Перенос в психотерапии

А. Открытие механизма перенесения. - Механизм переноса был открыт З. Фрейдом в процессе психотерапевтической работы.

Как известно, в ходе психоанализа больные нередко оказывают сопротивление осознанию своих конфликтов, хотя именно для избавления от них и пришли к психотерапевту. Дело в том, что когда содержание конфликта приближается к порогу сознания, человек переживает тревогу и вновь вытесняет его. Это означает, что включаются психологические защитные механизмы, которые, как уже сказано, действуют в основном подсознательно. Для преодоления сопротивления терапевты обращают внимание пациентов на это обстоятельство, поскольку предполагается, что, осознав свое сопротивление и его причину, пациент сделает шаг к самоосознанию и осознанию своих конфликтов.

Есть такие формы сопротивления. которые выражаются в действиях (например, в виде забывания назначенного с психотерапевтом свидания). Эту форму сопротивления относительно легко преодолеть. Но в основном сопротивление осуществляется более тонкими способами, например в виде чувств, которые пациент направляет на психотерапевта. Эти чувства могут занимать широкий спектр - начинаясь от нежной любви и завершаясь лютой ненавистью. Несмотря на их различия, все эти эмоции и чувства имеют одну общую черту: они не провоцированы психотерапевтом, его актуальным поведением. Несмотря на это, пациент ведет себя так, как будто психотерапевт является важной персоной и играл роль в своей прошлой жизни.

Такой результат обусловлен тем, что пациенты переносят на психотерапевта такие свои чувства, которые в прошлом пытали к другим людям. Именно это явление Фрейд назвал переносом (трансфером).

Только тогда, когда начинается процесс перенесения, процесс психотерапевтической консультации вступает в свою действенную и драматическую фазу.

Образованные в детстве формы переживания чувств имеют решающее значение в дальнейшей жизни, становятся действенными каждый раз, когда человек устанавливает новые связи с людьми (с учителем, учеником, мастером на производстве, с руководителем, коллегами, с супругом и т. п.). Если у человека в детстве эмоциональная жизнь развивалась без ограничений и широко, то и в дальнейшем в процессе общения у него особых трудностей не возникает. Трудности возникают в том случае, когда в детстве индивид часто переживал разочарования, его чувства фрустрировались, если в ходе общения с людьми присутствовала чрезмерная чувствительность. Эти факторы приводят к развитию у личности тревожности и неадекватных социальных установок. Из-за них в процессе общения человек часто переживает стыд, у него преобладает защитное поведение, и он приобретает склонность предъявлять людям чрезмерные требования.

Однако нельзя во всех отношениях и межличностных переживаниях людей видеть только перенесения. Человек может иметь всевозможные эмоциональные переживания (любовь, презрение. ненависть и т. п.), которые никак не определены его прошлыми переживаниями.

Когда перенос становится доминирующим фактором во взаимоотношениях психотерапевта и пациента, то воспроизведенное прошлое может искажать в его сознании картину настоящего. Искаженно воспринимается также психолог: искажаются его возраст, цвет глаз, прическа и т. п. Г. С. Салливен, который специально интересовался этим явлением, дал ему название «паратаксическое нарушение». Это примерно то же самое явление, которому А. Адлер дал название тенденциозной апперцепции. Самые малозаметные особенности внешности и поведения психолога достаточны для того, чтобы у пациента оживились следы прошлых впечатлений. Любовь с прошлого переносится на психолога, который, однако, является для этого чувства лишь внешним объектом: это чувство не касается его личности.

Б. Признаки того, что перенесение имеет место. - Имеет ли место перенесение в данной психотерапевтической ситуации, можно определить по следующим признакам:

  1. в сновидениях пациента появляется образ психолога;
  2. объектом внимания и чувств пациента становится, кроме психолога, также ситуация психологической беседы (это выражается также в словесной форме; например, пациент может сказать психологу: «Я думаю так же, как и вы»;
  3. когда пациенту нравится эта ситуация, стиль работы психолога;
  4. когда пациент старается общаться с психологом также вне сферы лечения: приглашает на вечеринку или на совместное посещение театра, приносит ему подарки и т. д.

