Почему люди не обращаются за помощью

За помощью чаще обращаются дети, немощные старики и женщины. Например, за медицинской или психиатрической помощью женщины обращаются в два раза чаще, чем мужчины. Слушательская аудитория консультационных радиопрограмм и клиентура консультационных центров при колледжах - преимущественно женщины. Арье Надлер (Nadler, 1991) объясняет это гендерными различиями: мужчины более независимы, чем женщины. Очевидно, имеет значение и то, что женщины больше следят за своим здоровьем, своей внешностью. Однако часто люди, нуждаясь в помощи, не обращаются за ней или отказываются от нее.

3.    Фрейд отмечал, что есть множество причин, препятствующих человеку обратиться за помощью: «некогда», «дорого», «все равно не помогут» и т. д. Все их можно разделить на объективные и субъективные.

К первым относятся:

  • запрет пользоваться чьей-либо помощью (например, в школе во время контрольных работ и экзаменов);
  • незнание того, что можно на нее рассчитывать или где и как можно ее получить. Для того чтобы человек узнал о своем праве на получение помощи, его необходимо об этом информировать.

Ко вторым относятся имеющиеся у людей ложные установки:

  • «я обеспокою человека своей просьбой» - не следует что-то решать за других: если человека, к которому обращаются за помощью, просьба обеспокоит, он вправе сам сказать об этом;
  • «мне откажут, и я умру со стыда» - этот распространенный страх основывается на одном простом факте: считающий так, сам не умеет отказывать. Он искренне считает, что своим отказом обижает попросившего о помощи человека. Поэтому обратную ситуацию, т. е. отказ в свой адрес, он воспринимает так же - как обиду;
  • «я буду обязан ему до конца жизни» - это боязнь, что в любой момент я не смогу прервать отношения с человеком, оказавшим мне помощь, даже при проявлении им хамства, бестактности или глупости;
  • «я не смогу его отблагодарить» - это нежелание становиться должником. У многих существует убеждение, что получивший помощь становится должником помогающего и тот впоследствии может, в свою очередь, потребовать ответную услугу, которая будет неприемлема. Одной из причин этой боязни является установка в нашем сознании, что, закон «баш на баш» еще никто не отменял. И когда человек не имеет возможности отблагодарить, даже бескорыстная помощь может вызвать негативную реакцию объекта помощи. На самом деле есть много людей, которые осуществляют помощь бескорыстно, не ожидая от просящего ничего, кроме благодарности (и то не всегда).

Помощь принимается тем легче и с тем большим удовольствием, чем более бескорыстными кажутся получателю помощи намерения помогающего, когда при оказании помощи нет спекуляции ни на взаимности, ни на связанных с данной ситуацией нормах, ни на профессиональном долге помогающего, или в том случае, когда помогающий находится в близких отношениях с получателем помощи (Nadler, Fisher, Streufert, 1974). Если помогающий оказывает помощь, основываясь лишь на своем собственном решении, и если его затраты на оказание помощи велики, то адресат, какустановили Г ринберг и Фриш (Greenberg, Frisch, 1972), приписывает помогающему альтруистические намерения. <.. .>

Вывод о том, что бескорыстная помощь воспринимается более позитивно, напрашивается сам собой и подтверждается экспериментами (Fisher et al., 1982, 1983).

Хекхаузен X., 2003

Проявление феномена размывания ответственности. Люди не обращаются за помощью, если она касается многих. Например, девять фотокорреспондентов, на глазах которых принцесса Диана попала в Париже в автокатастрофу, имели при себе мобильные телефоны, но за помощью обратился только один. Когда остальных спросили, как такое оказалось возможным, они продемонстрировали поразительное единодушие: каждый из них думал, что «кто-то другой это уже сделал» (Sancton, 1997). И разве не так подчас мы ведем себя, если по всей лестнице вдруг погаснет свет, надеясь, что кто-то уже позвонил в аварийную службу?

На отказ от помощи может влиять наличие у человека ряда черт личности: застенчивость, гордыня, недоверчивость, подозрительность, скептицизм, негативизм.

Застенчивость

 Как отмечает Ф. Зимбардо, застенчивость - это черта человека, связанная со стремлением избегать общения или уклоняться от социальных контактов (Zimbardo, Weber, 1997). Такое определение не совсем точно отражает суть данной черты. Ведь то же самое можно сказать и про интроверта. В определении застенчивости имеет значение прежде всего переживание человеком определенного состояния. Так, в Оксфордском словаре застенчивость определяется как состояние стеснения в присутствии других людей. В Словаре русского языка С. И. Ожегова она характеризуется склонностью человека к робкому или стыдливому поведению в общении, в поведении. По мнению В. Джонса и Б. Карпентера (Jones, Carpenter, 1986), застенчивые люди описывают себя как неуклюжих, боящихся злых языков, не умеющих настаивать на своем.

Застенчивость - явление распространенное. Согласно Ф. Зимбардо, 80 % опрошенных им американцев ответили, что в какой-либо период своей жизни были застенчивыми. Примерно четверть респондентов назвала себя хронически застенчивыми. В последние десятилетия число американцев, признающих свою застенчивость, возросло с 40 до 50 % (Carducci, Zimbardo, 1995). Как полагает

В.    Н. Куницына (1995), значительная часть взрослого населения нашей страны попадает в категорию застенчивых (30 % женщин и 23 % мужчин). У школьников таковыми являются от 25 до 35 %.

Генезис застенчивости. «Застенчивость - врожденное свойство человека», - писал в конце XIX в. лондонский врач Г. Кэмпбелл (Campbell, 1896; Cattell, 1946; Чик, 1984). Дж. Чик (1984) тоже считает, что около 40 % людей застенчивы от природы. По мнению Кеттелла, застенчивые люди обладают высокой возбудимостью нервной системы и чувствительностью и потому особенно уязвимы для социального стресса. Это находит подтверждение в данных А. А. Баранова (2002), выявившего отрицательную корреляцию между силой нервной системы и застенчивостью. Это значит, что для застенчивых характерна слабость нервной системы, которая связана с высокой чувствительностью.

Джереми Каган (Kagan, Snidman, 1991) занимался изучением застенчивости более десяти лет.

Исследования с участием маленьких детей и младенцев показали, что одни дети охотно идут навстречу незнакомым людям и объектам, а другие - нет. Каган различает детей, склонных к торможению (inhibited children), и детей, не склонных к торможению (uninhibitedchildren). Одно из различий между ними - симпатическая реактивность (автономная активация); для детей, склонных к торможению, характерны более высокие ее уровни. Каган утверждает, что первые и вторые обладают разными порогами возбудимости миндалевидной железы и соответственно в одних случаях ее роль выражена более ярко, а в других - менее; все вышеописанные различия определяют предрасположенность к тому, чтобы у одних детей развивалась склонность к торможению, ау других - нет. Он обращает внимание на то, что дети, склонные к торможению, и дети, не склонные к торможению, не представляют просто два полюса одного и того же континуума - напротив, речь идет о двух отдельных типах разного генетического происхождения. Каган и его коллеги считают целесообразным рассматривать данное явление только как предрасположенность, а следовательно, необходимо учитывать также роль когнитивных факторов и факторов научения.

Френкин Р., 2003

Д. Дэниэлс и Р. Пломин (Daniels, Plomin, 1985) считают, что застенчивость определяется как наследственностью, так и условиями воспитания. Они сравнивали одно- и двухгодовалых приемных детей с их родными и приемными родителями, а также детей этого же возраста в обычных семьях. В последнем случае застенчивость ребенка напрямую была связана с низкой общительностью и интровертированностью матери. Подобное же наблюдалось и в семьях с приемными детьми, только в меньшей степени. Эта разница свидетельствует о социальном факторе. Но при этом обнаружилось, что у приемных детей застенчивость тесно связана с интровертированностью родных матерей - факт, свидетельствующий о роли наследственности.

Трудности изучения генезиса застенчивости связаны с тем, что эта особенность личности близка к боязливости, а смущение - к страху. Поэтому некоторые авторы стараются не пользоваться термином «застенчивость», а говорят о феномене поведенческого торможения или сдерживания (Kagan, Reznick, Snidmann, 1988).

