Психологическая диагностика — прикладная отрасль психологии, поэтому диагност, применяя свои методы, способствует решению тех практических задач, которые возникают в разных сферах жизнедеятельности человека.
Во введении уже было охарактеризовано поверхностное и легкомысленное мнение о работе психодиагноста, которая представляется как процесс тестирования и последующей обработки полученных результатов с помощью разработанной системы правил. На основе такого ложного понимания работы возникает заблуждение, состоящее в следующем: неспециалист может с успехом использовать методы психологической диагностики, так как в процедуре диагностирования И обработки результатов нет ничего сложного.
Данное заблуждение чрезвычайно опасно, недаром проблема квалификации психодиагноста отражена в этических нормах и стандартах практического психолога, обязательных для всех цивилизованных стран.
На самом деле процедура диагностирования — лишь один из этапов в работе психолога. Рассмотрим, из чего складывается его деятельность, каковы основные этапы его работы.
Чаще всего специалист организует свою работу на основе практического запроса, состоящего в требовании решить практическую проблему. Поскольку требование, обращенное к диагносту, сформулировано обыденным, житейским, а не научно-психологическим языком, на первом этапе своей работы он должен превратить это требование в психологическую проблему. Только после такого преобразования практический запрос может быть разрешен с научных позиций, профессионально, а не на основе интуиции, здравого смысла, по-житейски.
На втором этапе следует собрать предварительную, необходимую для решения проблемы информацию в отношении того лица или группы лиц, по поводу которых поступил практический запрос. Например, это могут быть анамнез, медицинские заключения, сведения о семье и ближайшем окружении, информация об успешности выполняемой деятельности (учебной или трудовой).
Собранная информация нужна для выдвижения гипотез в отношении того, как решать поставленную проблему, какие диагностические инструменты использовать. Формулирование гипотез и выбор диагностических методов их проверки — третий этап в работе психодиагноста.
На четвертом этапе проводится диагностическое обследование, обрабатываются и анализируются его результаты.
Пятый этап — это формулирование основных выводов, заключений, вытекающих из полученных диагностических результатов, а также прогноза на основе сделанных выводов.
На шестом этапе психодиагност часто должен определить те виды помощи, психологический воздействий, которые желательны в отношении продиагностированного индивида или группы. Формы психологической помощи многообразны. Это и психотерапия, целью которой является психическое здоровье человека, и индивидуальное консультирование, и коррекция, развитие, и групповая работа, используемые для оказания помощи индивидам при различных психологических затруднениях.
Таким образом, деятельность психодиагноста сложна и разнообразна. Наиболее трудными ее аспектами являются выбор нужных, подходящих для решения конкретной проблемы методик и интерпретация полученных результатов их применения. Специальной подготовки требуют написание психологического заключения (характеристики), а также оценка прогностического значения диагностических результатов.
Психодиагностические методы и методики используются в разных сферах практической деятельности человека. Рассмотрим специфику их применения в некоторых из них.