Осознанные и автоматизированные компоненты деятельности

Иногда определенные действия нуждаются сначала в детальной сознательной регуляции, а затем для их выполнения требуется все меньшее участие сознания. Возникает навык — способ выполнения действий, ставший в результате упражнений автоматизированным. С физиологической стороны навык означает образование и функционирование в коре больших полушарий устойчивой системы временных нервных связей, называемых динамическим стереотипом, при которых одновременно с автоматизированным актом может осуществляться и более сложная аналитико-синтетическая деятельность.

Умение — способность осознанно и успешно выполнять определенное Действие способом, соответствующим целям и условиям деятельности. Умения всегда опираются на знания.

Навыки и умения могут быть разделены на учебные, спортивные, гигиенические и др.

В формировании навыка выделяют три этана: 

  1. аналитический (вычленение и овладение отдельными элементами действия);
  2. синтетический (объединение .элементов в целостное действие);
  3. этап автоматизации (упражнение с целью придания действию плавности, нужной скорости, снятия напряжения).

Успешность овладения навыком зависит от количества повторений и причин объективного и субъективного характера (методики обучения, мотивации, эмоционального фона, утомления и т. д.). Если навык систематически не используется, наступает деавтоматнзация.

Привычка — действие или элемент поведения, выполнение которого стало потребностью. Отсутствие возможности совершать привычные действия вызывает неудовлетворенность, отрицательные эмоции. Привычки формируются: через подражание, в результате многократного повторения действия и через созидательные целенаправленные усилия.

Основные виды деятельности и их развитие

Деятельность всегда осуществляется в определенной системе отношений человека с другими людьми. Ее результаты оказывают определенное влияние, как на самого человека, так и на окружающий мир. В деятельности выражается личность человека, и в то же время деятельность формирует личность. Уже в первые годы жизни у человека складываются предпосылки для овладения простейшими формами деятельности. Первой из них является игра — вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними, направленный на познание окружающей действительности.

Наступает время, когда в жизнь ребенка входит особый вид деятельности - учение. Цель учения — освоение определенной информации, действий, форм поведения, подготавливающая человека к труду. Учение включает в себя: усвоение информации о значимых свойствах мира (продукт-знание); освоение приемов и операции, из которых складываются все виды деятельности (продукты-навыки); овладение способами использования усвоенной информации для правильного выбора и контроля приемов и операций (продукт-умение).

Учение подготавливает человека к труду — виду деятельности, направленному на удовлетворение потребностей человека, создание материальных и духовных ценностей и связанному с изготовлением и применением определенных орудий.

В психологии используется термин «ведущая деятельность». Внутри ведущей деятельности происходит подготовка, возникновение и дифференциация других видов деятельности.

Ключевые слова: Деятельность
Материалы по теме
Проявление темперамента в деятельности
Ефимова Н.С., Основы общей психологии
Стиль деятельности и ее эффективность
...
Взаимосвязь психического развития личности и ее основной деятельности
Лабунская В.А., Социальная психология личности в вопросах и ответах, 1999
Определение деятельности как базовой категории психологии
...
Воображение и творческая деятельность
Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009
Принцип единства сознания и деятельности
Рогов Е.И., Общая психология. Курс лекций
Слушание как вид речевой деятельности
Зимняя И.А., Лингвопсихология речевой деятельности
Теория учебной деятельности
Марцинковская Т.Д., Психология развития
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий