Основные категории этики в юриспруденции

Категории этики — это основные понятия этической науки, отражающие наиболее существенные элементы морали. Это не только теоретические конструкции, образующие понятийный аппарат теории этики, а объективно существующие явления в сознании социума, включая и каждого его члена (каждого из нас).

Общепризнанными, наиболее важными в теоретическом и практическом отношении категориями этики являются: добро и зло, благо, справедливость, долг, совесть, ответственность, достоинство и честь. Адекватное понимание этих категорий особенно важно для юриста.

Достаточно вспомнить требования Уголовно-процессуалъного кодекса РФ (УПК РФ) о том, чтобы выносимый судьями приговор не только отвечал требованиям законности и обоснованности, но и был справедливым (ст. 297). Вспомним и общие правила оценки доказательств' доказательства должны оцениваться по внутреннему убеждению, основанному на совокупности исследованных по делу доказательств, руководствуясь при этом законом и совестью (ст. 17). Общее предназначение уголовного процесса, как это видно из ст. 6, — защищать человека и общество от преступных посягательств, a _>то И есть не что иное, как делать добро, благо.

Рассмотрим коротко содержание и социальную ценность названных категорий этики с позиции профессиональной деятельности юриста.

Добро и зло. Это наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное. Какого-то догматического определения добра не существует. Добро понимается в своей исторической связи и взаимообусловленности с социальными явлениями.

В этике категория «добро» рассматривается в различных, но тесно связанных между собой аспектах: (I) добро как объектив-нос качество поступка, деятельности: (2) добро как идеал, как идеальное явление, объединяющее всю совокупность положительных принципов и норм морали; (3) добро как нравственная цель поведения, как мотив поступка; (4) добро как моральное качество поступка, как то, что именуется добродетелью, нравственным качеством человека.

Формы проявления «добра» разнообразны. В отношении к труду — это, прежде всего, добросовестность, сознательное, творческое отношение к трудовой деятельности. В отношении к человеку — это гуманизм, доброжелательность, справедливость, чуткость, тактичность. Доброту человека определяют, прежде всего, его поступки, конкретные дела. Добрый человек всегда приветлив, от него исходит свет и тепло, что и проявляется во всем облике человека. Таким должен быть юрист, таково его предназначение.

Зло как категория этики по своему содержанию противоположно добру. В категории «зло» обобщены и выражены представления о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслуживающем осуждения. Зло есть все, что противостоит общественному и личному благу, все, что направлено против добра. Любой поступок, направленный против нравственности, попирающий принципы гуманизма, справедливости и законности, является моральным злодеянием. Если при этом нарушаются правовые предписания, то такое злодеяние есть правонарушение или даже преступление. При оценке содержания злодеяния (злого поступка) берутся во внимание цель и мотивы его совершения, средства и способы достижения определенного результата.

Зло как явление многообразно. Как невозможно попытаться перечислить все возможные стороны, формы проявления человеческой жизни, его интересов, так и невозможно перечислить все возможные формы проявления зла. Это и черствость, и бюрократизм (в негативном смысле), пьянство и паразитизм, пренебрежение нормами морали, совершение любого правонарушения, тем более преступления. В основе их лежат, как правило, такие отрицательные моральные качества, как эгоизм, жадность, цинизм, грубость, чванливость, равнодушие и другие негативные явления.

Борьба со злом, в том числе и с преступностью, с правонарушителями, объективно есть утверждение добра во всех сферах жизни нашего общества.

«Сбалансированные» на уровне понятий добро и зло предоставляют неравные основания для оценки соответствующих действий. Одно дело — вершить добро или зло и другое — позволять злу твориться (другими людьми, стечением обстоятельств и т.д.). И хотя при выборе между большим и меньшим благом следует выбирать большее, а между большим и меньшим злом — меньшее, с моральной точки зрения вред зла значительнее, нежели благо добра. Недопущение несправедливости с моральной точки зрения существеннее, чем творение милосердия: зло несправедливости — более разрушительно для людей, чем добро милосердия — созидательно.

Благо. Наряду с понятием «добро» п этике употребляется и термин «благо». Под благом принято понимать все то, что способствует человеческой жизни, служит удовлетворению разносторонних потребностей людей, приносит им наслаждение, пользу или является средством достижения определенной цели. Исходя из этого к благам относят все предметы, полезные для жизни человека (пища, жилище, одежда), и духовные ценности (образование, предметы культуры, такие эстетические ценности, как, например, красота, изящество, гармония).

Наличие необходимости благ является непременным условием существования человека, общества в целом, условием их развития и совершенствования.

Справедливость и несправедливость. Как этическая категория справедливость означает такое состояние явлений, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства между всеми людьми и необходимости соответствия между деянием и воздаянием за добро и зло, правами и обязанностями, заслугами и их признанием.

В профессиональной деятельности юриста справедливость занимает главенствующее положение. Вспомните: само понятие «юстиция» по латыни означает справедливость (justitia). Следовательно, юрист есть представитель справедливости. Именно справедливость считается синонимом правосудия. Правосудие с древних времен изображали в виде женщины с повязкой на глазах, с весами и мечом. Это означает, что судящий должен быть беспристрастным, что прежде чем решить, он обязан точно взвесить все «за» и «против», решив, непреклонно проводить справедливое решение в жизнь.

