Основные характеристики и типология политических процессов

Будучи результатом противоборства интересов различных социальных групп, организаций, институтов власти, политический процесс всегда отличается двойственностью, то есть несет в себе как разрушительное, так и созидательное начало. В социологии это качество называется амбивалентностью. Амбивалентность предопределяет другую черту всякого политического процесса - его асинхронность, то есть наличие диалектически противоречивых тенденций развития: преемственности и новизны; необратимости и незавершенности; поступательности и неповторимости; направленности и непредсказуемости (спонтанности); стабильности и изменчивости. Большинство политических процессов отличается высоким динамизмом. Особенно это справедливо для переломных эпох, переходных периодов в развитии той или иной страны. Высокий динамизм сопровождается сильной включенностью в политический процесс человека, как вынужденной, так и добровольной. Наконец, политические процессы отличаются повышенной конфликтностью, поскольку связаны с интересами общественных групп, их борьбой за политические ресурсы - политическую власть, статус, материальные средства и т. д.

Исходя из основных характеристик, можно предложить некоторую типологию политических процессов. Проще всего подразделить их на внутри- и внешнеполитические. Первые представляют собой результат взаимодействия конкретного государства с другими государствами в рамках системы международных отношений. Вторые представляют собой серии изменений, происходящих внутри конкретной страны.

Необходимо различать уровни политических процессов, то есть пространственно-временные рамки, в которых они развертываются.

  • Локально-региональные политические процессы протекают на уровне региона, то есть определенной структурной единицы в рамках национального государства или региона как регионального сообщества (например, Западной Европы, Юго-Восточной Азии и т. п.).
  • Глобальные процессы предполагают предельно высокий уровень, охватывающий мировое сообщество в целом. Вместе с тем процессы, протекающие на разных уровнях политики - региональной или мировой - не являются изолированными и оказывают друга друга существенное влияние.

По значимости для общества тех или иных форм политического регулирования социальных отношений политические процессы можно подразделить на базовые и периферийные. Первые оказывают принципиальное влияние на формы и способы отправления власти (например, законодательный процесс и т. п.), вторые оказываются значимыми лишь в пределах отдельных политических ассоциаций (партий, групп давления, органов местного самоуправления и т. д.).

Ряд авторов, и в их числе М. Хёттих, называют две большие группы политических процессов: стабилизационные и инновационные. В качестве критерия здесь выступает устойчивость форм взаимосвязи социальных и политических структур, определенность функций и взаимоотношений субъектов власти. В стабилизационных (у некоторых авторов-“стабильных”) политических процессах политическое поведение граждан отличается устойчивыми институализированными формами, а также функционально отработанными механизмами принятия политических решений. Предпосылками этого выступают сформировавшаяся социальная структура, признание и поддержка обществом действующего политического режима (то есть его легитимность), высокая эффективность господствующих в обществе культурных и правовых норм, автономность гражданского общества, его независимость от власти. Инновационные политические процессы, напротив, отличаются нестабильностью, поскольку возникают либо в условиях кризиса власти и необходимости изменения политического курса, либо при гораздо более серьезных сбоях в функционировании политической и всей общественной системы в целом.

Другой критерий типологии политических процессов — характер участия масс в политике. Это могут быть либо автономные, то есть осуществляющиеся добровольно и на основе собственного выбора, либо мобилизованные (то есть вынужденные подкупом или страхом) действия. Иногда их еще называют неангажирующими и ангажирующими политическими процессами. Кроме этого, само участие может осуществляться как в легальных, то есть регламентированных законом, формах, так и в форме незаконного политического поведения (протестные акции — демонстрации, пикеты, митинги и т. п.). Такие политические процессы носят название конвенциональных или неконвенциональных.

