Особенности полового созревания лиц мужского и женского пола

Срок наступления полового созревания зависит от конституционального (соматического) типа. По данным В. С. Соловьевой (1975), раннее появление у девочек первых стадий развития вторичных половых признаков (в 8-9 лет) наиболее характерно для дигестивного типа (это нашло подтверждение и в исследовании Е. П. Титовой, 1975). Более раннее менструирование, большее развитие грудных желез, волос на лобке и в подмышечных впадинах в большей степени характерны для девочек мышечного типа, чем торакального. У мальчиков вторичные половые признаки сильнее развиты в большинстве случаев у представителей мышечного типа, чем торакального и дигестивного. У дигестивного типа слабо развит кадык, но сильно выражено оволосение в подмышечных впадинах.

Половое созревание занимает довольно продолжительный период — от 5 до 7 лет. Выделяют пять стадий полового созревания, возрастные границы которых у разных подростков и юношей не одинаковы.

Д. В. Колесов и Н. Б. Сильвестрова (1978) дают следующую характеристику стадий полового развития.

Первая стадия — детство (инфантилизм). Характерно медленное, практически незаметное развитие репродуктивной системы при постепенном, но неуклонном соматическом росте организма. У девочек, начиная с 3 лет, отмечается более высокий уровень соматотропина, и они опережают в росте мальчиков. Кроме того, непосредственно перед пубертатом (периодом полового созревания) секреция соматотропина у них еще более возрастает и образует препубертатный пик с соответствующим усилением роста. Уровень эстрогенов и кортикостероидов повышается медленно, достигая к концу периода лишь трети уровня взрослых. Наружные и внутренние гениталии развиваются малозаметно, вторичных половых признаков нет. В то же время первым признаком начала полового созревания девочек является округление бедер и ягодиц. Стадия заканчивается в 8-10 лет.

У мальчиков эта стадия более длительна, секреция соматотропина находится на меньшем уровне, однако за счет длительности его воздействия ускоренный темп роста сохраняется дольше (до 10-13 лет). Существенной динамики первичных и вторичных половых признаков не наблюдается.

Вторая стадия — гипофизарная. Она соответствует началу полового созревания и начинается у девочек с 9-10 лет, у мальчиков — с 10-13 лет. Наблюдается резкая активация гипофиза (включая гонадотропную и соматотропную функции). Усиление секреции соматотропина более выражено у девочек; они как бы находятся на вершине пубертатного скачка роста, в то время как у мальчиков он только начинается.

У лиц обоего пола интенсивно выделяется фоллитропин, что приводит у мальчиков к быстрому увеличению размеров тестикул (яичек), а у девочек телархе (молочных желез). Продолжается активация функции коры надпочечников, надпочечниковые андрогены могут приводить к начальному оволосению гениталий. Возможно небольшое увеличение наружных гениталий. Стадия заканчивается, как правило, у девочек в 9-12 лет, у мальчиков — в 12-14 лет.

Третья стадия — активизация гонад. Она характеризуется тем, что в этот период под влиянием половых гормонов наступает активизация инкреторной деятельности гонад, что сопровождается у лиц обоего пола ростом гениталий и прогрессирующим оволосением на лобке. Эта стадия проявляется у мальчиков интенсивным уског рением роста в результате суммирующего эффекта андрогенов и соматотропина. Он начинается у девочек с 9-12 лет, у мальчиков — с 12-14 лет.

Четвертая стадия — проявление максимального стероидогенеза. Нарастает до максимального уровня выделение андрогенов и эстрогенов. У мальчиков уровень соматотропина остается высоким, у девочек наблюдается тенденция к снижению его концентрации. Поэтому темпы роста у мальчиков максимальны, а у девочек снижаются. Изменения в репродуктивной системе характеризуются появлением аксилярного оволосения, продолжающимся ростом гениталий, а у мальчиков — и мутацией голоса и появлением кадыка (адамова яблока). Эта стадия начинается у девочек в 10-13 лет, а у мальчиков — в 12-16 лет.

Пятая стадия — окончательное формирование. В этой стадии у девушек появляется менархе, у 90% наблюдается остановка роста вследствие закрытия эпифизарных зон и снижение концентрации соматотропина до уровня, имеющегося у зрелых женщин. Концом стадии у девушек считают закрепление овуляторных циклов и регул. Стадия начинается у девушек в 11-14 лет и заканчивается к 15-17 годам полным созреванием.

У юношей на этой стадии завершается формирование вторичных половых признаков (адамово яблоко, оволосение на лице, переход от женского к мужскому типу оволосения на лобке). Сперматогенез достигает полного развития. Рост в основном приостанавливается, хотя может продолжаться за счет хрящей позвоночника и в дальнейшем. Начинается эта стадия у юношей в 15-17 лет и заканчивается формированием зрелого мужчины к 17-19 годам. Ход пубертатного развития мальчиков и девочек схематически показан на рис. 14.1.


Половое созревание мальчиков связано с наличием в организме полового гормона тестостерона, биосинтез которого происходит при участии холестерина. Последний же присутствует только в пище животного происхождения. Поэтому в период полового созревания мальчиков организм нуждается в достаточном количестве животного белка и жиров, и вегетарианская диета может нанести определенный ущерб созреванию.

Первым функциональным признаком половозрелости у мальчиков являются поллюции. Поллюция (от лат. pollutio — марание, пачкание) — непроизвольное извержение семени, чаще происходящее во сне и оставляющее на постельном белье характерные пятна. Появление поллюции свидетельствует о том, что у подростка начали вырабатываться зрелые сперматозоиды. Смешиваясь с секретом (жидкостью) семенных пузырьков и предстательной железы, они в виде спермы удаляются из организма естественным путем после напряжения полового члена. Возникает поллюция в результате сновидений, связанных с физическим напряжением подростка и с общением с представителями женского пола.

Первые поллюции появляются в возрасте около 15 лет. Частота их индивидуальна. Обычно они бывают 1-3 раза в месяц, но могут быть и реже. Признаком нарушений в организме является значительное увеличение поллюций — если они наблюдаются каждую ночь. За исключением же таких случаев поллюция — явление совершенно нормальное, физиологическое, хотя и воспринимается поначалу подростками с тревогой. Польский сексолог К. Имелинский (1972) отмечает, что почти 43% опрошенных им студентов мучились сомнениями, подавленные тем фактом, что у них были ночные поллюции. И это не случайно. Как отмечает автор, в свое время, с легкой руки французского ученого К. Лаллемана, опубликовавшего в 1836 г. трактат «О непроизвольных потерях семени», поллюции считали серьезным заболеванием. Среди болезней, которые якобы вызывались поллюциями, назывались психические заболевания, истощение, половая слабость, бесплодие, эпилепсия. В науке эти взгляды просуществовали до начала XX в., а в быту живут и сейчас.

Следует отметить, что за последние 100 лет наблюдается неуклонное снижение возраста первой поллюции у мальчиков и первой менструации у девочек, в среднем на 4-6 месяцев за каждые 10 лет. Время появления отдельных вторичных половых признаков за десятилетие ускоряется на 1-6 месяцев.

Раннее половое созревание мальчиков (акселерация) дает им ряд преимуществ перед теми, у кого созревание происходит позже; например, раннее физическое развитие дает преимущество при занятиях спортом. Акселераты обычно увереннее ведут себя в обществе. Они чаще становятся лидерами групп сверстников (Weisfeld G., Billings R., 1988). «Взрослость» мальчиков-акселератов приводит к тому, что между ними и родителями возникает меньше конфликтов по поводу времени возвращения домой в вечернее время (Savin-Willians, Small, 1986). Рано созревшие мальчики лучше учатся. Однако иногда эти качества приводят к тому, что взрослые переоценивают их эрудицию, социальную компетентность и потому предоставляют им больше привилегий.

Позднее половое созревание мальчиков-подростков (ретардация) создает для них определенные социально-психологические трудности. Они ниже ростом своих сверстников, имеют менее развитую мускулатуру, что ставит их в невыгодное положение. Они более напряженны, тревожны и жаждут привлечь к себе внимание (Jones, Bayley, 1950). К ним относятся как к маленьким детям, они больше контролируются родителями, что может приводить к конфликтам. Они имеют низкий социальный статус, а взрослые воспринимают их как менее компетентных (Brackbill Y., Nevill D., 1981). У них меньше выражено желание учиться, и они получают более низкие оценки (Dubas, Graber, Peterson, 1991). Правда, к выпускному классу это отставание в успеваемости от акселератов исчезает.

Первым признаком начала полового созревания у девочек обычно является набухание области сосков. Одновременно происходит развитие матки и влагалища вместе с заметным увеличением половых губ и клитора. Позже, после пика в скачке роста, достигающего уровня взрослых женщин, и накопления определенного веса (около 45 кг) и минимального запаса жировых отложений, появляется менархе — кровотечения из влагалища в определенный период месячного цикла. Возраст появления менархе может колебаться от 9,5 до 16,5 лет. В среднем менархе появляется в 12,5 лет, однако в зависимости от расовой и национальной принадлежности этот возраст может сильно расходиться. Так, у средней чешской девочки первые месячные наступают в возрасте 14 лет, а в племени бинди на Новой Гвинее — в 18 лет (Powers et al., 1989). Если девочки не подготовлены психологически матерями к появлению месячных, их неожиданное появление может стать для девочек пси-хотравмируюшим фактором. Почти у половины девочек-подростков месячные сопровождаются менструальными «коликами». Неприятные ощущения возникают и в предменструальный период, когда появляются подавленность, плаксивость, тяжесть внизу живота, болезненность молочных желез. И колики, и неприятные ощущения могут мешать нормальной жизнедеятельности девочек и женщин.