Особенности личности застенчивых. У застенчивых людей часто бывает самосознание, сконцентрированное на производимом впечатлении и на социальных оценках. П. Пилконис и Ф. Зимбардо (Pilkonis, Zimbardo, 1979) нашли, что застенчивые люди обладают меньшей экстравертированностью, слабее контролируют свое поведение в ситуациях социального взаимодействия и более озабочены взаимоотношениями с окружающими, чем не испытывающие застенчивости. У мужчин застенчивость, согласно мнению указанных авторов, коррелирует с нейротизмом. Среди застенчивых женщин подобная связь отмечается только у тех, кто склонен к самокопанию. И. С. Кон (1989) полагает, что застенчивость сопровождается интроверсией, пониженным самоуважением и неудачным опытом межличностных контактов. Н. В. Шингаева (1998) выявилау застенчивых подростков целый комплекс личностных особенностей. Они склонны к стрессовому реагированию на обычные жизненные ситуации (причем их реакция выстраивается по пассивнооборонительному типу), мучительно переживают ситуации, когда оказываются в центре внимания группы людей или когда их оценивают; нерешительны - им трудно принимать решение; испытывают трудности в общении, особенно с лицами противоположного пола; им легче контактировать с младшими по возрасту, чем со старшими и более компетентными людьми.

Крайняя застенчивость, по данным П. Пилкониса и Ф. Зимбардо, имеет негативные последствия. Человек оказывается уязвимым в стрессовых ситуациях из-за неразвитости навыков социального взаимодействия. Не имея опыта искреннего и откровенного общения, застенчивые люди склонны думать о себе как об ущербных.

Возрастные особенности застенчивости. Различают возрастную застенчивость, которая возникает в период активного усвоения ребенком социального опыта. Застенчивость особенно проявляется в юности. П. Пилконис и Ф. Зимбардо, исследовав учащихся IV-VI классов школ и колледжей, выявили 42 % застенчивых, причем различий между мальчиками и девочками по частоте ее проявления не было. Но в VII-VIII классах их количество возросло до 54 %, причем за счет девочек.

Результаты исследования Л. Н. Галигузовой (2000) дают основание говорить о сензитивном периоде застенчивости. В лонгитюдном исследовании автором было выявлено, что застенчивость слабее всего проявлялась у четырехлетних детей, резко возрастала на пятом году жизни, несколько снижалась к шести и значительно сокращалась к семи годам. Существенно также, что после четырех лет расширяется сфера проявления застенчивости: если в четыре года ребенок был таким только при одной форме общения, то, став старше, начинал вести себя застенчиво и при других формах.

Л. Н. Галигузовой установлены основные причины застенчивого поведения дошкольников. Среди них отношение ребенка к оценке взрослым его деятельности. У застенчивых детей отмечается обостренное ожидание и восприятие оценки. Интересно, что с возрастом формируется парадоксальное отношение к похвале взрослого: его одобрение вызывает не только радость, но и смущение; собственное отношение ребенка к своим конкретным действиям независимо от оценок взрослого. Даже ожидая неуспеха в деятельности, дети ведут себя застенчиво, с робостью смотрят на взрослого, не решаясь попросить помощи.

Таким образом, стеснительность, застенчивость склоняют человека, нуждающегося в помощи, чаще всего отказываться от нее по многим причинам: «Неудобно!»; отсутствие навыков общения и социального взаимодействия и возникающий в связи с этим страх, боязнь отрицательной оценки себя как ущербного.

Гордыня

Гордые люди с развитым чувством собственного достоинстванередко не спешат обращаться за помощью (Nadler, Fisher, 1986). Когда человек вынужден принимать услугу, на которую не может адекватно ответить, страдает его самооценка ((Pratkanis, Turner, 1996; Schneider et al., 1996; Shell, Eisenberg, 1992). Ведь вместе со словом «просить» у многих людей на языке крутятся сомнительное «ходить на поклон» и издевательское «бить челом». Все это ассоциируются с собственной слабостью, с боязнью, что над ним будут смеяться, сочтут некомпетентным, необразованным. Возможно, человек сам создал себе идеальный нереалистичный образ «сильного» человека и теперь ему пытается соответствовать. Отказываясь от возможной посторонней помощи, человек как бы доказывает себе свою состоятельность, справляясь с проблемой с разной степенью успеха, а иногда и не справляясь, но зато оставаясь гордым.

Это с юмором изображено М. Зощенко в рассказе «Мелкий случай из личной жизни»:

И вдруг вижу - стоит около входной двери бедно одетая старушка. Такой у нее рваненький ватерпруф, облезлая муфточка, дырявые старинные башмачонки.

