Основные проблемы педагогической психологии

В педагогической психологии имеется ряд проблем, теоретическое и практическое значение которых оправдывает выделение и существование этой области знаний.

1. Проблема соотношения обучения и развития.
Одной из важнейших проблем педагогической психологии является проблема соотношения обучения и психического развития.

Рассматриваемая проблема является производной от общенаучной проблемы — проблемы соотношения биологического и социального в человеке или как проблемы генотипической и средовой обусловленности психики и поведения человека. Проблема генетических источников психологии и поведения человека является одной из важнейших в психологической и педагогической науках — от ее правильного решения зависит принципиальное решение вопроса о возможностях обучения и воспитания детей, человека вообще. Как считает современная наука, напрямую воздействовать через обучение и воспитание на генетический аппарат практически невозможно и, следовательно, то, что дано генетически, перевоспитанию не подлежит. С другой стороны, обучение и воспитание сами по себе обладают огромными возможностями в плане психического развития индивида, даже если они не затрагивают собственно генотипа и не воздействуют на органические процессы.

В отечественной психологии эта проблема впервые была сформулирована Л.С. Выготским в начале 30-х гг. XX в. Он обосновал ведущую роль обучения в развитии, отметив, что обучение должно идти впереди развития, быть источником нового развития.

Отсюда возникает ряд вопросов:

  • Каким образом обучение и воспитание ведут за собой развитие?
  • Всякое ли обучение способствует развитию или только проблемное и так называемое развивающее?
  • Как связаны между собой биологическое созревание организма, обучение и развитие?
  • Влияет ли обучение на созревание, и если да, то до каких пределов, затрагивает ли это влияние принципиальное решение вопроса о соотношении обучения и развития?

2. Проблема соотношения обучения и воспитания.
Другая проблема, которая теснейшим образом связана с предыдущей, — это проблема соотношения обучения и воспитания. Процессы обучения и воспитания в единстве своем представляют педагогический процесс, цель которого — образование, развитие и формирование личности. По сути своей, и тот и другой протекают при взаимодействии учителя и ученика, воспитателя и воспитанника, взрослого и ребенка, находящихся в определенных условиях жизни, в определенной среде.

В круг рассматриваемой проблемы входит ряд вопросов:

  • Как эти процессы взаимообуславливают и взаимопроникают друг в друга?
  • Как влияют различные виды деятельности на обучение и воспитание?
  • Каковы психологические механизмы усвоения знаний, формирования умений, навыков и усвоения социальных норм, норм поведения?
  • В чем заключаются различия педагогического влияния в обучении и воспитании?
  • Как протекает непосредственно сам процесс обучения и процесс воспитания?

Эти и многие другие вопросы составляют суть рассматриваемой проблемы.

3. Проблема учета сенситивных периодов развития в обучении.
Одной из важнейших в изучении развития детей является проблема нахождения и максимально возможного использования для развития каждого ребенка сенситивного периода в его жизни. Под сенситивными периодами в психологии понимаются периоды онтогенетического развития, когда развивающийся организм бывает особенно чувствителен к определенного рода влияниям окружающей действительности. Так, например, в возрасте около пяти лет дети особенно чувствительны к развитию феноменального слуха, а по прошествии этого периода эта чувствительность несколько падает. Сенситивные периоды — периоды оптимальных сроков развития определенных сторон психики: процессов и свойств. Чрезмерно раннее начало обучения чему-либо может неблагоприятно сказаться на психическом развитии, точно так же как и очень позднее начало обучения может оказаться малоэффективным.
Трудность рассматриваемой проблемы состоит в том, что не известны все сенситивные периоды развития интеллекта и личности ребенка, их начало, длительность и завершение. Подходя к изучению детей индивидуально, необходимо научиться прогнозировать наступление различных сенситивных периодов развития каждого ребенка.

4. Проблема одаренности детей.
Проблема одаренности в отечественной психологии более пристально стала изучаться только в последнее десятилетие. Под общей одаренностью понимается развитие общих способностей, определяющих диапазон деятельности, в котором человек может достичь больших успехов.

Одаренные дети — «это дети, обнаруживающие ту или иную специальную или общую одаренность»4.
Исходя из вышеназванных определений можно поставить ряд вопросов, связанных именно с выявлением и обучением одаренных детей:

  • Что характерно для возрастной последовательности проявления одаренности?
  • По каким критериям и признакам можно судить об одаренности учащихся?
  • Как устанавливать и изучать одаренность детей в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения учащимися той или иной содержательной деятельности?
  • Как содействовать развитию одаренности учащихся в учебном процессе?
  • Как сочетать развитие специальных способностей с широкой общеобразовательной подготовкой и всесторонним развитием личности учащегося?

5. Проблема готовности детей к обучению в школе.
Готовность детей к обучению в школе — это «совокупность морфологических и психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому организованному школьному обучению».

В педагогической и психологической литературе наряду с термином «готовность к школьному обучению» употребляется термин «школьная зрелость». Эти термины почти синонимичны, хотя второй в большей мере отражает психофизиологический аспект органического созревания.

Проблема готовности детей к школьному обучению раскрывается через поиск ответов на ряд вопросов:

  • Как влияют условия жизнедеятельности ребенка, усвоение им социального опыта в ходе общения со сверстниками и взрослыми на формирование школьной готовности?
  • Какой системой требований, предъявляемых к ребенку школой, определяется психологическая готовность к школьному обучению?
  • Что понимается под психологической готовностью к школьному обучению?
  • По каким критериям и показателям можно судить о психологической готовности к школьному обучению?
  • Как построить коррекционно-развивающие программы для достижения готовности к школьному обучению?

Решение перечисленных и других, не упомянутых здесь, но ставящихся практической деятельностью психолого-педагогических проблем требует от учителя или воспитателя высокой профессиональной квалификации, немалую часть которой составляют психологические знания, умения и навыки.

Ключевые слова: Обучение
Источник: Мандель Б.Р., Педагогическая психология
Материалы по теме
Роль обучения и воспитания в психическом развитии
Баранова Э.А., Введение в детскую психологию
Методы учебной деятельности
Новиков А.М., Методология образования
Учебная мотивация: сущность, источники, классификация, характеристика, функции
Мандель Б.Р., Педагогическая психология
Формы организации специального обучения
Борякова Н.Ю., Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии...
Основы обучения персонала
Авдулова Т.П., Психология менеджмента: Учеб. пособие для студ. сред, проф. учеб. заведений...
Производственно профессиональное обучение
Столяренко Л.Д., Психология и педагогика для технических вузов
Инновационные педагогические технологии
Современные и традиционные технологии педагогического мастерства : учебное пособие для...
Изучаем польский язык
...
Оставить комментарий