Оволосение лобка, рост волос в подмышечной впадине, развитие грудных желез и костей таза, округление бедер — вот внешние признаки половозрелости девочек, которая завершается к 17-18 годам. Все это ведет к изменению восприятия девочками своего тела. В отличие от мальчиков, озабоченных главным образом физической силой и ростом, девочки большое внимание уделяют своему слишком большому росту и излишней полноте. В результате многие нормальные и даже стройные девочки-подростки считают себя толстыми и стараются похудеть. Самая низкая удовлетворенность своим внешним обликом имеет место у девочек 13 лет, а у мальчиков — в 15 лет. При этом в любом возрасте девочки больше недовольны своим обликом, чем мальчики (Rauste-von Wrigth М., 1989).

Р. Бердуистелл обратил внимание на отношение девочек-подростков к своим развивающимся грудям. Как им надо их держать: гордо выдвигать вперед, откидывая плечи назад, или выдвигать плечи вперед и прятать груди? Что делать подростку, когда ее мама половину времени говорит ей: «Не сутулься! Держись прямо!», а другую половину времени повторяет: «Не выставляй так груди вперед! Ты не должна носить такие обтягивающие свитера!»

У меня есть знакомая девочка-подросток, которая лишена всяких комплексов и отличается немалой самоуверенностью. Одевшись в купальник, она разглядывает себя, заявляя: «Если я умру, я прошу меня не кремировать, а покрыть мои груди бронзой, чтобы последующие поколения восхищались ими».

Далеко не все девочки в этом возрасте так гордятся своим телом, и появление у них грудей создает им новые проблемы.

Фаст Дж, 1997, с. 139.

О. Вейнингер пишет, что мальчики и девочки по-разному переживают наступление периода половой зрелости. У мальчика это время всегда сопряжено с кризисом; он чувствует, что новое для него начало овладело его существом, нечто такое, что присоединяется помимо его воли к прежним мыслям и чувствам. Это физиологическая эрекция, которая первый раз ощущается им как нечто загадочное и беспокоящее. Девочка, напротив, совершенно легко вступает в период половой зрелости, она чувствует, как бесконечно увеличивается ее собственное значение. Есть много мальчиков в этом возрасте, которые только при мысли, что они могут влюбиться или жениться (вообще, а не на конкретной девушке), с негодованием отвергают эту мысль, между тем как самые маленькие девочки страстно жаждут любви и брака.

В отличие от мальчиков, для которых раннее половое созревание является благом, для девочек оно имеет как плюсы, так и минусы. С одной стороны, рано созревшая девочка часто ощущает себя более привлекательной, более популярной у старших мальчиков, с другой стороны, опережая сверстников-мальчиков в своем физическом развитии и, будучи выше их ростом, она теряет контакт с ними. Рано созревающие девочки менее общительны и популярны, чем поздно созревающие сверстницы (Аго, Taipale, 1987), чаще проявляют беспокойство и депрессию (Wichstrome, 1999). Кроме того, у них меньше возможностей обсудить с отстающими в созревании сверстницами происходящие в ними физиологические и эмоциональные перемены. Лучшее физическое развитие девочек-акселераток заставляет их чаще искать себе друзей среди более старших лиц противоположного пола, которые могут вовлекать девочек в сомнительные занятия: курение, употребление алкоголя и наркотиков, сексуальные отношения. У них выше риск возникновения психологических расстройств (Caspi et al., 1993). Шведские психологи выявили, что рано созревшие девочки хуже учились в школе и чаще бросали учебу (Stattin, Magnussohn, 1990). Со временем, однако, акселератки начинают чувствовать себя более комфортно, пользуясь успехом у мальчиков, и приобретают популярность у девочек (Faust, 1960).

Ключевые слова: Пол, Дифференциация
Источник: Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
Материалы по теме
Половые особенности выбора партнера по общению детьми
Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с....
Моральное развитие мужчин и женщин
Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Антиобщественное поведение и пол
Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Лидерство и пол
Ильин Е. П.Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Теснота общения и пол
Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с....
Агрессивность мужчин и женщин
Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Половое влечение у мужчин и женщин
Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Пол и эффективность руководства
Ильин Е. П.Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Оставить комментарий