Особенности обучения взрослых

  1. Периоды взрослости  
  2. Психологический подход к их обучению  
  3. Возможности взрослых в обучении  
  4. Развитие потенциала личности  

1. Всем понятно, что взрослость, в которой ведущей становится трудовая деятельности, наступает не в одно мгновение. Ее наступление проходит в несколько этапов. Если обобщить разнообразные подходы к периодизации, можно выделить три основных периода взрослости  . Возрастные границы каждого из них точно определить просто невозможно. Каждая личность развивается индивидуально. Поэтому возраст в каждом периоде обозначен очень условно.

Молодость.  Человек встает на начальную стадию взрослости, когда начинает определяться в социальном и профессиональном плане. Очень приблизительно можно отнести к этому периоду молодых людей от 17 до 30 лет. На первом этапе взрослости осваиваются новые нормы поведения. Обычно еще плохо выработаны профессиональные и вообще жизненные позиции, поэтому часто поступки и выборы молодых людей непоследовательны, алогичны. Базовые принципы находятся в стадии становления. Сформируются они по мере накопления собственного опыта, который позволит самоопределиться в жизни: осознать смысл своей жизни, сформировать реальные жизненные планы. В конце этого периода происходит адаптация в новой социальной роли, выработка первоначального профессионального мастерства.

Возмужалость.  Это период творческих достижений в трудовой деятельности, наиболее полной реализации своих сил и способностей в профессиональной и общественной деятельности. Он затрагивает примерные возрастные границы от 28—30 до 45—50 лет. Именно в этот период хорошо ощутима собственная социальная значимость, появляется твердая уверенность в своих силах. Люди на этом этапе несут полную ответственность не только за свою личность, но и за других людей. Одновременно часто происходит переоценка своего профессионального и жизненного выбора. Однако именно это помогает скорректировать и направить в нужное русло свой творческий путь.

Зрелость.  Это уже период лидерства и мудрости. Однако возникают вопросы о состоятельности своей жизни, о степени ее успешности, степени реализации намеченного или желаемого. Возрастные рамки затрагивают временной промежуток от 45—50 лет до наступления старости, около 60—70 лет. В этом возрасте падает физическая активность. С учетом физических и психологических особенностей зрелого возраста происходит преобразование собственного образа жизни. Расцвет творческой деятельности возможен уже не за счет количественных достижений, а за счет качественных. Взгляд на мир становится на этом этапе значительно шире, смысл жизни – более глубоким.

2.  Проблемами обучения взрослых занимаются многие отраслей знаний. Образование взрослых включает в себя социологический, психологический, педагогический аспекты. Психология занимается проблемами обучения взрослых  сравнительно недавно. Важным здесь является изучение особенностей учебной подготовки взрослых на основе общих закономерностей. Общие особенности учебной деятельности по–разному реализуются в каждом возрастном периоде личности.

Для решения вопроса о развитии личности в процессе обучения необходимо использовать в совокупности многоуровневый анализ. Во внимание обычно принимается три основных уровня, которые тесно связаны между собой.

Личностный уровень.  Этот подход рассматривает личность в его необъятной целостности. Здесь учитываются направленность интересов, жизненные планы, ценностные ориентации и т. д.

Деятельностно–ролевой уровень.  Это более конкретный уровень изучения взрослого человека как субъекта обучения. Акцент здесь делается на самой учебной деятельности. В рассмотрении – мотивы и цели обучения, его средства и способы, предметное содержание и организационные формы, результаты. Стоит учитывать и отношение самого взрослого к обучению, и его активность в процессе усвоения знаний, и эффективность текущей и всей учебной деятельности. Ведь обучение взрослого должно происходить исключительно для развития личности. От этого зависит активность обучаемого.

Процессуальный уровень.  В центре внимания – психологические процессы и состояния, влияющие на процесс обучения. Такие процессы и состояния осуществляются на основе нейрофизиологических механизмов, формирующихся у человека по мере его возрастного развития и созревания.