И стоит эта старушка скромно у двери и жалостными глазами смотрит на входящих, ожидая, не подадут ли.

Другие на ее месте обыкновенно нахально стоят, нарочно поют тонкими голосами или бормочут какие-нибудь французские слова, а эта стоит скромно и даже как-то стыдливо.

Гуманные чувства заполняют мое сердце. Я вынимаю кошелек, недолго роюсь в нем, достаю рубль и от чистого сердца, с небольшим поклоном, подаю старухе.

И у самого от полноты чувств слезы, как брильянты, блестят в глазах.

Старушка поглядела на рубль и говорит:

-    Это что?

-    Вот, - говорю, - примите, мамаша, от неизвестного.

И вдруг вижу - у ней вспыхнули щеки от глубокого волнения.

-    Странно, - говорит, - я, кажется, не прошу. Чего вы мне рубль пихаете?.. Может быть, я дочку жду - собираюсь с ней в кино пойти. Очень, говорит, обидно подобные факты видеть.

Я говорю:
-    Извиняюсь. Как же так. Я прямо сам не понимаю. Пардон. говорю. Прямо спутался. Не поймешь, кому чего надо. И кто за чем стоит. Шутка ли, столько народу...

Но старуха поднимает голос до полного визга.

- Это что же, - говорит, - в кино не пойди - оскорбляют личность! Как, говорит, у вас руки не отсохнут производить такие жесты? Да я лучше подожду дочку и в другое кино с ней пойду, чем я буду с вами сидеть и дышать зараженным воздухом.

Я хватаю ее за руки, извиняюсь и прошу прощения. И поскорей отхожу в сторонку, а то, думаю, еще, чего доброго, заметут в милицию, а я даму жду.

Вскоре приходит моя дама. А я стою скучный и бледный и даже несколько обалдевший и стыжусь по сторонам глядеть, чтобы не увидеть моей оскорбленной старухи.

Вот я беру билет и мелким шагом волочусь за своей дамой.

Вдруг подходит ко мне кто-то сзади и берет меня за локоть.

Я хочу развернуться, чтоб уйти, но вдруг вижу - передо мной старуха.

-    Извиняюсь, - говорит она, - это не вы ли мне давеча рубль давали?

Я что-то невнятное лепечу, а она продолжает:

- Тут не помню кто-то мне давал сейчас рубль. Кажется, вы. Если вы, тогда ладно, дайте. Тут дочка не рассчитала, а вторые места дороже, чем мы думали.

А в третьих местах я ничего не увижу по причине слабости глаз. Прямо хоть уходи. Извиняюсь, говорит, что напомнила. [27 - Зощенко М. Повести. Л., 1988.]

Недоверчивость, подозрительность

Недоверие помогающему может быть обусловлено тем, что помогающий представляется не очень компетентным в разрешении возникшей проблемы или же подозревается в манипулировании. Недоверие может быть обусловлено наличием у человека чрезмерно выраженной подозрительности. Она больше выражена у лиц мужского пола, чем у лиц женского пола. Кроме того, подозрительность выше у маскулинных мужчин и женщин, чем у андрогинных и феминных (рис. 7.1).


Рис. 7.1. Выраженность подозрительности в зависимости от биологического и психологического пола (по данным Афиногеновой С. В., 2008)

Н. Ю. Жарновецкая (2007) подтвердила эту тенденцию. По ее данным, коэффициент корреляции между маскулинностью - феминностью и подозрительностью равен 0,30 (р < 0,05).

По моим данным, подозрительность выражена больше у лиц, склонных к авторитарному стилю руководства, в меньшей степени - у склонных к попустительскому (либеральному) стилю и еще меньше - у склонных к демократическому стилю.

Скептицизм (от др. - греч. «рассматривающий», «исследующий») в обыденном смысле -психологическое состояние неуверенности, сомнения в чем-либо, заставляющее воздерживаться от высказывания категорических суждений. Скептик - человек, относящийся ко всему критически, с недоверием, во всем сомневающийся. Примером такого человека является библейский апостол Фома Неверующий. [28 - Согласно Евангелию от Иоанна, Фома отсутствовал при первом явлении Иисуса Христа другим апостолам и, узнав от них, что Иисус воскрес из мертвых и приходил к ним, сказал: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20:25). Явившийся Иисус позволил Фоме вложить палец в раны (по мнению одних, Фома отказался сделать это, другие же считают, что Фомаприкоснулся к ранам Христа), Фомауверовал и произнес: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20:28). Выражение «Фома неверующий» (или «неверный») стало нарицательным именем для недоверчивого слушателя.]

