Основные свойства памяти

К наиболее важным свойствам памяти относятся: длительность, быстрота запоминания и воспроизведения, точность, готовность, объем (рис. 56). От этих характеристик зависит то, насколько продуктивна память человека.

Объем — способность одновременно сохранять определенное количество информации. Средний объем кратковременной памяти — 7±2 различных элементов (единиц) информации.

Быстрота запоминания отличается у разных людей. Скорость запоминания можно увеличить с помощью специальных тренировок памяти.

Точность проявляется в адекватном воспроизведении фактов и событий, с которыми сталкивался человек, а также в адекватном воспроизведении содержания информации.

Длительность определяется временем сохранения информации. Также очень индивидуальное качество: некоторые люди могут вспомнить лица и имена школьных друзей много лет спустя, некоторые забывают их спустя всего несколько месяцев. Длительность памяти имеет избирательный характер.

Готовность к воспроизведению — способность быстро извлекать информацию из памяти. Именно благодаря этой способности мы можем эффективно использовать приобретенный ранее опыт.

Индивидуальные особенности памяти. Следует отметить, что когда речь идет о психических явлениях, довольно трудно разложить их «по полочкам» и вывести единый шаблон. То же относится и к памяти, ведь несмотря на многочисленные и многолетние исследования, которые проводятся психологами и нейрофизиологами, механизмы памяти все еще мало изучены.

Память нельзя рассматривать в отрыве от особенностей и свойств личности. Важно понимать, что у разных людей разные функции памяти развиты неодинаково. Разница может быть количественной, например:

  • в различной скорости запоминания;
  • в прочности сохранения;
  • в легкости воспроизведения, в точности и объеме запоминания. Например некоторые люди хорошо запоминают материал, но потом плохо его воспроизводят. Другие же, наоборот, с трудом запоминают, но долго хранят в памяти накопленную информацию.

Разница может быть также качественной или отличаться своей модальностью, т. е. в зависимости от того, какой вид памяти доминирует: зрительная, слуховая или двигательная. Одному человеку, чтобы запомнить, нужно прочитать материал, у другого больше развито слуховое восприятие, третьему нужны зрительные образы. Известно, что «чистые» виды памяти встречаются редко. В жизни чаще всего различные типы памяти смешиваются: зрительно-двигательный, зрительно-слуховой и двигательно-слуховой виды памяти являются наиболее типичными.

Встречается такое феноменальное индивидуальное свойство, как эйдетическая память. Примером может служить человек, который после однократного восприятия материала и  очень небольшой умственной обработки все же продолжает «видеть» материал и прекрасно восстанавливает его даже по прошествии долгого времени. На самом деле такой вид памяти в той или иной мере не так уж и редок, особенно у детей, но впоследствии он исчезает у взрослых из-за его недостаточного упражнения. Тем не менее этот вид памяти может быть чрезвычайно развит у некоторых людей (чаще всего у художников, музыкантов, там, где требуется точное воспроизведение увиденного). У каждого человека больше всего развиваются те виды памяти, которые он чаще всего использует.

Память человека зависит от таких индивидуальных особенностей личности, как:

  • интересы и склонности личности (то, чем человек больше, интересуется, запоминается без труда);
  • отношение личности к той или иной деятельности;
  • эмоциональное состояние (доказано, что существует связь между модальностью переживания и тем, как оно удерживается в памяти. Приятные переживания удерживаются гораздо лучше, чем неприятные. Память вообще оптимистична по природе: человек всегда стремится забывать неприятное, а воспоминания о страшных трагедиях с течением времени утрачивают остроту);
  • физическое состояние;
  • волевое усилие.
Источник: 
Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем, шк., 2009.
Темы: 
Материалы по теме
Стадии фиксации памяти
...
Развитие памяти человека
Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.
Усиление памяти во сне
Дюпрель Карл, Загадочность человеческого существа
Память и способы ее развития
Столяренко Л.Д., Психология и педагогика для технических вузов
Основные психологические подходы в исследованиях памяти
Теория государства и права - Учебник (под ред. М.Н. Марченко)
Рецепторные расстройства, нарушения ориентировки, восприятия, памяти
Краткий курс по судебной психиатрии : учеб. пособие / А.В. Горшков, Г.Р. Колоколов. — М. :...
Расстройства памяти: какие есть виды
Психиатрия: Учебник - Под редакцией В. К. Шамрея, А. А. Марченко: Санкт-Петербург, СпецЛит...
Временная организация памяти
...
Оставить комментарий