В. Две интерпретации. - Для интерпретации антропологического значения перенесения выдвинуты две теории. Автором одной из них является З. Фрейд, автором второй - Ш. Ференци.

Согласно Фрейду, каждый индивид имеет внутренний импульс к повторению, воспроизведению ранних своих состояний. Однако со стороны внутренней динамики такое повторение имеет перспективную тенденцию: это попытка установления новой связи с новым человеком. Она способствует психическому росту личности.

Ференци же считал перенесение исходной точкой для создания общей теории поведения невротика. По его мнению, вытеснение лишает либидо своих приобретений, и оно становится «свободно плавающим либидо». Для того, чтобы связать это либидо и одновременно по возможности больше удаляться от первоначальных объектов, и в поисках перенесения и замены, невротик обращается к другим объектам. Обладание объектом приводит к ослаблению либидо. Поэтому, утверждал Ференци, перенесение является результатом неудачного вытеснения.

В теории Ференци есть одно важное указание. Оно состоит в том, что невротик, по существу, является человеком без связей, а следовательно - таким человеком, который ищет социальные связи. Человек без социальных связей переживает страх. В настоящем у него их нет, а на будущее надеяться нельзя. Тоска по социальным связям оживляет в нем детскую привязанность к жизни. Перенесение смягчает напряженность и способствует психическому росту личности.

Г. Защитные функции переноса. - Защитные функции перенесения легче всего наблюдать в психотерапевтической ситуации, где она и была открыта Фрейдом. Но исследования показывают, что это явление широко распространено в обществе, в частности - в политической жизни.

Рассказывая об открытии перенесения (трансфера), Фрейд приводил пример своего коллеги Брейера, пациентка которого влюбилась в него; но он не смог разрешить эту трудность профессионально, поэтому прекратил лечение. Встречаясь еще с некоторыми такими случаями, Брейер вообще прекратил применение психоанализа.

Однако то, что вызвало испуг Брейера, для Фрейда стало стимулом к проведению более углубленных исследований. Имея в виду, что в ходе лечебного сеанса психоаналитик должен делать все, чтобы не вызвать нежных чувств у пациентов, Фрейд сделал следующий вывод: пациентка своего коллеги Брейера эмоционально прореагировала на самого психотерапевта, а не на те качества, которые она подсознательно переносила на него.

Другой вывод Фрейда следующий: перенос совершают не только молодые женщины, но и все остальные пациенты. Но перенесенные чувства у различных пациентов различны - любовь, ненависть, презрение и т. п.

Защитный перенос в психотерапевтической ситуации облегчается еще и тем, что здесь пациент занимает пассивное положение (лежит на диване, расслаблен и т. д.). Поэтому в его психике облегчается активация связи ребенок - родитель. Пациент начинает действовать так, как будто врач действительно является носителем тех качеств, которые имелись у авторитетной личности из его прошлого (у отца, матери и т. д.). Если, например, отец не любил пациента, и он защищался такими способами, как избегание, сарказм, безразличие или слепое повиновение авторитету, то эти же способы он повторяет при общении с психологом. Попросту говоря, пациент общается с врачом так, как будто это его отец.

Если психотерапевт женщина, и если пациент воспринимает ее как мать, и если настоящая мать пациента была очень уступчивой, тогда он начинает рассказывать врачу о ней и о своих страданиях, беспомощности и чувствительности. Он может несколько раз в течение дня, даже в ночное время, звонить терапевту и просить, чтобы он принимал за него решения по самым разным, даже по мелким вопросам.

В чем заключается главная функция описанных процессов перенесения? Она состоит в том, что актуальная ситуация взаимоотношений с врачом вызывает фрустрацию, и пациент стремится изменить ее, заменив известными ему отношениями. Если это пациенту удается, то его и врача такой результат уводит от первоначальной терапевтической цели, а именно: самопознания и преодоления внутреннего конфликта. Если терапевт вовлекается в эту игру, то он лишается возможности реализовать свои профессиональные функции.