Негативизм

Еще одной личностной характеристикой, влияющей на недоверчивость, может быть негативизм. Негативизм (от лат. negatio - «отрицание») - лишенное разумных оснований (так называемое немотивированное) сопротивление субъекта оказываемым на него психологическим воздействиям. Негативизм - проявление негативной установки, отношение к человеку, людям (а иногда к жизни и миру в целом) с негативным предубеждением.

Различают негативизм тотальный и избирательный. Последний может проявляться на коммуникативном, поведенческом и глубинном уровне (без явных внешних проявлений). Именно глубинный негативизм и имеет в первую очередь отношение к недоверчивости, поскольку независимо от того, как человек общается внешне, внутри он относится к людям с негативным предубеждением, не доверяя людям, видя умысел и вредительство, обвиняя и подозревая людей.

Негативизм возникает как защитная реакция на воздействия, которые противоречат потребностям субъекта. Поэтому отказ от выполнения требования или принятия совета становится способом выхода из внутреннего конфликта и освобождения от его травмирующего влияния.

Негативизм и возраст. Негативизм наиболее выражен у детей в периоды возрастных кризисов (3 лет, подростковый) и чаще всего по отношению к требованиям взрослых, предъявляемым без учета потребности детей в одобрении, общении, уважении, эмоциональном контакте. Негативизм может быть присущ и взрослым (особенно в пожилом возрасте) как устойчивая личностная особенность. Его устойчивая форма обусловлена потребностью человека в самоутверждении, в защите своего Я, а также развитым у него эгоизмом и отчуждением от нужд и интересов других людей.

Причины негативизма разнообразны. Среди психологических причин - это в первую очередь беспомощность в решении проблем, борьба за власть, самоутверждение, привлечение к себе внимания, выражение неприязни, месть. Однако нельзя отрицать и генетические обстоятельства, а также влияние гормонального фона. Симптомы негативизма:

  • склонность поныть и попереживать;
  • неприязнь к людям с позитивным мировосприятием;
  • философская задумчивость о несовершенстве мира;
  • неблагодарность, привычка не замечать хорошее, акцентировать внимание на плохом;
  • привычка констатировать и переживать проблему вместо поиска решения.

Для самоощущения нуждающегося в помощи будет более щадящим и приятным, если он не станет приписывать свою беспомощность внутренним причинам и сможет связать ее с причинами внешнего характера, т. е. если его бедственное положение будет восприниматься не как вызванное его собственными недостатками - и уж, конечно, не тем, за что он сам несет ответственность, - а неотвратимыми ударами судьбы или внешними обстоятельствами. Первыми это подтвердили Тесслер и Шварц (Tessler, Schwartz, 1972). Когда почти все тестируемые нуждаются в помощи при выполнении задания (выраженное согласие, т. е. сложность заданий слишком высока), то потребность в помощи должна восприниматься как обусловленная скорее внешними, чем внутренними, причинами. И в этом случае испытуемые должны чаще информировать о своей беспомощности и обращаться за помощью, чем тогда, когда лишь некоторые из участников столкнулись с трудностями при выполнении задания. Результаты исследований подтвердили это предположение (Gross, Wallston, Piliavin, 1979).

Хекхаузен X., 2003

Ключевые слова: Альтруизм
Источник: Е. П. Ильин: Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия - 2013
Материалы по теме
Мотивы помогающего поведения
Е. П. Ильин: Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия - 2013
Почему одни люди становятся альтруистами, а другие - эгоистами
Е. П. Ильин: Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия - 2013
Два подхода (модели) к оказанию помощи
Е. П. Ильин: Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия - 2013
Как воспитать человека альтруистом
Е. П. Ильин: Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия - 2013
Виды помощи (альтруизма)
Е. П. Ильин: Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия - 2013
Всегда ли нужно помогать, или Кое-что о выученной беспомощности и лени
Е. П. Ильин: Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия - 2013
Факторы, влияющие на оказание помощи (альтруизм)
Е. П. Ильин: Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия - 2013
Помогающие отношения как условие успешной помогающей деятельности
Е. П. Ильин: Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия - 2013
Оставить комментарий