Осознанные и автоматизированные компоненты деятельности

Иногда определенные действия нуждаются сначала в детальной сознательной регуляции, а затем для их выполнения требуется все меньшее участие сознания. Возникает навык — способ выполнения действий, ставший в результате упражнений автоматизированным. С физиологической стороны навык означает образование и функционирование в коре больших полушарий устойчивой системы временных нервных связей, называемых динамическим стереотипом, при которых одновременно с автоматизированным актом может осуществляться и более сложная аналитико-синтетическая деятельность.

Умение — способность осознанно и успешно выполнять определенное Действие способом, соответствующим целям и условиям деятельности. Умения всегда опираются на знания.

Навыки и умения могут быть разделены на учебные, спортивные, гигиенические и др.

В формировании навыка выделяют три этана: 1) аналитический (вычленение и овладение отдельными элементами действия); 2) синтетический (объединение .элементов в целостное действие); 3) этап автоматизации (упражнение с целью придания действию плавности, нужной скорости, снятия напряжения). Успешность овладения навыком зависит от количества повторений и причин объективного и субъективного характера (методики обучения, мотивации, эмоционального фона, утомления и т. д.). Если навык систематически не используется, наступает деавтоматнзация.

Привычка — действие или элемент поведения, выполнение которого стало потребностью. Отсутствие возможности совершать привычные действия вызывает неудовлетворенность, отрицательные эмоции. Привычки формируются: через подражание, в результате многократного повторения действия и через созидательные целенаправленные усилия.

Основные виды деятельности и их развитие. Деятельность всегда осуществляется в определенной системе отношений человека с другими людьми. Ее результаты оказывают определенное влияние, как на самого человека, так и на окружающий мир. В деятельности выражается личность человека, и в то же время деятельность формирует личность. Уже в первые годы жизни у человека складываются предпосылки для овладения простейшими формами деятельности. Первой из них является игра — вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых н отношений между ними, направленный на познание окружающей действительности.

Наступает время, когда в жизнь ребенка входит особый вид деятельности - учение. Цель учения — освоение определенной информации, действий, форм поведения, подготавливающая человека к труду. Учение включает в себя: усвоение информации о значимых свойствах мира (продукт-знание); освоение приемов и операции, из которых складываются все виды деятельности (продукты-навыки); овладение способами использования усвоенной информации для правильного выбора и контроля приемов и операций (продукт-умение).

Учение подготавливает человека к труду — виду деятельности, направленному па удовлетворение потребностей человека, создание материальных и духовных ценностей и связанному с изготовлением и применением определенных орудий.

В психологии используется термин «ведущая деятельность». Внутри ведущей деятельности происходит подготовка, возникновение и дифференциация других видов деятельности.