Исследование, в отличие от стихийных форм познания окружающего мира, основано на норме деятельности — научном методе. Его осуществление предполагает осознание и фиксацию цели исследования, средств исследования, ориентацию исследования на воспроизводимость результата.
Различают эмпирическое и теоретическое исследования, хотя разграничение это условно (рисунок 1).
Охарактеризуем эти формы исследования.
- Под обзорно-аналитическим исследованием подразумевается попытка решения проблемы, которую никто не ставил или не решал подобным методом, обзор имеющегося по проблеме материала с целью показать объем работ в данной области.
- Обзорно-критические исследования проводятся в целях опровержения существующей теории, модели, гипотезы, закона и пр. или для проверки того, какая из двух альтернативных гипотез точнее прогнозирует реальность. Критические исследования проводятся в тех областях, где накоплен богатый теоретический и эмпирический запас знаний.
- Эмпирическое описательное исследование только описывает совокупность полученных результатов в пределах соответствующих условий.
- Цель эмпирического объяснительного исследования не только описать результаты, но и объяснить, почему они именно такие, а не иные.
- Методическое исследование проводится с целью разработки нового подхода, методики, технологии и пр.
Существует и другая классификация видов научного исследования (рисунок 2).
Фундаментальное исследование направлено на познание реальности без учета практического эффекта от применения знаний. Прикладное исследование проводится в целях получения знания, которое должно быть использовано для решения конкретной практической задачи.
Монодисциплинарные исследования проводятся в рамках отдельной науки (в данном случае — психологии). Как и междисциплинарные, монодисциплинарные исследования требуют участия специалистов различных областей и проводятся на стыке нескольких научных дисциплин.
Комплексные исследования проводятся с помощью системы методов и методик, посредством которых ученые стремятся охватить максимально (или оптимально) возможное число значимых параметров изучаемой реальности. Однофакторное, или аналитическое, исследование направлено на выявление одного, наиболее существенного, по мнению исследователя, аспекта реальности.
В своих общих чертах психологическое исследование ничем не отличается от научного и соответствует всем его основным признакам. Однако у него есть и своя специфика.
Существуют определенные требования к психологическому исследованию:
- Инвариантность получаемого знания (получаемый исследователем научный результат в идеале не должен зависеть от времени, т.е. явление, закономерность, закон инвариантны относительно времени).
- Объективность (научный результат не должен зависеть от личности исследователя, его мотивов, намерений, интуиции и т.д. Научное знание необъективно в том смысле, что не может существовать без его носителей, без людей, обладающих квалификацией и способностями понимать и добывать это знание, но оно имеет объективный источник — внешний по отношению к субъекту познания мир).
Подобные требования предполагают непредвзятость и объективность исследователя, его точное следование этическим и профессиональным стандартам.
Любое исследование включает в себя ряд необходимых этапов. На каждом этапе решается определенная задача. Выделяют следующие этапы:
- первоначальное определение темы, проблемы, цели, гипотезы и задач исследования;
- теоретический анализ имеющейся информации как в современной теории, так и в истории науки;
- организация опытно-экспериментального исследования;
- оформление полученных результатов и окончательное определение темы, проблемы, цели, объекта, гипотезы и задач исследования; разработка научно-методических рекомендаций, применение результатов исследования в педагогической практике.
Исследование начинается с постановки задачи: что неизвестно?
Может оказаться, что эта проблема уже решена или существуют подобные исследования, не приведшие к окончательному результату. Если ученый сомневается в результатах, полученных ранее, он воспроизводит исследование по методике, предложенной его предшественниками, затем анализирует методы и методики, которые ими применялись для решения этих или аналогичных задач.
Выбор темы работы помимо научного любопытства самого исследователя во многом определяется запросами и потребностями общества. От степени общественной значимости зависит финансирование разработки научной проблемы и оценка результата деятельности ученых. Необходимо определиться с направлением научного поиска, выбрать именно то, которое кажется наиболее актуальным. По данному направлению необходимо прочитать около десятка монографий и 30-40 научных статей. Прочитанное необходимо обдумать, сопоставить с имеющимися жизненными впечатлениями, наметить возможные варианты собственного исследования, изложить весь собранный материал.
Следующим очень важным этапом является формулировка предположений-гипотез. Для их проверки строится план научного исследования. Он включает в себя выбор объекта — группы людей, на которых будет проводиться эксперимент или за которыми будет вестись наблюдение. Уточняется предмет исследований — часть реальности, которая будет изучаться. Выбирается место и время исследований и определяется порядок экспериментальных проб, чтобы уменьшить влияние помех на результат эксперимента.
Любое научное исследование начинается с изучения истории проблемы и ее современного состояния. При этом необходимо определить, какие существуют подходы к её рассмотрению, в чём заключается сущность каждого из них, какие у них достоинства и недостатки, какие учёные придерживаются той или иной точки зрения. Подобный анализ даст богатую пищу для размышления, что в дальнейшем подлежит проверке в ходе организации опытно-экспериментальной работы.
В конце концов наступает такое время, когда исследователь начинает видеть, что в философской, психолого-педагогической литературе, а также в других смежных науках он не находит никакой новой информации. Каждая новая прочитанная работа лишь повторяет известные сведения. К этому периоду уже бывает накоплено достаточное количество конспектов первоисточников, в которых отражены самые противоречивые мнения.
Проведение исследований по намеченному плану — следующий этап. В процессе опытно-экспериментального исследования проверке подлежат рассмотренные теоретические положения. Здесь может быть подтверждено то, что было выдвинуто предшественниками, какие-то данные могут быть уточнены и проработаны более подробно. Экспериментально может быть опровергнуто какое-либо утверждение или подтверждена новая оригинальная точка зрения.
Основной трудностью является обоснование методики опытно-экспериментальной работы, т.к. доказать можно всё, что угодно, если не продумана методика эксперимента.
После фиксации результатов эксперимента проводится первичный анализ данных, их математическая обработка, интерпретация и обобщение. Исходные гипотезы проверяются на достоверность. Формулируются новые факты или закономерности. Теории уточняются либо отбрасываются как непригодные. На основе уточненной теории делаются новые выводы.
Классификация методов психологического исследования
С.Л. Рубинштейн в «Основах общей психологии» (1946) в качестве главных психологических методов выделил:
- наблюдение — «внешнее» и «внутреннее»,
- эксперимент — лабораторный, естественный, психолого-педагогический и физиологический (в его основной модификации — метод условных рефлексов),
- изучение продуктов деятельности,
- беседу (в частности, клиническую беседу в генетической психологии Пиаже),
- анкету.
Вторая развернутая классификация методов психологического исследования получила распространение в отечественной психологии благодаря Б.Г. Ананьеву.
Все методы он разделил на:
- организационные — сравнительный, лонгитюдный и комплексный;
- эмпирические — обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение), эксперимент (лабораторный, полевой, естественный и др.), психодиагностический метод, анализ процессов и продуктов деятельности (праксиометрические методы), моделирование и биографический метод;
- способы обработки данных — методы математико-статистического анализа данных и качественного описания;
- интерпретационные — генетический (фило- и онтогенетический) и структурные методы (классификация, типологизация и др.).
Удобно располагать все психологические эмпирические методы в двухмерном пространстве, оси которого обозначают два специфических признака психологического исследования. Первый — наличие или отсутствие взаимодействия между испытуемым и исследователем или же интенсивность этого взаимодействия. Оно максимально в клиническом эксперименте и минимально при самонаблюдении (исследователь и исследуемый — одно лицо). Второй — объективированность и субъективи-рованность процедуры. Крайними вариантами являются тестирование (или измерение) и «чистое» понимание поведения другого человека путем «вчувствования», эмпатии, сопереживания, личностной интерпретации его действий.