Иногда определенные действия нуждаются сначала в детальной сознательной регуляции, а затем для их выполнения требуется все меньшее участие сознания. Возникает навык — способ выполнения действий, ставший в результате упражнений автоматизированным. С физиологической стороны навык означает образование и функционирование в коре больших полушарий устойчивой системы временных нервных связей, называемых динамическим стереотипом, при которых одновременно с автоматизированным актом может осуществляться и более сложная аналитико-синтетическая деятельность.
Умение — способность осознанно и успешно выполнять определенное Действие способом, соответствующим целям и условиям деятельности. Умения всегда опираются на знания.
Навыки и умения могут быть разделены на учебные, спортивные, гигиенические и др.
В формировании навыка выделяют три этана:
- аналитический (вычленение и овладение отдельными элементами действия);
- синтетический (объединение .элементов в целостное действие);
- этап автоматизации (упражнение с целью придания действию плавности, нужной скорости, снятия напряжения).
Успешность овладения навыком зависит от количества повторений и причин объективного и субъективного характера (методики обучения, мотивации, эмоционального фона, утомления и т. д.). Если навык систематически не используется, наступает деавтоматнзация.
Привычка — действие или элемент поведения, выполнение которого стало потребностью. Отсутствие возможности совершать привычные действия вызывает неудовлетворенность, отрицательные эмоции. Привычки формируются: через подражание, в результате многократного повторения действия и через созидательные целенаправленные усилия.
Основные виды деятельности и их развитие
Деятельность всегда осуществляется в определенной системе отношений человека с другими людьми. Ее результаты оказывают определенное влияние, как на самого человека, так и на окружающий мир. В деятельности выражается личность человека, и в то же время деятельность формирует личность. Уже в первые годы жизни у человека складываются предпосылки для овладения простейшими формами деятельности. Первой из них является игра — вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними, направленный на познание окружающей действительности.
Наступает время, когда в жизнь ребенка входит особый вид деятельности - учение. Цель учения — освоение определенной информации, действий, форм поведения, подготавливающая человека к труду. Учение включает в себя: усвоение информации о значимых свойствах мира (продукт-знание); освоение приемов и операции, из которых складываются все виды деятельности (продукты-навыки); овладение способами использования усвоенной информации для правильного выбора и контроля приемов и операций (продукт-умение).
Учение подготавливает человека к труду — виду деятельности, направленному на удовлетворение потребностей человека, создание материальных и духовных ценностей и связанному с изготовлением и применением определенных орудий.
В психологии используется термин «ведущая деятельность». Внутри ведущей деятельности происходит подготовка, возникновение и дифференциация других видов деятельности.