Основы формирования технической и социальной политики фирмы

Политика фирмы — генеральная линия, система стратегических мер, проводимая руководством фирмы в какой-либо области деятельности (технической, финансовой, социальной, внешнеэкономической и др.).

Техническая политика фирмы ~ генеральная линия, система стратегических мер, проводимая руководством фирмы в областях стратегии повышения качества продукции, ресурсосбережения, организационно-технического развития производства как компонентов целевой подсистемы системы менеджмента. Техническая политика направлена на достижение стратегических целей в области обеспечения конкурентоспособности выпускаемых товаров, технологий, производства и др.

К укрупненным этапам разработки и воплощения в жизнь технической политики фирмы, на наш взгляд, относятся:
1) проведение маркетинговых исследований с целью определения уровня конкурентоспособности выпускаемых товаров и разработки стратегических мер по достижению конкурентоспособности товаров в будущем;
2) разработка стратегии фирмы, в которую должна быть заложена идеология технической политики;
3) проведение НИОКР по созданию конкурентоспособных товаров и других объектов фирмы;
4) организационно-технологическая подготовка производства новых товаров;
5) производство и реализация новых товаров фирмы.

Стратегические аспекты прохождения этих этапов были рассмотрены нами ранее. Более подробно и на более короткий период (тактические вопросы) они рассматриваются в курсах "Маркетинг", "Инновационный менеджмент", "Производственный менеджмент".

Социальная политика фирмы — генеральная линия, система стратегических мер, проводимая руководством фирмы в области стратегии социального развития коллектива и охраны окружающей природной среды как компонентов целевой подсистемы системы менеджмента. Социальная политика направлена на достижение целей в сферах: создания нормальных условий труда и отдыха работников; обеспечения им безопасности на производстве, в пути, быту, местах отдыха; удовлетворения и развития потребностей работников; укрепления здоровья и увеличения продолжительности их жизни; сохранения экосистемы (воздушного бассейна, почвы, водных ресурсов, флоры и фауны).

Компонент целевой подсистемы системы стратегического менеджмента — "Стратегия развития производства" — решает как сиюминутные тактические социальные задачи, так и стратегические, ориентированные на перспективу.

К тактическим задачам социального развития коллектива и охраны окружающей природной среды компонента целевой подсистемы относятся следующие:
• постоянное обеспечение физической безопасности работника на рабочем месте, в пути, дома и в других местах;
• постоянное обеспечение экологической безопасности продуктов питания, жилья, одежды, воздуха, воды, предметов быта, производственных помещений, орудий и предметов труда, среды обитания;
• управление пирамидой потребностей работника, т. е. создание условий для удовлетворения его физиологических, социальных потребностей, потребностей в самовыражении и самоактуализации;
• выполнение экологических, эргономических и эстетических нормативов к помещениям, орудиям и предметам труда;
• создание и поддержание нормального морально-психологического климата в коллективе, управление конфликтами и стрессами и др.

В стратегические задачи этого компонента входят:
• проектирование и строительство производственных и непроизводственных объектов, отвечающих требованиям экологичности, эргономичиости и эстетичности;
• строительство и поддержание в работоспособном состоянии очистных сооружений;
• приближение нормативов социальной инфраструктуры региона к международному уровню (по жилью, развитию здравоохранения, образования, торговли, транспорта, связи, культуры, жилищно-коммунального хозяйства, общественного питания и других сфер);
• проведение в коллективе социально-психологических исследований по формированию работоспособных коллективов;
• другие перспективные задачи.

По этим направлениям необходимо проводить комплексный анализ, выявлять проблемы и формулировать конкретные цели и задачи. Без решения социальных и экологических задач коллектив фирмы не имеет будущего.

Если выделить отдельно проблемы экологии, то следует отметить следующее.

Человечество осознало серьезность экологических проблем еще в 1960 г. Тогда специалисты спрогнозировали, что при таком пренебрежительном отношении к экологии уже через 30— 35 лет человечество столкнется с серьезными проблемами. Они не ошиблись. Сейчас налицо потепление климата, дыры в защитном озоновом слое над полюсами, повсеместное присутствие токсичных веществ и т. д.

Если правительство Российской Федерации не будет выделять необходимые ресурсы на охрану окружающей среды, то для сохранения существующих параметров экологии потребуется в 2010 г. потратить весь национальный доход.

Проблемы в области экологии:
• регулирование народонаселения (удвоение через каждые 50 лет);
• сохранение почвенной экосистемы;
• развитие биотехнологии, применение солнечной энергии;
• регулирование круговорота воды;
• борьба с атмосферными загрязнениями;
• борьба с вредителями;
• сокращение применения пестицидов;
• применение безотходной технологии, переработка отходов;
• повышение качества выпускаемой продукции и т. д.

Одним из условий решения перечисленных проблем является их правовое обеспечение. Законодательство по охране окружающей среды включает различные законы, стандарты, правила, положения, инструкции и другие нормативные акты, действующие на различных уровнях управления.

Главным из них является Закон РФ "Об охране окружающей природной среды", принятый 19 декабря 1991 г.

Разделы закона:
1. Общие положения.
2. Право граждан на здоровую и благоприятную окружающую природную среду (ОПС).
3. Экономический механизм охраны ОПС.
4. Нормирование качества ОПС.
5. Государственная экологическая экспертиза.
6. Экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов.
7. Экологические требования при эксплуатации предприятий, сооружений, иных объектов и выполнении иной деятельности.
8. Чрезвычайные экологические ситуации.
9. Особо охраняемые природные территории и объекты.
10. Экологическое воспитание, образование, научные исследования.
11. Разрешение споров в области охраны ОПС.
12. Ответственность за экологические правонарушения.
13. Возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением.
14. Международное сотрудничество в области ОПС.

Надзор за соблюдением закона осуществляет Госкомитет санитарно-эпидемиологического надзора при Президенте РФ совместно с Министерством сельского хозяйства РФ.

Количество стратегических показателей социального развития коллектива и охраны ОПС зависит от множества факторов характера выпускаемой продукции, комплексности и сложности технологии, размещения предприятия, его сложности, географического расположения и возраста, количества работающих и демографических факторов и др.

Нам представляется, что в состав обязательных показателей социального развития коллектива и охраны ОПС должны быть включены следующие:
• степень соответствия показателей безопасности труда установленным нормативам;
• степень обеспеченности рабочих мест производственными площадями и удовлетворения социальных потребностей работников в объектах отдыха, личной гигиены, питания и др.;
• степень удовлетворения социальных бытовых потребностей работников в жилье, транспортных средствах, объектах здравоохранения, образования, дошкольных учреждениях и др.;
• степень отклонения показателей экологичности и эргономичности рабочих мест от установленных нормативов (по уровню температуры, шума, вибрации, запыленности, освещенности, скорости воздуха, радиоактивности и др.);
• потери рабочего времени по болезням работников;
• показатель травматизма;
• средняя заработная плата работников по категориям;
• текучесть кадров по категориям;
• средняя продолжительность жизни работников по категориям;
• степень отклонения показателей экологичности среды обитания от установленных нормативов по содержанию в воздухе, воде и почве экологически вредных примесей;
• доля расчетной прибыли предприятия, направляемая на мероприятия по социальному развитию коллектива;
• доля прибыли, направляемая на охрану ОПС.

На основе анализа фактического состояния параметров социального развития коллектива и охраны ОПС, сравнения их с международными, государственными (федеральными), отраслевыми и региональными нормативами (критериями, показателями, требованиями) руководство фирмы должно определить отставания ("узкие места") в данной области и разработать систему стратегических мер по их ликвидации.

Вопросы социального развития коллектива и охраны ОПС подробно рассматриваются в курсе "Производственный менеджмент".

Источник: 
Стратегический менеджмент (Учебник), Фатхутдинов, 2005
Темы: