Основные институты общества

Соответственно четырем сферам общества выделяют четыре института общества. Иногда их насчитывают пять, а не четыре. Но в этом случае один институт — духовный — разбивается на два самостоятельных — на институт религии и институт образования (сюда же включается и наука). Данный подход, так же как и первый, имеет право на существование. Однако при этом за бортом оказывается культура. Куда включать культуру и является ли она институтом? Оставив в стороне научные споры, согласимся с первым подходом, согласно которому существует четыре фундаментальных института общества, и четвертый — духовный — включает культуру, науку, религию и образование.

Термин «институт» имеет множество смыслов. В европейские языки он пришел из латинского: institutum — установление, устройство. Со временем он приобрел два значения — узкое техническое (название специализированных научных и учебных заведений) и широкое социальное: совокупность норм права по определенному кругу общественных отношений, например институт брака, институт наследования.

Социологи, позаимствовавшие это понятие у правоведов, наделили его новым содержанием.

Понимая социальные институты, совокупность норм и механизмов, регулирующих определенную сферу общественных отношений (семья, производство, государство, образование, религия), они углубили наше представление о них как о столпах или базовых элементах, на которых покоится общество.

Их предназначение — удовлетворять важнейшие (фундаментальные) жизненные потребности общества. Их всего четыре, но ровно четыре и основных социальных института:

  • потребности в воспроизводстве людей (институт семьи и брака);
  • потребности в добывании средств существования (экономические институты, производство);
  • потребности в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство);
  • потребности в решении духовных проблем, разработке и передаче новых знаний, социализация подрастающего поколения (духовные институты в широком смысле, т. е. включая науку и культуру).

Сделаем вывод: социальный институт — это приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм.

Благодаря институтам происходит социализация людей (усвоение культурных норм и освоение социальных ролей), рождаются новые поколения людей (институт семьи), добываются средства существования, наводится порядок в обществе и отправляются духовные ритуалы.

Институты, как и географические материки, возникли в глубокой древности. Производство насчитывают 2 млн лет, если за отправную точку брать первое орудие труда, созданное человеком. Семье антропологи отводят второе место и полагают, что нижняя граница проходит по отметке 500 000 лет. С тех пор она постоянно эволюционировала, принимая множество форм и разновидностей: полигамия, полиандрия, моногамия, сожительство, нуклеарная, расширенная, неполная и т. д. Государству примерно столько же, сколько и образованию, а именно 5—6 тыс. лет. Если с первым все достаточно ясно и ошибиться можно на одну-две тысячи лет, то с образованием дело обстоит сложнее.

В данный момент институт представлен совокупностью людей и социальных организаций. Совокупность школ, техникумов, вузов, различных курсов и т. п. плюс министерство образования и весь его аппарат, научно-исследовательские институты, редакции журналов и газет, типографии и многое другое, что связано с педагогикой, составляют социальный институт образования.
функции и структурные элементы институтов общества
Ученые дают второе определение социальному институту — как совокупности общественных обычаев, воплощения определенных привычек поведения, образа мысли и образа жизни, передаваемых из поколения в поколение, меняющихся в зависимости от обстоятельств и служащих орудием приспособления к ним. Собственно говоря, так понимают термины «институция» (установление, обычай, порядок, принятый в обществе) и «институт» (закрепление обычаев и порядков в виде закона или учреждения) юристы.

Отсюда и слово «институционализация», обозначающее закрепление практики или области общественных отношений в виде закона или социальной нормы, принятого порядка.

Так, институционализация какой-либо науки (скажем, социологии) предполагает издание государственных стандартов и постановлений, создание исследовательских институтов, бюро, служб и лабораторий, открытие при университетах, колледжах и школах соответствующих факультетов, отделений, кафедр и курсов, подготовки профессиональных специалистов, издание журналов, монографий и учебников и т. д.

По существу институционализация означает превращение размытого множества правил и норм, обычаев и практик, идей и замыслов, людей и зданий в упорядоченную систему, которую с полным основанием можно именовать социальной организацией.

Мы убеждаемся, что понятие «социальный институт» не абстракция. Оно обозначает реальную совокупность людей, которые трудятся в данной сфере, а также систему конкретных законов, управленческих решений и практических мероприятий.

Это вполне зримые объекты — здания, мосты, заводы, персонал, жилые квартиры, оборудование, в которых материализуется функционирование данного института. К примеру, государственная поддержка института семьи выражается в денежных пособиях, строительстве детсадов, школ, больниц и т. п.

Социальный институт, кроме всего прочего, — еще и гигантская социальная система, охватывающая совокупность статусов и ролей, социальных норм и санкций, социальных организаций (предприятий, университетов, фирм, агентств, колхозов и т. п.), которые опираются на персонал, аппарат управления и особые процедуры, или практики.

Социальные институты — исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества.

Источник: 
Кравченко А. И., Обществознание : учебник. - Москва : Проспект, 2015. - 280 с.
Темы: 
Чтобы оставить комментарий или обсудить материал на форуме, необходимо зарегистрироваться или войти.