Если исходить из того, кто выступает основным субъектом политического процесса, то можно выделить прямую (где субъект — народ) и представительную демократию (субъект - народные представители). С другой стороны, и прямой и представительной демократии как определенному классу демократических процессов можно противопоставить недемократические политические процессы, в которых государственные решения принимают захватившие власть теократические или военные группировки.

По средствам осуществления политики политические процессы могут подразделяться на насильственные, когда их участники ради достижения собственных целей прибегают к использованию незаконных средств и даже оружия (например, терроризм), и ненасильственные, в которых применяются разрешенные, легальные средства политической борьбы. Наконец, по степени публичности осуществления политической элитой и электоратом своих функций политический процесс может быть открытым, то есть гласным, с предоставлением и общественности и гражданам необходимой информации, или теневым, когда “подковерная” борьба в высших эшелонах власти выносит на поверхность политической жизни то или иное решение, не сопровождающееся достаточной аргументацией.

Не менее важен цивилизационный принцип типологии политических процессов. Если западный политический процесс хорошо описывается по рыночной модели и понимается как соревнование различных политических сил (партий) перед лицом независимых избирателей, определяющих, кому из них доверить власть, то процесс незападного типа имеет другие характеристики. Они связаны с принципиально иным культурным кодом, определяющим практические ориентации и поведение населения. Обобщая характерные черты такого политического процесса, американский специалист в области сравнительной политологии Л. Пай разработал его идеально-типическую модель. В статье “Незападный политический процесс” он указал семнадцать пунктов, по которым политические процессы в незападных обществах отличаются от политических процессов на Западе:

  1.   В незападных обществах сфера политики не отделена четко от сферы общественных и личных отношений.
  2.  Политические партии склонны претендовать на выражение мировоззрения и представительство образа жизни.
  3.  Политический процесс отличается доминированием в нем клик.
  4. Характер политических ориентаций таков, что допускает наличие у руководства политических группировок значительной свободы в определении стратегии и тактики.
  5. Оппозиционные партии и стремящиеся к власти элиты часто выступают в качестве революционных движений.
  6. Политический процесс характеризуется отсутствием интеграции среди участников, что является следствием отсутствия в обществе единой коммуникационной системы.
  7.  Масштабы рекрутирования новых элементов для исполнения политических ролей весьма значительны.
  8.  Для политического процесса типично резкое различие в политических ориентациях поколений.
  9.   Консенсус относительно узаконенных целей и средств политического действия незначителен, непрочен.
  10. Интенсивность и широта политических дискуссий мало связаны с принятием политических решений.
  11.  Политическому процессу свойственна высокая степень совмещения и взаимозаменяемости ролей.
  12.  В политическом процессе невелика значимость явных, организованных групп интересов, играющих функционально специализированные роли.
  13. Национальное руководство вынуждено апеллировать к недифференцированной общественности.
  14. Неконструктивный характер незападного политического процесса вынуждает лидеров придерживаться более определенных взглядов во внешней, а не во внутренней политике.
  15.   Эмоциональные и символические аспекты политики оттесняют на второй план рациональные поиски решений конкретных вопросов и общих проблем.
  16. Велика роль харизматических лидеров.
  17. Политический процесс в основном обходится без участия политических “брокеров”.

Следует заметить, что представленная модель незападного политического процесса есть именно идеальный тип, в рамках которого возможны различные модификации. Точно так же западный политический процесс, основные харакгеристики которого противоположны только что изложенным, знает различные вариации, имеет свою собственную специфику в англосаксонских странах, с одной стороны, и в континентальной Европе — с другой. Причина — в культурной однородности одних, и в культурном плюрализме других стран, состоящих из разных этнических, религиозных и культурных общностей.

Культурная неоднородность западных обществ создает основу для еще одной типологии политического процесса, соответствующих двум типам политической культуры: неэтатистской (демократической) и этатистской (технократической, элитарной).

“Двум политико-культурным ориентациям соответствуют две интерпретации политического процесса: как горизонтально организованного и вертикально организованного политических процессов”, — считает российский исследователь Р. Т. Мухаев.

Здесь необходимо вернуться к трактовке политического процесса как стиля политики, о чем уже говорилось выше.

Горизонтально организованный политический процесс представляет собой взаимодействие рационально действующих субъектов, обладающих способностью к целеполаганию и ценностным отношением к миру. Он строится на признании формального равенства и относительной автономности его главных участников, которые сотрудничают или соперничают друг с другом, следуя общим “правилам игры”, то есть нравственным требованиям и юридическим нормам. Логика их действий задается неэтатистской системой ценностей, в которой доминируют ценности свободы, права, консенсуса и т. д. Горизонтально организованный политический процесс в либеральной версии принимает форму культурного “торга” между его участниками, в котором каждый жертвует чем-то ради достижения поставленной цели. Согласно же консервативной традиции такой процесс представляет собой “согласование” позиций функционально специализированных элементов социальной системы, когда ни одно стратегическое решение не принимается лидерами, правительством без консультаций с профсоюзами, представителями бизнеса, фермеров и т. д. Политический режим подобного взаимодействия американский политолог Р. Даль назвал “полиархией”. Идеальным типом горизонтального политического процесса является “круглый стол”, многосторонние консультации главных участников, в ходе которых принимаются важнейшие политические решения. Институциональной формой такого политического процесса является трипартизм, то есть постоянное юридически оформленное взаимодействие правительства, предпринимателей и профсоюзов.

Вертикально организованный политический процесс - это стихийное проявление интересов, потребностей, образа мыслей иррациональных масс, которому противостоят власть, организованная система ценностей и политическая наука. В таком случае смысл взаимоотношений государства и подданных сводится к определению правил поведения управляющих и управляемых. Здесь подданные признают авторитет власти, а правители гарантируют им определенную степень свободы и самостоятельности. Правительство формирует осмысленное и рациональное политическое взаимодействие, стремится навязать гражданам ценности определенной политической культуры, а именно ответственность, законопослушание и т. п. Властные структуры, в свою очередь, должны обладать способностью интегрировать требования групп и социальных общностей в определенную программу действий. Наиболее адекватной формой вертикально организованного политического процесса является “экспертный совет” политиков, ученых, промышленников и т. д.

Рассмотренные типы политического процесса представляют собой идеальные конструкции, позволяющие понять характер взаимодействия участников политической жизни. Однако на практике политическое взаимодействие сводится к процессу принятия решений, в котором выделяются две составляющие: ценностная (система кулыуры, доминирующие нормы и ценности политической жизни), технологическая (“стиль политики”).

Ключевые слова: Политический процесс
Источник: Политические процессы : учебное пособие / А. В. Глухова ; Воронежский государственный университет. — Воронеж : Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2009
Материалы по теме
Способы урегулирования международных конфликтов
Политические процессы : учебное пособие / А. В. Глухова ; Воронежский государственный...
Электоральный процесс как политическая процедура
Политические процессы : учебное пособие / А. В. Глухова ; Воронежский государственный...
Понятие и основные тенденции мирового политического процесса
Политические процессы : учебное пособие / А. В. Глухова ; Воронежский государственный...
Политический процесс: понятие, сущность и содержание
Зеленков М.Ю. Политология (базовый курс). - М.: Юридический институт МИИТа, 2009. - 302 с....
Референдум как политическая процедура
Политические процессы : учебное пособие / А. В. Глухова ; Воронежский государственный...
Демократизация как вид политического процесса
Исаев Б., Баранов Н., Современная российская политика: Учебное пособие. Для бакалавров. —...
Типология политических процессов
Зеленков М.Ю. Политология (базовый курс). - М.: Юридический институт МИИТа, 2009. - 302 с....
Понятие и признаки политического конфликта
Политические процессы : учебное пособие / А. В. Глухова ; Воронежский государственный...
Оставить комментарий