Почему гештальт-терапия?...

Аватар пользователя Залетова Оксана
Психолог, Консультант · г. Калининград
был(а) 2 недели назад

Маленькому ребенку, для удовлетворения его потребностей нужен кто-то другой,  взрослый.
Хорошо, когда последний своевременно оказывается рядом и может дать то, что необходимо малышу. Однако, в силу разных причин, часто это бывает невозможным. И тогда маленький человек вынужден научиться справляться с фрустрацией сам. Ему приходится находить свой способ для выживания в определенных условиях. Так появляется приспособление.

Учитывая, что по сравнению с любым взрослым, у ребенка гораздо меньше доступных ресурсов и опыта, такие приспособления далеко не всегда бывают самыми удачными из возможных вариантов. Но это все, на что оказался способен малыш в конкретной ситуации.

               И вот ребенок вырос, стал взрослым….
              Теперь ему много, что доступно. Но по привычке он продолжает использовать те «кривые-косые» приспособления, которые позволили ему пережить трудные моменты в детстве. Теперь эти способы не только не работают, но и мешают нормальному функционированию в различных областях жизни человека. Они погружают его в регресс, буквально отбрасывая к тому времени, когда он был маленьким, зависимым и беспомощным.

Работая с подобным клиентом, важно исследовать специфику его манеры построения контакта. Если в опыте клиента присутствуют в основном такие механизмы, где он привык полагаться только на себя, не замечать рядом другого, не знать, как и для чего принимать помощь - то это значимый маркер для специалиста при выборе способа работы с таким клиентом.

В виду вышеизложенного, разделяю мнение тех коллег, считающих, что в определенных случаях те направления в психологии, которые связаны с управлением внутренними процессами (визуализация, гипноз, поведенческие тренировки и др.), малоэффективны или не помогают. Например, техники саморегуляции и самоописания, в которых человек сам себя начинает еще лучше понимать и точнее описывать, являются либо нейтральными, либо токсичными. Они усиливают главный момент – «я сам справлюсь». Эти тактики опираются на нарциссические черты человека, фокусируя его на установке «Я сам». Даже аналитические механизмы не будут давать нужного эффекта, потому что нет так необходимого в этом случае «отзеркаливания» - ведь пустоту нельзя увидеть в зеркале.

           Таким образом, прекрасно работающие в других случаях инструменты, при работе с человеком, имеющем, например, нарциссическое устройство личности, становятся бесполезными или вовсе вредят. Так как раз за разом будут воспроизводить ту ситуацию, которая сложилась изначально с родительской фигурой  - «ты один сам справляешься».

            В подобных случаях наиболее применимыми можно считать диалоговые методы, в которых сильный акцент делается на встречу, в которых что-то происходит между клиентом и специалистом, и это создается двумя сторонами. Такие механизмы будут целительными. Близость клиента и специалиста возможна в тех точках соприкосновения, где они что-то сделали вместе. Именно поэтому так важно, чтобы намерение разрешить запрос присутствовало с обеих сторон. Это сотрудничество. Это два человека, которые единомоментно делают одно дело. При этом важен даже не обмен чувствами, а именно встреча, общее действие и вклад обеих сторон.

           Задача специалиста ясна. У клиента она неявная, но очень важная для всего процесса работы - быть распознанным. Приобрести опыт когда, когда ценным является он сам, а не та функция, которую он выполняет. То есть вместе с клиентом открыть возможность замечать не результат, а самого человека.

Оставить комментарий