Основные свойства правосознания

Аттитюдам, входящим в состав правосознания, присущи следующие свойства:
1. Прижизненное формирование: правовые аттитюды не врожденны, формируются по мере развития человека.
2. Разная сформированность компонентов правовых аттитюдов: некоторые компоненты правовых аттитюдов могут быть сформированы лучше, чем другие.

Первая иллюстрация этого свойства — разная сформированность элементов когнитивного компонента правосознания. Например, исследования 70-х годов (Каминская, Михайловская, 1974; Каминская и др., 1974) показали, что, хотя люди хорошо знакомы с некоторыми нормами закона (о необходимости передачи уголовного дела в суд), они хуже осведомлены о других («незнание закона не освобождает от ответственности», «отсутствие у вышестоящего суда права уволить народного судью», «возраст наступления уголовной ответственности», «состояние алкогольного опьянения является обстоятельством, отягчающим вину преступника», «дача взятки предусматривает уголовную ответственность»). В ряде случаев предположения граждан были более жестоки, чем предусматривал закон: больше половины респондентов считали, что уголовная ответственность наступает за недонесение о любых преступлениях, а также положительно относились к массовому обыску в случае необходимости, принимали возражения против участия защитника в уголовном процессе, приветствовали идею ужесточения наказания и требовали наказывать психически больного преступника. При этом граждане заявляли о поддержке закона. Таким образом, солидарность российских граждан с законом была выше, чем уровень их конкретных правовых знаний.

Вторая иллюстрация указанной особенности — доминирование хорошо сформированного аффективного компонента аттитюда к смертной казни над плохо сформированным когнитивным. Эмоциональность этих аттитюдов проявляется в том, что:
- люди не замечают противоречий между теми аргументами против смертной казни (когнитивный компонент), с которыми они соглашаются, и своей собственной поддержкой этой меры наказания (поведенческий компонент). Например, они рассматривают смертную казнь как эффективную меру устрашения потенциальных преступников и выступают за ее применение, одновременно соглашаясь с данными статистики, согласно которым использование смертной казни не приводит к уменьшению в них уровня преступности, а человек в момент совершения преступления не думает о последующем наказании (Волькенштейн, Коган-Ясный, 1994). По-видимому, это происходит из-за того, что поведенческий компонент этого аттитюда определяется не знаниями, а аффективным отношением;
- людям трудно приводить аргументы в защиту той позиции по отношению к смертной казни, которая противоречит их собственной (Волькенштейн, Коган-Ясный, 1994);
- люди часто поддерживают смертную казнь, считая ее средством мести преступнику (Волькенштейн, Коган-Ясный, 1994);
- отношение людей к смертной казни слабо изменяется под действием полученных знаний (Bohm, Vogel, 2004). Во-первых, информирование о недостатках и проблемах применения этой меры наказания оказывает влияние только на некоторые группы людей, но не приводит к формированию большинства, выступающего против ее использования. Во-вторых, люди не склонны изменять свое мнение о смертной казни, если их просят публично высказать его. В-третьих, если люди изменяют свою точку зрения, это происходит не на основе признания аморальности смертной казни, а на основе «административных» причин (расовой дискриминации, возможности убийства невиновных). И наконец, в-четвертых, в некоторых исследованиях наблюдается «эффект маятника»: информация о недостатках смертной казни изменяет мнение людей лишь на некоторое время, после чего оно становится прежним;
- на отношение людей к смертной казни оказывает влияние демонстрация того, как она происходит (Howells, Flanagan, Hagan, 1995).

3. Доступность (легкость воспроизведения) правовых аттитюдов. Некоторые правовые аттитюды человек вспоминает достаточно легко, а для воспроизведения других ему приходится прилагать значительные усилия. Как правило, наиболее доступными являются аттитюды:
- с хорошо сформированным когнитивным или экстремальным аффективным (очень позитивным или очень негативным) компонентом;
- возникшие в собственном опыте человека, а не заимствованные им от других людей;
- которые человеку часто приходится выражать.

4. Противоречивость (амбивалентность) правовых атти-тюдов. Существует два основных вида противоречия.
Противоречие первого вида возникает между двумя разными компонентами аттитюда, например, между когнитивным (знание общих положений закона) и поведенческим (способность использовать эти нормы при оценке конкретных ситуаций). Например, школьники, признающие, что без соблюдения прав человека не построить богатого и благополучного общества, и выделяющие в качестве наиболее важных прав человека свободу совести, слова и свободу от унизительного и оскорбительного обращения, одновременно считают, что при некоторых условиях (войне и стихийных бедствиях) допустима депортация населения, и негативно относятся тому, что в Россию приедут жители бывших республик СССР (Гайнер, 1998).

Причина этого — негативное отношение людей к некоторым социальным группам, которые также являются субъектами закона. Этот эффект был продемонстрирован еще в начале 70-х годов в США, когда было показано, что поддержка людьми свободы слова не означает согласия с реализацией этого принципа по отношению к членам таких негативно оцениваемых групп, как «сторонники прекращения войны во Вьетнаме», «коммунисты» и «нацисты». Когда полный отказ от реализации закона в отношении членов определенной группы социально неодобряем, люди частично ограничивают их права. Например, граждане Австрии, Западной Германии, Австралии, США, Великобритании и Италии проявляют наибольшую терпимость к людям, поддерживающим оппозиционные правительству политические взгляды, считая, что для реализации свободы слова им можно разрешить проводить митинги, и наименьшую — к сторонникам революции и расистам, полагая, что им лучше писать книги (Davis, 1990).

Другой пример противоречия между двумя компонентами аттитюда — отношение жителей США к порнографии: опросы общественного мнения показали, что распространение порнографии не относится к числу социальных проблем, требующих скорейшего разрешения, однако, преступник, совершивший это преступление, должен быть казнен или подвергнут кастрации (McConahay, 1988).

Второй тип амбивалентности — противоречие внутри одного компонента аттитюда. Например, преступник может вызывать одновременно и страх, неприятие и интерес, симпатию.

5. Системность правосознания. Компоненты правосознания связаны между собой.
Например, согласно В. А. Щегорцеву, правосознание — целостное состояние, т. е. не совокупность отдельных элементов, а их взаимное положение. Это означает, что одни элементы правосознания занимают в нем более важное положение, чем другие. Правосознание, понимаемое как состояние, отличают эмоциональная окрашенность, интенсивность и продолжительность воздействия на поведение его носителей.

Другой пример подобного понимания правосознания — представление о нем как о системе, обладающей следующими свойствами:
- целями;
- структурой, в том числе управляющим центром;
- делимостью на подсистемы;
- внутренней противоречивостью и изменчивостью;
- ресурсами;
- окружающей средой, относительной изолированностью и обратной связью от нее;
- способностью самостоятельно функционировать и организовывать свою работу и, следовательно, собственным опытом;
- способностью поддерживать свои параметры на необходимом уровне, т.е. саморегуляцией;
- возможностью быть измеренной (Баранов, 1997).

6. Включенность правовых аттитюдов в когнитивную систему. Под когнитивной системой понимается совокупность всех знаний, представлений, оценок и намерений человека. Правовые аттитюды являются частью этой системы: они связаны с отношением людей к другим явлениям социальной жизни — морали, религии, политике, здоровью и т. д. В частности, сторонники социальных инноваций соглашаются с участием государства в реализации прав человека в принципе, но отказываются допустить его вмешательство в конкретных ситуациях. Однако сторонники сохранения существующего социального порядка придерживаются противоположной точки зрения.

Элементы когнитивной системы различаются по степени важности для человека: одним их них он придает большее значение, чем другим. Если аттитюды по отношению к правовым явлениям занимают в когнитивной системе человека достаточно важное положение, они оказывают на него большее влияние, чем, например, мораль. В противном случае его поведение определяется не законом, а моральными нормами. Важная роль моральных норм в регуляции правового поведения человека была обнаружена российскими исследователями еще в 70-х годах, которые сделали вывод о том, что подросткам 14-17 лет понятны в основном те требования закона, которые соответствуют существующим моральным нормам.

7. Сила правовых аттитюдов определяется по четырем направлениям: стабильности во времени, устойчивости к воздействию, влиянию на отбор информации и поведение. На силу правовых аттитюдов оказывает влияние:
- способ формирования (правовые аттитюды, возникшие в собственном опыте человека, обладают большей силой, чем заимствованные им от других людей);
- их доступность (большей силой обладают легко доступные аттитюды);
- противоречивость (амбивалентные аттитюды слабее однозначных);
- положение в когнитивной системе (чем более важное положение аттитюд занимает в когнитивной системе человека, тем большей силой он обладает).

8. Содержание правовых аттитюдов связано с индивидуальными особенностями человека. К ним относятся как социоде-мографические (пол, возраст, уровень дохода, место жительства, партийная, религиозная и этническая принадлежность и т. д.), так и психологические характеристики (тревожность, агрессивность, психологическая адаптированность, догматизм, авторитаризм).

Социодемографические характеристики легко фиксируются и поэтому учитываются во многих исследованиях. Например, в одном из российских исследований было выяснено, что наиболее позитивное отношение к закону наблюдается у людей со средним специальным образованием, имеющих семью и служащих в армии (Трушков, 1995). Однако эта связь имеет ряд ограничений. Во-первых, с определенными правовыми аттитюдами связаны не отдельные социодемографические особенности, а их группы: одна и та же характеристика по-разному связана с правосознанием в зависимости от других социодемографических особенностей человека. Например, сторонниками активной борьбы с наркоманией в Белизе являются люди с низким уровнем образования, а в США — с высоким (Wiegand, Bennett, 1993). Во-вторых, эта связь изменяется со временем (Tan, Murrell, 1984). В-третьих, важен способ измерения особенности. Например, виктимизация человека в ходе боевых действий может быть измерена на индивидуальном (нанесенный человеку ущерб, его роль в конфликте) и социальном (количество человеческих жертв, длительность и интенсивность боевых действий) уровнях. При этом индивидуальная и социальная виктимизация оказывают разное влияние на отношение к соблюдению норм гуманитарного права во время боевых действий: оно наиболее позитивно у людей с низким уровнем индивидуальной и высоким — коллективной виктимизации (Elcheroth, 2006).

Важная роль в анализе правосознания уделяется таким социодемографическим особенностям людей как род занятий и криминальный опыт. С ними связана отдельная область исследования — содержание профессионального правосознания. Сторонники ее изучения считают, что постоянно участие человека в какой-либо деятельности, способствует формированию у него определенного правосознания. Профессиональное правосознание характерно для врачей, учителей и т. д., но прежде всего для людей, чья деятельность непосредственно связана с реализацией закона — людей, работающих в правовых структурах, и правонарушителей.

Профессиональное правосознание людей, работающих в правовых институтах, отличают две основных особенности. С одной стороны, такие люди пользуются иными познавательными категориями, чем остальные граждане, лучше знают закон, уважают его (Соколов, 1988). С другой стороны, работа в некоторых структурах оказывает противоположное влияние. Например, по мнению ряда российских исследователей, среди работников ОВД распространены подозрительность, предвзятость, обвинительный уклон, недостаточно высокий уровень знания законодательства, отсутствие чувства законности, примат служебной и личной целесообразности над требованиями закона и ориентация на мнение начальников, ориентированность на безнаказанное попирание прав граждан и вера в возможность уйти от ответственности, желание самоутвердиться, использование властных полномочий в эгоистических целях и слабая заинтересованность в торжестве закона (Баранов, 1991, 1997; Трошев, 1994; Купленский, 1996; Сорокотягин, 1988). Аналогичные результаты были получены и американскими исследователями (Ortet-Fabregat, Perez, Lewis, 1993; Payne, Time, Gainey, 2006). По их данным полицейских отличает подозрительность, циничность, негативное отношение к закону, а также оценка судей как слишком снисходительных к преступникам.

Правосознание правонарушителей отличают хорошее знание закона, по крайней мере, в той части, которая имеет отношение лично к ним, с одной стороны, и негативное отношение к нему и нежелание следовать ему в своем поведении, с другой. Вместе с тем, группа «правонарушителей» неоднородна. Ее членов можно разделить на ранее судимых и несудимых. Несудимые правонарушители уступают законопослушным гражданам по широте и устойчивости позитивных аттитюдов к закону, а судимым правонарушителям — в распространенности и устойчивости негативных аттитюдов (Ефремова, 1974).

Психологические характеристики также оказывают значительное влияние на содержание правосознания.
- Авторитаризм. Понятие «авторитарной личности» было введено Т. Адорно и его коллегами. Позже их представление было модифицировано Б. Альтмейером, который связал авторитарную личность с такими особенностями человека, как полное и безоговорочное подчинение власти, приверженность широко распространенным социальным нормам и агрессивность по отношению к тем социальным группам, неприятие которых поощряется властями. Правосознание авторитарных людей отличают следующие характеристики (например, Na, Loftus, 1998, Lambert, Burroughs, Nguyen, 1999):
• неприятие прав человека: демократических прав, в том числе свободы слова, свободы организации демонстраций и т.д.;
• позитивное отношение к закону и негативное — к заключенным;
• оценка преступления, совершенного представителем власти, например, работником правоохранительных органов, военным и т.д., как менее серьезного, чем совершенного человеком, выступающим против власти;
• атрибуция большей ответственности за совершение преступления преступнику, но только если он не является представителем власти;
• оправдание людей, совершивших преступление во время выполнения приказа;
• интерес к детективам, криминальным драмам, основанным на реальных событиях.
- Завистливость и эгоизм. Завистливые и эгоистичные люди считают более приемлемыми разные формы поведения, свидетельствующие о нечестности человека (уклонение от уплаты за проезд в общественном транспорте, незаконное получение государственных пособий, уклонение от уплаты налогов, покупка заведомо краденого, получение взятки, дача взятки ради решения своих проблем, ложь в корыстных целях, мелкое воровство), его агрессивности и жестокости (политические убийства, месть за нанесенную обиду или ущерб, самоубийство, эвтаназия, физическое наказание детей), сексуальной несдержанности (супружеская неверность, проституция, занятие несовершеннолетних сексом, гомосексуализм) (Муздыбаев, 2000, 2002).
- Эмпатия и оптимизм. Например, американцы, считающие, что их страна должна использовать свои ресурсы для защиты прав человека в других странах, отличаются более сильной эмпатией и оптимизмом (McFarland, Mathews, 2005).
- Личностные черты, входящие в «большую пятерку». Например, смертную казнь больше поддерживают люди с сильно выраженной экстраверсией (напористые, энергичные, активные), нейтротизмом (эмоционально нестабильные, неуверенные в себе) и сознательностью (организованные, ответственные, надежные, настойчивые), а также со слабо выраженными открытостью опыту (нелюбопытные, консервативные) и доброжелательностью (не склонные к сотрудничеству, эгоистичные, злые). При этом сознательность оказывает большее влияние на аттитюды женщин, а открытость опыту — мужчин (Robbers, 2005).

Источник: 
Психологические основы юриспруденции: учебное пособие / О.А. Гулевич — М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2009. — 512 с.
Темы: