиканского правления. Только республика, считал он, может избавить от пагубных последствий власти фракции большинства (т. е. от исполнения ею тиранических замыслов) и гарантировать свободу меньшинства. По этой причине великая цель — сохранить дух и форму народного правления и защитить общественное благо и личное право от опасности, которой им угрожают политические группировки.

Для достижения этой цели Мэдисон предлагает два способа: либо «предотвратить одновременное появление одной и той же страсти, одного и того же интереса у большинства»; либо, регулируя численность и территорию, лишить это большинство «возможности объединиться для осуществления его целей, ущемляющих интересы других».

В этих обстоятельствах Мэдисон не видит механизма, «который бы ограничивал склонность жертвовать партией меньшинства либо интересами чересчур настойчивой личности».

То есть, в его понимании, «общество, состоящее из небольшого числа лиц, которые собираются и правят лично и непосредственно, — не может быть защищено от порока партийности». Здесь речь идет о «чистой демократии», — под которой Мэдисон понимал общество небольшого числа граждан, осуществляющих правление лично, как правило, неспособное обеспечить безопасность права собственности. Такого рода демократии всегда являли «зрелище смут и раздоров» (Федералист, № 10).

Будучи приверженцем республиканских принципов, сохранения духа и укрепления основ федерализма, Мэдисон полагал, что правильная организация Союза по республиканскому образцу и есть «лекарство, излечивающее болезни, свойственные республиканской системе правления». Только крупное общество по величине своей может справиться с задачей свободного правления, при условии, что «величина его не будет превышать разумного в практическом отношении предела».

Как сторонник представительной формы власти, Мэдисон творчески подошел к теории «разделения власти» Монтескье. Очевидным основанием для раздельной и обособленной деятельности правительственных ведомств для него было наличие у каждого из них своей особой роли. Правители одной власти имели как можно меньше влияния на должностные назначения в других ведомствах власти. Переданная народом власть в республике, разделенная между федеральным правительством (с определенными конституцией полномочиями) и правительством штатов (с остающимися у них полномочиями), окружает права народа как бы двойной защитой.

«Взаимно ограничивая друг друга... благодаря разделению властей внутри него, будет ограничивать самое себя» (Федералист, № 36, 41).

Однако наиболее надежное средство защиты от постепенного сосредоточения разного вида полномочий в руках одного ведомства власти заключается в том, чтобы создать такую систему правления, при которой главы каждого из ведомств имели бы в своем распоряжении достаточно четкие конституционные механизмы, а также обладали бы личной заинтересованностью для сопротивления посягательствам на свои полномочия со стороны других властей.

В республике одинаково важно «охранять права народа от гнета правящих лиц» и от угрозы правам меньшинства со стороны объединенного большинства, ограждая права одной части общества от попирания их другой. Уберечься от этого зла, считает Мэдисон, можно при наличии в обществе воли, независимой от общества в целом, позволяющей создать такой конституционный механизм, при котором общество, охватывая «все важное разнообразие граждан, наделенных различными качествами», тем самым могло бы «сделать маловероятным возникновение большинства, объединенного несправедливыми интересами».

Обоснованная им система сдерживания и противовесов до сих пор имеет место в политической системе США.

В последние годы своей жизни Мэдисон активно работал над изданием своих записок о Конституционном конвенте и сохранял живой интерес к внутренним делам штата. Из всех вопросов общенационального характера, возникавших в те годы, более всего он был озабочен проблемой рабства. Мэдисон настаивал на создании сильного национального правительства и даже предложил предоставить конгрессу право вето в отношении законов, принимаемых штатами. Записи его, как одного из ведущих участников дебатов, впервые опубликованные в 1840 г., до сих пор остаются главным источником сведений о том, как создавалась Конституция США.

Ключевые слова: США, Политика
Источник: Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. — СПб.: Питер, 2012. — 432 с.
Материалы по теме
Политические идеи Томаса Джефферсона
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Политические идеи Александра Гамильтона
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Определение, предмет и методы политологии
Политология. Конспект лекций: учебное пособие / А.А. Горелов. — М. : КНОРУС, 2013. — 184 с...
Теоретический спор реалистов и идеалистов о понимании мировой политики
Соловьев А.И., Политология: Политическая теория, политические технологии:. Учебник для...
СМИ как политический институт
Политология: Учебное пособие / Под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. — СПб.: Питер, 2005...
Региональная политика Китая
Гладкий Ю. Н., Чистобаев А. И., Основы региональной политики: Учебник - СПб.: Изд-во...
Политические учения основателей марксизма
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Политические партии и государственная политика
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть I. Концепции и проблемы...
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий