Персонал менеджмента

Управление современной организацией — это результат деятельности группы людей, разрабатывающих планы, собирающих информацию, готовящих решения, мотивирующих работников на достижение конкретных целей. Совокупность специалистов, осуществляющих функции управления, называют персоналом менеджмента.


Менеджмент — это самостоятельная сфера профессиональной деятельности, а менеджер — дипломированный специалист, занимающий постоянную должность в фирме и наделенный полномочиями в области управленческой деятельности.


У менеджеров особый предмет труда — информация, анализируя и преобразовывая которую он принимает решения, необходимые для выполнения всех функций управления. Работа таких специалистов оценивается по достижению поставленных целей, по результативности работы коллектива, организации. Результат работы положителен, если организация развивается и процветает, а при отрицательных результатах, наоборот, организация разоряется, что приводит в тупик судьбы многих людей. На менеджера ложится важнейшая ответственность, как моральная, так и материальная, и в зависимости от его умения принимать решения в конкретных ситуациях определяется его роль в уровнях управления1.

Все менеджеры выполняют определенные функции при вертикальном и горизонтальном разделении труда.

Самая развитая горизонталь управления (по количеству менеджеров) — младшие начальники-мастера, заведующие отделами, кафедрами — соответствует низшему звену. Первое низовое звено состоит из операционных руководителей, которые непосредственно управляют рабочими и операторами. Они выдают задания и осуществляют контроль за их выполнением, непрерывно обеспечивая верхние этажи пирамиды управления прямой информацией о ходе технологического процесса. Работа руководителей низового звена является напряженной и наполненной разнообразными действиями, охватывает большое количество частных задач2.

Руководители среднего звена координируют и контролируют работу руководителей низшего звена, готовят им задания и принимают соответствующие решения. Работа руководителей этого звена специализируется по отдельным направлениям (функциям), например, плановым, технологическим, инновационным, производственным и т.п. При этом они одновременно собирают информацию от низших звеньев, фильтруют ее, анализируют и готовят предложения для решений высшего звена управления.

Руководители высшего звена отвечают за принятие важнейших решений для организации в целом. Типичные должности руководителей высшего звена — это президенты фирм, председатели советов, казначеи корпораций и т. п. Руководители этого звена, как правило, — сильные личности, поэтому они влияют на совокупный результат, деятельности организаций.


Пирамида управления организацией имеет широкое основание — большое количество управляющих низшего звена, количество руководителей среднего звена — меньше, вершина пирамиды — руководители высшего звена

Главную задачу, которая сегодня стоит перед любым руководителем российской организации, можно записать так

Дано: основные цели деятельности и плановые задачи; ресурсы; права на использование ресурсов; разнообразные ограничения деятельности в виде законов, включая трудовое законодательство, правил техники безопасности, правовых норм, регулирующих взаимоотношения с финансовыми и другими органами.

Требуется: постоянно поддерживать работоспособность системы управления и обеспечивать ее развитие. Повышать эффективность производства не за счет вовлечения новых ресурсов, а все лучшего использования имеющихся.

Одни менеджеры эту задачу решают лучше, другие хуже, третьи вообще не могут решить.

От чего же зависит успех?

Он определяется многими факторами, но главный — компетентность руководителя, его жизненная позиция.

Профессиональность менеджера включает:

  1. Структуру знаний.
  2. Готовность к видам управленческой деятельности.
  3. Тип мышления (или профессиональное сознание).
  4. Тип личности (развитость определенных способностей, лидерство).
  5. Освоение ролевых позиций руководителя.
  6. Интеллектуальный потенциал (фундаментальность знаний, методологии подходов и оценок).
  7. Навыки диагностики проблем анализа, общения, организации, планирования, принятия решений, психологической гибкости.

Такой менеджерский профессионализм должен иметь совокупность ресурсов, составляющих основу для гармоничного развития всех составляющих профессиональной компетентности руководителя. Их можно представить в виде схемы (рис 3.4).


Профессионально подготовленный менеджер по сравнению с неподготовленным лучше видит задачи и направления развития производства, умеет подчинить себе события, сознательно регулирует свое время и время подчиненных, умеет в тесном контакте работать с различными организациями, правильно строит свои отношения с коллегами и подчиненными. В результате он обеспечивает более высокую эффективность производства.

Однако современное экономическое развитие России и мировых процессов предполагает ряд требований к менеджеру нового тысячелетия, кардинально нового витка развития цивилизации.

Динамизм внешней среды требует частых глубоких изменений в системе управления, что, в свою очередь, вызывает необходимость в новой генерации менеджеров-дженералистов, выполняющих функции генерального конструктора организационно-экономических систем, созидателя, архитектора нового.

Менеджер-дженералист должен обладать:

  •  многомерным стратегическим мышлёнием;
  •  чувством внешней среды, ее динамизма и тенденций;
  •  умением анализа стратегий;
  •  качествами политического деятеля;
  • умением творчески решать сложные проблемы;
  • готовностью рисковать;
  • методами проведения реформации;
  • навыками функционального управления по различным сферам: ценообразования, планирования, снабжения, сбыта и тд

Менеджер такого типа должен стать «капитаном команды», т. е. модель управления будет больше ориентирована на взаимодействие сотрудников в процессе подготовки и принятия решения.

С психологической точки зрения возрастает роль таких факторов, как стрессы, неопределенность, эрозия традиционных ценностей.

В практике российского менеджмента для управленца такого типа резко возрастает взаимодействие с территориальными, общественными органами и органами власти в плане экологии, ресурсо- и энергосбережения, занятости, бюджетных платежей. Появляется потребность в новых качествах менеджера — умение быть политиком, проявлять государственный подход Он должен работать с общественностью (паблик рилейшнз), знать политику, разбираться в культуре, обладать гуманитарным мышлением, владеть искусством переговоров, гибкостью, быть хорошим психологом.

В настоящий момент в мире мы наблюдаем информационный взрыв. Это обусловлено как усложнением технических систем в производстве, их автоматизацией, так и возросшей сложностью управленческих решений. Все большее значение будет придаваться созданию формальных систем для опережающей информации о внешней среде.

Коммерциализация деятельности потребует предпринимательской инициативы и творческого, готового к риску типа мышления. В этих условиях все более значимым фактором становится умение менеджера использовать знания экспертов.

В целом существенно возрастает интеллектуализация управления. Только при ней возможен учет «длинных» причинно-следственных связей в современной практике менеджмента.

Уровень интеллектуализации управления измеряется длиной причинно-следственных связей, на которые современная система управления во главе с современными менеджерами способна реагировать. Деинтеллектуализированная система управления может реагировать только на то, что уже случилось, а всякая попытка заглянуть вперед, в будущее, отвергается как « философствование».

Темы: Персонал, Управление
Источник: Основы менеджмента : учебное пособие / В.Л. Полукаров. — 2-е изд., перераб. — М.: КНОРУС, 2008. — 240 с.
Материалы по теме
Роль службы управления персоналом
Щёкин Г.В.Теория и практика управления персоналом.2003
Парадигмы управления персоналом и типы организационной культуры
Управление персоналом: Учебник / К.В. Воденко, С.И. Самыгин, К.Г. Абазиева, С.А....
Человеческий фактор в управлении персоналом
Авдулова Т.П., Психология менеджмента: Учеб. пособие для студ. сред, проф. учеб. заведений...
Командный менеджмент
Управление персоналом: Учебник / К.В. Воденко, С.И. Самыгин, К.Г. Абазиева, С.А....
Квалификация персонала управления
Щёкин Г.В.Теория и практика управления персоналом.2003
Принципы и механизм управления персоналом
Щекин Г.В., Организация и психология управления персоналом
Основные элементы системы управления персоналом
Под ред. Короткова А.В., Синяевой И.М. - Управление маркетингом - 2005
Ситуационный подход в управлении персоналом
Управление персоналом: Учебник / К.В. Воденко, С.И. Самыгин, К.Г. Абазиева, С.А....
Оставить комментарий