Политические культуры — явления сложные, комплексные, многоплановые, поэтому и сравнивать их можно по-разному: в зависимости от того, какой конкретный аспект, какая грань политико-культурного феномена выступает в качестве объекта сравнения; выделяют так называемые компаративистские (сравнительные) парадигмы. Слово «парадигма» происходит от греческого paradeigma (образец) и означает некую модель, схему, взятую для доказательства (в данном случае — для сравнения).
Каждая политическая культура — явление самобытное, неповторимое; она формируется на протяжении всей истории наций, цивилизаций и отражает особенности их веры, морали, психологии, менталитета. Как не бывает двух одинаковых народов, так не может быть и двух одинаковых культур (что, разумеется, не исключает наличия в них схожих элементов). По этой причине в сравнительной политологии недопустим «эталонный» подход, при котором какая-либо одна политическая культура берется в качестве образца для всеобщего подражания, а все другие оцениваются исходя из степени приближенности к этому «эталону» в категориях «прогрессивности», «демократичности», «продвинутости» и т. п. Такие оценки не являются научными, ибо культуры не бывают «хорошими» или «плохими», они бывают только уникальными.
Можно сравнивать любые элементы политических культур — понимание сущности политической власти, социальной справедливости, отношение к государству, представления об идеальном (или оптимальном) общественном устройстве, политические традиции, символику, доминирующие модели политического поведения и многое другое. Однако при этом должно быть соблюдено одно непременное условие: сравнение должно осуществляться в рамках одной и той же исследовательской парадигмы.
К основным парадигмам современной сравнительной политологии можно отнести следующие.
- Социологическая парадигма, основанная на доминирующей в данном обществе модели общественных отношений. С этой точки зрения выделяют солидарную и конкурентную политические культуры: первая исходит из представления об обществе как единой, целостной системе с активно действующими объединяющими механизмами; вторая основана на представлении об обществе как механической совокупности разрозненных конкурирующих индивидов.
- Аксиологическая (ценностная) парадигма (от греч. аxios — ценный, достойный), позволяющая различать политические культуры в соответствии с их доминирующими ценностными ориента-циями. В этом смысле можно выделить теоцентристские политические культуры (сформировавшиеся в рамках монотеистических религий и ориентированные на их ценности), эгоцентристские (видящие смысл человеческой жизни в личной самореализации) и этноцентристские (где главными ценностями являются Родина, нация, народ).
- Различают имперскую и либеральную политические культуры. В основе этой парадигмы лежит степень этнической, культурной и цивилизационной однородности (или разнородности) конкретного общества.
- Формационная (марксистская) парадигма позволяет сравнивать политические культуры на основе концепции общественно-экономических формаций, различая соответственно рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, социалистическую культуры.
- Весьма популярна цивилизационная парадигма, разделяющая политические культуры на основе их принадлежности к той или иной цивилизации. В этом смысле можно говорить о западной (протестантской, буржуазной), православно-славянской, китайско-конфуцианской, индо-буддийской, арабо-исламской политических культурах; сюда же относится модель «Запад — Восток — Россия».
- Духовно-нравственная парадигма различает гедонистические (от греч. hedone — удовольствие) и альтруистические (от лат. аlter — другой) политические культуры: в основе первых — принцип «возлюби себя», в основе вторых — идея служения и самопожертвования.
- Религиозная парадигма позволяет рассматривать политические культуры как производные от той или иной конкретной религии, соответственно сравнивая православную, католическую, протестантскую, иудейскую и другие культуры.
В заключение необходимо отметить, что в современных политических культурах отмеченные выше модели чаще всего присутствуют в смешанном виде, в форме весьма причудливых сочетаний. Это становится очевидным при ближайшем рассмотрении политической культуры любой конкретной страны, цивилизации, нации. Задача исследователя состоит не в том, чтобы наклеить на политическую культуру какой-либо «ярлык» (куда-то ее «отнести»), а в том, чтобы проанализировать ее во всем содержательном богатстве и сложности, по возможности проследив и объяснив происхождение каждого компонента и аспекта. Только при таком подходе политические культуры предстанут не как мертвые, условные учебные схемы, а как «живые», развивающие системы.