Особенности учебной деятельности подростка

Учение занимает большое место в жизни подростков. Но к моменту перехода в среднюю школу они значительно различаются по многим параметрам (схема 28).


Ситуация. Подросток нуждается в образовательных технологиях, качественно отличающихся от образовательных технологий младшего школьника.
• С какими особенностями возрастного развития подростков это может быть связано?
Решение. Прежде всего это связано с развивающимся «чувством взрослости», с переориентацией подростка с морали подчинения на мораль равенства и взаимоуважения.

Образовательные технологии в подростковом возрасте должны реализовать его особенности общения и действия, оказать помощь в становлении отношения к миру, к себе, к познанию. Эти отношения становятся результатом действия и дискуссий вокруг сделанного.

Подростковый период очень удобен для формирования множества нужных человеку социальных навыков и умений, обогащенных уважением к праву подростка на самостоятельное мнение.

Ситуация. Нередко родители сами решают, что лучше для подростка в плане его успеваемости в школе: например, отказ от просмотра телепередач, уменьшение психоэмоциональных нагрузок и др.
• Вправе ли родители сами решать, что лучше для подростка?
Решение. Чтобы заставить подростка что либо сделать по их воле, родителям придется пройти через конфликт.
Конечно, хорошо, если просмотр телепередач будет дозированным и отфильтрованным. Это легко сделать, если речь идет о младших школьниках, и очень трудно, если мы говорим о подростках. Помогают объяснения, обоснования того, почему те или иные передачи нужно ограничить в просмотре, почему на них не стоит тратить время, а лучше заняться чем-то другим.
Во всех случаях только психологически правильное воздействие родителей на подростка может побудить его принимать правильные решения, т. е. делать то, что хотели бы сами родители.

Ситуация. Одна мама задала такой вопрос: «Как убедить умного, талантливого, но ленивого 14-летнего ребенка хорошо учиться, не врать и помогать по дому?»
• Каким может быть ответ маме?
Решение. М. Р. Битянова на это вопрос ответила так: «Боюсь, мой ответ вам не понравится. Начинать нужно не с убеждения вашего ребенка, а с очень серьезного анализа той ситуации, в которой он живет: почему ему выгодно быть ленивым, если он талантлив? Зачем ему, умному, врать? Почему ему, такому взрослому, удобно быть безответственным? Любой талант стремится к реализации, и должны быть веские причины, чтобы этого не происходило. Если вам будет трудно проанализировать это самой, обратитесь к семейному психологу».

Подростки готовы к обучению избирательно, при повышенной сенситивности к тем или иным сторонам обучения (схема 29). Особенно они готовы к тем видам обучения, которое делает их взрослыми в собственных глазах. Организация занятий должна быть иной, чем в младших классах, а учебный материал — усложненным и преимущественно в форме самостоятельной организации занятий.


Готовность подростка учиться может быть реализована при овладении им навыками учебной работы под руководством учителя. Учебная деятельность считается сформированной, если она побуждается прямыми мотивами, а подросток может самостоятельно определить учебные задачи, выбрать рациональные приемы и способы решения задач, контролировать и оценивать свою работу. В этом случае реализуется потребность подростка в самоутверждении. При несформированности у учащихся учебной деятельности возможен «отход от школы». Потребность в самоутверждении не реализуется.

Эффективность обучения подростков повышает целенаправленное формирование мотивов (схема 30).


Формирование мотивов учения непосредственно связано с удовлетворением доминирующих потребностей возраста. Одна их таких потребностей подростка — познавательная потребность. При ее удовлетворении формируются устойчивые интересы. Познавательные потребности различаются и по содержанию, и по направленности.

Ситуация. Мать негодует: ее сын-подросток занимается то одним, то другим, то третьим делом, не доводя, по ее мнению, ни одного дела до конца:
«Начал заниматься коньками — бросил, стал учиться играть на гитаре — забросил и это...»
• Права ли мать, разговаривая так с сыном? Почему подростки так себя ведут?
Решение. Нет, не права. Подросток должен пережить этот период, перебрать веер интересов. Иначе как определить свой интерес, как почувствовать себя в чем-то более компетентным? Стремление самоутверждения часто принимает гипертрофированный характер, и спектр возможных проявлений необычайно широк: от внешнего вида до статьи Уголовного кодекса. Но когда в каком-то деле подросток почувствует себя чуть выше других — он действительно увлечется.

Ситуация. Изменения в социально-экономической жизни обусловливают качественные различия процесса формирования сознания, самосознания, личностного становления растущих людей.
• В 50-е годы прошлого века у подростков доминировали мотивы общественной жизни. А какие мотивы доминируют в настоящее время?
Решение. Современный подросток отдает предпочтение индивидуальному труду перед коллективным. У него преобладают мотивы, направленные на самовыражение, самооценку в труде, на стремление участвовать в нем для собственного развития, завоевания определенной позиции среди сверстников, утверждения своего «Я».
Таким образом, современный подросток видит перспективу своей полезности для общества в обогащении собственной индивидуальности. Это служит основой для его личностного роста. А для этого подростку необходимы:
• доверие взрослых;
• возможности для реализации потребности в самореализации.