3.  Хотя обучение и развитие личности происходит не толь в детские и школьные годы, характер обучения и развития значительно отличается от детского и школьного. Поэтому в обучение взрослых  нужно вкладывать несколько иной смысл, чем в обучение детей. Б. Г. Ананьев организовал широкие экспериментальные исследования, посвященные проблеме развития взрослых. Были исследованы люди в возрасте от 18 до 40 лет. Изучались возрастные особенности внимания, памяти и мышления как функций человеческого мозга. Ознакомимся с результатами его исследования.

В период физического созревания, в 18—20–летнем возрасте, наблюдается максимальное развитие физиологических потенциалов. Отмечены максимальная реактивность организма, оптимальные уровни артериального давления, насыщенность крови организмом и т. п. Все это говорит о возрастной работоспособности организма. В этом же возрасте наблюдаются первые пики развития высших психических функций – произвольного внимания, памяти, мышления. Можно сказать, что молодой человек уже в начальном пути взрослости достаточно подготовлен для новой ему трудовой деятельности.

Не хуже в этом возрасте и готовность к эффективному обучению. Высокий уровень психофизических функций свидетельствует о высоких потенциалах обучаемости человека. Ему легко воспринимать и запоминать информацию, перерабатывать ее для различных задач. В дальнейшем потенциал обучаемости взрослого человека совершенно не снижается.

Развитие разных функций в разные периоды взрослости происходит неравномерно и неодновременно. На некоторых этапах активно развивается память, на других – мышление. В более позднем возрасте функции становятся более взаимосвязанными. Важно, что способность к обучению на разных этапах взрослости сохраняется достаточно высокой. Однако в возрастной динамики нет и резких подъемов. Таким образом, способность к развитию на всех этапах жизни взрослого человека достаточно устойчив. Однако это не исключает возможность развития личности.

4.  Любой подход к обучению взрослых невозможно строить только на общих характеристиках. Просто необходим индивидуальный, личностный подход. Тем не менее существуют обобщенные параметры, по которым можно охарактеризовать любую личность: интеллектуальность – неинтеллектуальность, инициативность – пассивность, эмоциональность – рассудочность, импульсивность – самообладание, выносливость – утомляемость, привлекательность – непривлекательность, тревожность – уверенность.

В учебной деятельности важна роль творческого потенциала личности  , который подразумевает физическое, интеллектуальное и нравственное состояние. Лидирующим условием прогрессивного развития личности является высокий творческий потенциал. Причем это касается абсолютно всех сфер деятельности.

Отличительной чертой обучения взрослых является ориентир на наличие жизненного и профессионального опыта у последних. Поэтому важной задачей обучения является расширение и углубление практического опыта взрослого человека, а не приспособление к нему. Нужно поднять практические навыки к теоретическим обобщениям, т. е. расширить границы предмета изучения с теоретической стороны. Тем самым обучение должно обогащать концепцию жизни личности.

Совершенно очевидно, что для формирования положительного отношения к обучению учитель должен знать позицию своего ученика. Определенные выводы можно сделать и из истории индивидуальной жизни человека, и из анализа круга общения ученика, и из жизненных принципов и планов на будущее, а также при учете адекватной или неадекватной оценке своих возможностей. Тщательный анализ поможет сформировать представление о личности ученика, а следовательно, подобрать индивидуальные приемы и способы работы с ним.

Ключевые слова: Обучение
Источник: Умнова Т.А., Конспект лекций по возрастной психологии
Материалы по теме
Стресс и обучение в группе
Фопель Клаус, Психологические принципы обучения взрослых
Особенности учебной деятельности подростка
Волков Б.С., Психология подростка: учебное пособие. — М.: Академический проект, 2017. —240 с...
Сущность и структура обучения
Луковцева А.К., Психология и педагогика
Организационные формы и системы обучения
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Теория учебной деятельности
Марцинковская Т.Д., Психология развития
Подготовка учебной речи
Риторика. Вводный курс : [электронный ресурс] учеб. пособие / В.И. Аннушкин. - 5-е издание,...
Проблемы обучения и развития и проблемы развивающего обучения
Кановская М.Б., Педагогика. Конспект лекций
Формирование мотивов учебной деятельности
Ильин Е.П., Психология для педагогов
Оставить комментарий