Основные макроэкономические показатели

Экономическая теория и статистика для измерения объема национального производства используют следующие макроэкономические показатели:

  1. валовой национальный продукт (ВНП);
  2. чистый национальный продукт (ЧНП);
  3. национальный доход (НД);
  4. личный доход (ЛД);
  5. валовая продукция (ВП);
  6. валовой внутренний продукт (ВВП) ит.д.

Однако наиболее широко используют три показателя: валовая продукция, валовой внутренний продукт и валовой национальный продукт.

Валовая продукция (ВП) — это показатель, характеризующий объем продукции, произведенной в той или иной отрасли, в стоимостном (денежном) выражении; рассчитывается в сопоставимых и текущих ценах.

Показатель ВП используется при определении размеров и темпов роста общего объема производства по стране в целом, а также по отдельным отраслям, предприятиям и т.п. Показатель ВП используется также для расчета производительности труда, фондоотдачи, материалоемкости и т.д.

Валовой внутренний продукт (ВВП) — объем продукции и услуг по рыночной стоимости, созданный за определенный период в результате производственной деятельности хозяйствующих субъектов данной страны.

ВВП определяется как стоимость произведенных в стране конечных товаров и услуг, используемых для конечного потребления. ВВП используется в качестве показателя, характеризующего уровень благосостояния населения, т.к. конечная продукция в основном потребляется населением, а накопление обеспечивает экономическое развитие страны. ВВП — это валовая добавленная стоимость. Добавленная стоимость характеризует вклад и стоимость продукции, произведенной на предприятии. Рассчитывается тремя методами:

  1. по доходам — суммируются доходы частных лиц, акционерных обществ и частных предприятий, а также доходы государства от предпринимательской деятельности;
  2. по расходам — суммируются расходы на личное потребление, на государственные закупки (государственные потребности), на капитальные вложения и сальдо внешней торговли;
  3. по добавленной стоимости (производственный метод) —  суммируется совокупность условно чистой продукции всех сфер экономики.

Валовой национальный продукт (ВНП) — стоимость готовых товаров и услуг, произведенных в течение года. Полуфабрикаты и сырье при этом не учитываются. Чтобы избежать повторного счета (т.е. когда в стоимость готового продукта включается стоимость вошедших полуфабрикатов), на практике суммируют всю добавочную стоимость, созданную во всех хозяйствах страны.

ВНП в системе национальных счетов — это общий объем доходов, полученных в данной стране, а также доходов, полученных зарубежом и выплаченных зарубеж. ВНП за вычетом износа основных средств образует чистый национальный доход.

Макроэкономические показатели тесно связаны между собой (рис. 12.2).


Номинальный ВНП — сумма конечных товаров и услуг в текущих рыночных ценах.

Реальный ВНП— стоимость товаров и услуг, пересчитанная в постоянных ценах (ценах базового периода).

Дефлятор ВНП — это отношение номинального объема ВНП к реальному.

Национальный доход (НД) — общий доход, полученный поставщиками ресурсов за их вклад в создание ВНП. Национальный доход включает все виды доходов (заработную плату, ренту, процент, прибыль).

Личный доход (ЛД) — весь доход, заработанный человеком, в т.ч. трансфертные платежи.

Располагаемый доход (РД) —личный доход, остающийся после уплаты налогов, используемый на потребление и сбережения.

Все эти показатели взаимосвязаны и объединены системой национальных счетов (СНС) (рис. 12.3).


  • ВНП — валовой национальный продукт;
  • А — амортизация;
  • ЧНП — чистый национальный продукт;
  • КН — косвенный налог;
  • НД — национальный доход;
  • ПН — прямые налоги;
  • ВВ — внебюджетные взносы;
  • ТП — трансфертные платежи;
  • ЛД — личный доход;
  • ПодН — подоходный налог;
  • РД —располагаемый доход {потребности + сбережения).
Ключевые слова: Экономика
Источник: Экономика. Курс лекций: учебное пособие для вузов / В.В. Янова. — 4-е изд., стереотип.
Материалы по теме
Экономические агенты и интересы хозяйствующих субъектов
Экономика. Курс лекций: учебное пособие для вузов / В.В. Янова. — 4-е изд., стереотип.
Собственность и экономические интересы
А.С.Булатов, Экономика
Экономические средства государственного регулирования
А.С.Булатов, Экономика
Формы хозяйствования в рыночной экономике
Мамедов О., Германова О. и др. - Современная экономика - 2000
Экономическое явление, форма, содержание и сущность
Чуньков Ю.И., Экономическая теория. Часть 1
Особенности маркетинга в российской экономике
Маркетинг. Учебное пособие
Этапы развития экономической теории
Войтов А. Г. Экономическая теория: Учебник для бакалавров / А. Г. Войтов. — М.: Издательско-...
Необходимость создания международных экономических организаций
Щербанин Ю.А., Мировая экономика
Оставить комментарий