Наряду с познавательным интересом большое значение имеет осознание подростком ценности интеллектуального развития для становления его личности и для будущей жизни.

Сформированные убеждения подростка и его интересы способствуют повышению эмоционального тонуса и активности учения (схема 31).


Эмоциональное благополучие подростка обеспечивается ситуацией успеха. В этом случае у него повышается самооценка.

Отношение подростка к учению во многом обусловлено мастерством работы учителя и его отношением к учащимся (схема 32). Учитель, по мнению подростков, должен быть требовательным, справедливым и чутким.


Ситуация. Если мы хотим заботиться об обучении подростка — нас в первую очередь должен волновать его познавательный интерес.
• Какая связь между познавательными интересами и успехами в обучении подростков?
Решение. Подросток тем лучше будет учиться, чем более ему интересно. А интерес связан с определенным багажом усвоенной информации, запасом приобретенных умений. Чем больше будет знать подросток, тем ему будет интереснее. И, конечно, он должен хорошо владеть навыками работы с учебным материалом, в частности, целеполаганием.

Ситуация. Миша, ученик 5-го класса, хорошо рисует. Все свое время, в ущерб школьным занятиям, отдает любимому делу, т. е. рисованию.
Родители и знакомые прочат ему успех на художественном поприще. У него складывается внутренняя позиция, позволяющая ему игнорировать школьные неуспехи, а соответственно, и слова учителя. Возникает смысловой барьер.
• Что необходимо сделать учителю, что бы ученик включился в учебный процесс?
Решение. Для этого необходимо изменить внутреннюю позицию ученика. Какие бы требования ни предъявлял учитель, они не будут услышаны до тех пор, пока не станут его собственными требованиями по отношению к самому себе.
Ученик должен занять то положение в жизни, к которому он стремится, которое соответствует его внутренней позиции. С Мишей это произойдет тогда, когда он поймет, что настоящий художник не может быть невежественным человеком. Он должен осознать, что хорошая учеба необходима ему самому как будущему художнику.
Смысловой барьер удастся снять, если побудить подростка задуматься над тем, как он выглядит со стороны, как воспринимают его значимые для него взрослые. Тогда он осознает те нежелательные особенности своего поведения, о которых ему постоянно говорилось.

Ситуация. Хроническая неуспеваемость ребенка, скептическая оценка его способностей педагогами, пренебрежительное отношение одноклассников порождают у него ощущение покинутости (изолированности). Ребенок пытается демонстративно бесшабашным поведением компенсировать внутреннее напряжение, но это обычно приводит лишь к усилению учительского давления.
• Каким должно быть поведение родителей?
Решение. Тут от родителей требуется умение тактично встать на сторону ребенка, уверить его в том, что он способен преодолеть возникающие проблемы. Когда же родителям жалко времени и сил на совместное преодоление трудностей, тогда требования вроде «сиди, пока не выучишь» способны вызвать у ребенка лишь разочарование, а то и враждебность.

Ситуация. Александр — неформальный лидер в классе, решительный, подвижный. С ребятами говорит в резком повелительном тоне. Однажды на уроке его вызвали к доске. Он вышел решительно. Приятели стали подавать знаки: «Не тужи — выручим». А Александр, собравшись, стал отвечать очень хорошо. Сначала все немного опешили, не ожидали от него такого серьезного ответа — захихикали: «Во дает, умора!» По другому предмету Александр снова ответил хорошо. Ребята смеются.
• Почему класс реагировал таким образом?
Решение. Однажды Александр утвердился в роли неформального лидера — заводилы. Таким его и стали воспринимать изо дня в день. И другим его видеть не хотят.
Реакция на поступки таких ребят уже как бы запрограммирована. Первое впечатление оказывается решающим, и изменить его трудно.

Ключевые слова: Обучение, Подростки
Источник: Волков Б.С., Психология подростка: учебное пособие. — М.: Академический проект, 2017. —240 с.
Материалы по теме
Стратегия интериоризации — стратегия формирования новых знаний и способностей
Столяренко Л.Д., Основы психологии
Программа подросткового конфликтологического тренинга
Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска» : учебно-...
Подростковый период в наше время
...
Сущность понятия обучения. Актуальные проблемы современного школьного обучения
Фоминова А.Н., Педагогическая психология
Проблема готовности к школьному обучению
Смирнова Е.О., Детская психология
Агрессивность и агрессивное поведение подростка
Аверин В. А., Психология детей и подростков
Общеучебные умения и навыки и их формирование
Мандель Б.Р., Педагогическая психология
Методы обучения и контроля
Милорадова Н.Г., Психология и педагогика
Оставить комментарий