Но поскольку трансфер неизбежен, то психотерапевт может попытаться использовать его для продвижения лечебного процесса. Он должен прямо сообщить пациенту о том, что он осуществляет перенос, и о тех чувствах, которые он переносит на врача. Это поможет пациенту узнать свои подлинные чувства и те реальные взаимоотношения, в которых он находился в своей семье, выяснить, какие защитные механизмы там он использовал. Фрейд хорошо знал из своей практики, что пациенты интересуются содержанием своего трансфера, и попытался использовать этот интерес в терапевтических целях.

Д. Контрперенос. - В ходе общения с пациентом происходят изменения и в психике терапевта. Так, если пациент все время выражает в его адрес саркастические замечания, каких он не заслужил, он может возмущаться. В результате у него возникает мотив самозащиты. Если бы его отношения с пациентом были обычными социальными отношениями, он мог бы немедленно прервать их. Но ведь именно к этому сознательно стремится пациент, если он непроизвольно осуществил отрицательный перенос. Пациент, по существу, провоцирует психотерапевта на совершение обычных реакций. Поэтому психотерапевт не должен поддаваться воздействию пациента и должен вернуть его к исходному пункту анализа. Он должен задумываться над вопросом: а почему пациент, собственно, издевается над ним? Это ведь способ сопротивления.

К такой же цели - защиты и избегания лечения - пациент может стремиться и в том случае, когда относится к врачу весьма любезно. Он может выражать восхищение его профессионализмом, задавать вопросы о его мнениях о различных явлениях и вообще стремиться к тому, чтобы во время приема речь шла в основном о психотерапевте. Таким путем пациент стремится уйти от обсуждения своих проблем и конфликтов.

В процессе такого сложного взаимодействия возможно возникновение такой ситуации, когда психотерапевт начинает действовать так, как будто пациент является одним из членов его семьи. Иначе говоря, он осуществляет контрперенос, который в психотерапевтической практике так же неуместен, как и перенос. Терапевт должен преодолеть свою тенденцию к контрпереносу. Для того, чтобы приобрести такую способность, психотерапевты до начала собственной практики сами проходят процесс анализа в качестве пациентов.

Трансфер и контртрансфер не всегда выражаются в явном виде, но в целом имеют всепроникающий характер. Так, если родители индивида были очень строги с ним, часто наказывали и выражали в основном негативные чувства, то он может свою установку на родителей перенести на всех взрослых и авторитетных лиц, причем даже в зрелые годы. И если индивид с таким детством имеет сильную склонность к самоизоляции и отрицательному трансферу, то чрезвычайно трудно лечить его психоаналитическим методом. Фрейд даже считал, что таких людей лечить нельзя, однако в последующем некоторыми специалистами было показано, что с такими людьми тоже можно установить психотерапевтические отношения. Но такие больные непрерывно проверяют преданность и добрую волю психотерапевта, жадно ищут у него признаки нетерпеливости и гнева, чтобы иметь основание сказать, что врач такой же плохой человек, как и все остальные.

Если же индивид вырос в такой семье, где его любили, то он перенесет эти отношения в мир взрослых. Для него общение с людьми будет источником наслаждения.

Ключевые слова: Психотерапия, Перенос
Источник: Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание и характер / А. А. Налчаджян - 2013
Материалы по теме
Основные направления психотерапии
Александров А.А., Современная психотерапия
Показания к психотерапии
Соловьева С.Л., Психотерапия
Основные понятия психотерапии
Учебное пособие «Психотерапия» подготовлено сотрудниками Военно-медицинской академии им. С....
Детская психотерапия
Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия
Ролевая психотерапия: виды, техники
Русланов Д.В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное...
Краткосрочная позитивная психотерапия
Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия
Современные представления о "контрпереносе" в психологии
Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов...
Провокационная психотерапия
Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия
Комментарии
Аватар пользователя shuti.62,@mail.ru
shuti.62,@mail.ru

Спасибо! Очень интересный материал.

Оставить комментарий