Несправедливость — противоположная справедливости категория. Несправедливость имеет место там, где человек принижен, его права и достоинство не обеспечены, между людьми нет равенства, а блага, воздаяние за добро и зло распределяются непропорционалы ю. Долг и совесть Категория этики, означающая отношение личности к обществу, другим людям, выражающаяся в нравственной обязанности к ним в конкретных жизненных ситуациях (условиях), — это долг. В долге выделяют две стороны — объективную и субъективную. Объективная выражает непреложные общественные требования к человеку: необходимость трудиться, защищать родину, соблюдать правила общежития, не допускать нарушения правовых предписаний и т.д.

Субъективная сторона долга связана с осознанием каждым человеком требований общества в целом, отдельного коллектива и его внутренней готовностью сознательно выполнять их в повседневной своей жизни. Долг в таком понимании выступает как нравственная задача, сформулированная человеком для самого себя на основании нравственных требований, обращенных ко всем. Это личная задача конкретного лица в конкретной ситуации. Долг может быть социальным (воинский долг, долг судьи, долг следователя и т.д.) и личным (родительский, сыновний, супружеский, товарищеский и т.д.).

Когда говорят, что тот или иной сотрудник правоохранительных органов обладает высоким чувством долга, то это означает, что им глубоко осознано социально полезное значение своей деятельности и он готов вопреки всем трудностям выполнить свое предназначение. Именно в служебном (профессиональном) долге органично связаны между собой юридическое (правовое) и нравственное. Служебный долг есть совокупность обязанностей, налагаемых на работника по должности и осознаваемых им как нравственная необходимость.

С категорией «долг» неотъемлемо связана категория «совесть» Совесть характеризует способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиций соответствия своего поведения требованиям морали, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения.

В совести выделяют рациональный, эмоциональный и волевой компоненты. Рациональный компонент совести есть разумное (рассудочное) осознание нравственного значения совершаемых действий, оценка человеком своего поведения. Совестливый человек размышляет о своем поведении, поступках, которые роняют его в глазах других людей даже тогда, когда он уверен, что никто об этих его действиях не знает. «Голос совести» препятствует совестливому человеку совершать неблаговидные поступки; в случае же совершения таковых он обычно испытывает «муки совести», то есть мучается от осознания того, что совершил неправильный поступок, сожалеет о его последствиях. Совесть в таких случаях как бы «обвиняет», «свидетельствует», «приговаривает». Здесь совесть выступает в роли своеобразного внутреннего судьи человеческих поступков, мыслей и чувств, то есть проявляется она не только на рассудочном, но и чувственно-эмоциональном уровне, в виде нравственного удовлетворения или неудовлетворения человека самим собой. Чувство такого удовлетворения называют «спокойной совестью» («чистой совестью»). Чувство неудовлетворения (недовольства) собой принимает форму раскаяния, угрызения совести, вызывает чувство стыда.

А что же означает то, что именуется «чувством стыда»? Очень ярко «чувство стыда» определено основоположником Великой судебной реформы 1864 г. ДА. Ровинским (1824—1895):
Стыд — драгоценнейшая способность человека ставить свои поступки в соответствие с требованиями той высшей совести, которая завещана историей цивилизации.

Стыд развивается на основе уважения мнения друшх людей. Нередко люди, будучи свидетелями неприличного поступка другого человека, испытывают ощушепие стыда (стыдно за лежащего в луже пьяного, омерзительно, стыдно смотреть па хама и т.д.).

Эмоциональный характер совести проявляется не только в стыде, в «муках совести», но и в положительных эмоциях, в том, что именуется «спокойной совестью». Эмоциональные переживания являются весьма значимой побудительной силой, не позволяющей человеку совершать поступки, противоречащие морали. Следовательно, совесть — это не только реакция человека на свои неблаговидные поступки, но и предъявление к себе высокой требовательности, взыскательности, что делает совесть побудителем нравственного поведения человека.

Совесть выступает не только как чувство, по и как волевой момент. Совесть удерживает от совершения того или иного неблаговидного поступка, заставляет поступать определенным образом. Всякое чувство приобретает социальную ценность лишь постольку, поскольку оно претворяется в соответствующее ему действие. И воля представляет собой такую форму ориентации человеческого поведения, когда ни рассудочной (интеллектуальной), ни чувственно-эмоциональной оценки уже недостаточно. Воля и является способностью человека преодолевать препятствия и добиваться поставленной цели. Проявляется воля в таких чертах характера человека, как его целеустремленность, решительность, настойчивость, упорство, мужество. То, насколько важны названные черты для юриста, доказывать не нужно.

Расследующий уголовное дело следователь, судья, рассматривающий уголовное дело и разрешающий обвинение в судебном заседании, действуют в сфере, затрагивающей жизненно важные блага людей, сталкиваются со многими коллизиями, оказываются перед необходимостью принимать ответственные решения, причем нередко в сложных конфликтных ситуациях. Развитое чувство совести, способность правильно, самокритично и принципиально оценивать свои побуждения и действия являются залогом выполнения юристом своего высокого предназначения.

Честь и достоинство. Совесть неразрывно связана с честью и достоинством. Их содержание раскрывает отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны других людей, со стороны общества. Честь — дороже жизни. Когда-то из-за чести шли на дуэль. В таких поединках погибли и Пушкин и Лермонтов. Представление о честном и бесчестном — еще один стержень морали.

Моральная ценность личности, выражаемая категорией «честь», связана с его общественным статусом, конкретным положением в обществе, спецификой деятельности, выполняемой социальной ролью. Поэтому понятие «честь» подразумевает требования к поведению («береги честь смолоду», «берет честь мундира» и т.д.). Включенность личности в различные социальные группы приводит к выделению таких понятий, как «честь судьи», «честь офицера», «честь ученого» и т.д.. то есть профессиональной чести.

Источник: 
Аминов И.И., Юридическая этика
Темы: