Педагогическая деятельность представляет собой непрерывное решение педагогических задач. Решить их — значит найти адекватный данной педагогической ситуации способ достижения педагогической цели. Дело в том, что педагог имеет дело с постоянно меняющейся ситуацией обучения и воспитания, которая определяется внимательностью учащихся, их отношением к учебному материалу, его отношениями с учащимися, а также между самими учащимися и т. д. Поэтому достижение цели одним раз и навсегда проверенным способом большей частью нереально. Нужно постоянно варьировать способы достижения цели, выбирать лучший для данной педагогической ситуации.
Учителю мало знать и осознавать цели обучения, в особенности поурочные. Он должен стремиться к тому, чтобы эти цели стали целями учащегося. Без этого не может состояться процесс учения. Специальное исследование, проведенное еще В. Оконем (1962), показало, что только незначительное число (12,4%) учителей научают учащихся осознавать цели уроков.
Многие учителя трудно осознают и не всегда могут формулировать конкретные цели обучения и воспитания. Этому может быть несколько причин, но главная из них — смутное представление учителей о содержательной и операциональной сторонах учебной деятельности школьника, о его познавательных возможностях. Можно было бы считать, что если учитель не владеет методами обучения, он не в состоянии ставить перед собой оперативные цели. Наблюдения показывают, что нередко учителя с большим опытом, хорошо владеющие материалом, фактически не достигают высоких результатов. И это происходит главным образом от нечеткого представления результатов обучения. Об этом свидетельствует и тот факт, что запланированные проблемные уроки не реализуются чаще всего потому, что учитель не создает ситуации проблемности, несмотря на использование проблемных вопросов. Это происходит тогда, когда учитель не различает четко, что знают и чего не знают учащиеся, т. е. не чувствует наличия противоречия в их знаниях, возможностях выполнить учебное задание и новыми требованиями.
Решение педагогической задачи проходит через ряд этапов: анализ педагогической ситуации; выдвижение гипотез о возможных способах достижения цели; прогностическая оценка этих способов и выбор лучшего; реализация принятого решения; анализ достигнутого результата и сопоставление его с планировавшимся.
Педагогическая ситуация — это реальная в данный момент обстановка учебно-воспитательной деятельности педагога. Трудность оценки педагогом педагогической ситуации состоит в том, что его деятельность часто регламентирована определенным временем. Вследствие того что он имеет дело с группами учащихся и должен оценить как групповую, так и индивидуальную реакцию учащихся на возникшую ситуацию, педагог попадает часто в весьма сложное положение, вызывающее у него психическую напряженность. Последняя может привести к тому, что предметом его анализа могут стать несущественные признаки ситуации, уводящие от правильного выбора способа достижения цели.
Педагогическая ситуация включает в себя уровень подготовленности учащихся, их отношение к учебной дисциплине вообще и к данному занятию в частности, взаимоотношения педагога и учебной группы, взаимоотношения учащихся, материальное обеспечение занятия и другие моменты.
Проанализировав все эти данные, педагог начинает выдвигать ряд гипотез о возможных способах решения педагогической задачи в сложившейся ситуации. Это становится возможным в том случае, если педагог обладает достаточно широкими знаниями не только по педагогике, но и по психологии, физиологии. Далее начинается прогностическая оценка выдвинутых способов достижения цели с учетом сильных и слабых мест. Последовательное сопоставление этих способов приводит педагога к выбору лучшего, с его точки зрения, для данной ситуации. В соответствии с этим разрабатывается конкретный план решения данной педагогической задачи (или же вносятся поправки в уже разработанный план).
Дальнейшая управленческая деятельность педагога направлена на практическое воплощение в жизнь созданного им плана. После осуществления программы педагог должен провести анализ достигнутого результата, выявить причины неудачи, если она имела место. На основании этого при возникновении в будущем такой же педагогической ситуации он будет лучше ориентироваться в ней и приблизится к оптимальному варианту ее решения. Решая педагогические задачи, педагог накапливает опыт, обусловливающий его педагогическое мастерство.