Особенности профессиональной деятельности руководителя

В качестве небольшого мысленного эксперимента, смысл которого прояснится несколько позже, давайте составим список всевозможных личностных качеств и разделим все отобранные качества на две группы. В первую группу включим все те личностные качества, которые общество оценивает положительно, во вторую - все остальные. А затем попробуем в первом списке выделить качества личности, необходимые хорошему руководителю. Можно заранее сказать, что все или почти все положительные качества личности будут отмечены и как качества, необходимые хорошему руководителю. Обратим внимание, что, с одной стороны, таким списком положительных качеств может обладать только идеальный руководитель, а с другой - такой список дает возможность любому человеку иметь повод быть недовольным любым данным конкретным руководителем.

Каждый участник нашего мысленного эксперимента составит свой список личностных качеств необходимых руководителю. В этих списках некоторые качества будут встречаться чаще, другие реже. Эту частоту встречаемости личностных качеств в составленных списках можно рассматривать как показатель значимости данных качеств личности для успешности профессиональной деятельности руководителя. Можно не сомневаться, что среди наиболее значимых окажется и такая характеристика личности, как ее высокий уровень интеллектуального развития.

Предмет данного исследования - не интеллект сам по себе, но именно интеллект руководителя. По этой причине теоретический анализ современных научных представлений об интеллекте мы намерены дополнить соотнесением тех или иных научных данных с разнообразными аспектами той реальности, которой является профессиональная деятельность руководителя. Действительно, если интеллект- важнейший фактор успешности профессиональной деятельности руководителя, то следует хотя бы в самых общих чертах охарактеризовать специфические особенности деятельности руководителя. При этом мы будем иметь в виду руководителей разных рангов, осуществляющих свою профессиональную деятельность в сфере производства-потребления.

Любой руководитель намечает цели, которые он хочет достичь, планирует свои шаги, организует соответствующее производство, распределяет продукцию, думает о зарплате, экономии ресурсов, кредитах, ссудах, долгах. При этом руководитель имеет дело с разнообразными неодушевленными объектами, такими как необходимые для производства материалы, инструменты, производственные площади, транспорт и т.п. Все это необходимо приобрести, распределить, организовать, как правило, в условиях дефицита времени, быстро меняющихся условий и обстоятельств. По этой причине руководитель постоянно оценивает ситуацию, формулирует суждения, делает соответствующие выводы. Принимает решения. Все это требует от руководителя значительных интеллектуальных усилий, способности быстро и качественно решать обозначенный круг задач.

Вместе с тем очевидно, что руководитель не только постоянно думает о разнообразных неодушевленных, материальных объектах и процессах. Нет руководителя без подчиненных. Нет или почти нет руководителей, не являющихся одновременно подчиненными других руководителей.

Профессиональная деятельность руководителя предполагает его обязательное взаимодействие с другими индивидами. Существенная часть профессиональной деятельности руководителя -это совещания с подчиненными, заседания, планерки, летучки, пятиминутки, визиты к начальству, собеседование с кандидатами на вакантные должности. Никакие производственные процессы не идут сами по себе. За ними стоит слаженная, высоко организованная совместная деятельность коллектива, которая и существует как совместная лишь постольку , поскольку есть необходимое для такой деятельности взаимодействие, общение. Более того, никакое производство не функционирует в вакууме. Есть другие производства, ведомства, общественные организации (экологические, культурные, религиозные). Поэтому руководитель не может обойтись без встреч с общественностью, совместных акций с реальными или потенциальными партнерами. Понятно, что заключение контракта, подписание договора, разрешение конфликта, удачное совместное решение следует признать продуктами интеллектуальной деятельности, интеллектуального творчества руководителя. Иными словами, анализ деятельности руководителя дает определенные основания полагать, что интеллект руководителя должен успешно справляться, по крайней мере с двумя разными типами задач:
- задач, связанных с вещами, неодушевленными объектами и процессами, и
- задач, связанных с другими индивидами, личностями, группами, общностями. Успех деятельности руководителя зависит от успешности решения им задач как первого, так и второго типа.

Важно подчеркнуть, что подобное разграничение выделенных двух типов задач возможно только в рамках теоретического анализа интеллектуальной деятельности руководителя. В реальности провести их разграничение вряд ли возможно. Действительно, практически все задачи первого типа руководитель решает во взаимодействии с другими индивидами, т.е. в режиме не индивидуального, а совместного решения, которое отличается от индивидуального решения именно наличием общения со всем спектром связанных с ним проблем - взаимопониманием, взаимоотношениями, эмоциональным взаимодействием.

Единодушие в оценке высокой значимости интеллекта руководителя для успешности его профессиональной деятельности не мешает специалистам придерживаться существенно разных взглядов на природу интеллекта, методы его исследования, способы измерения уровня интеллектуального развития личности.