Основные элементы экономической деятельности

+1
+17
-1

Чтобы получить жизненные блага, людям приходится осуществлять самые разные типы хозяйственной деятельности.

Вся эта деятельность является частью экономического оборота, включающего:
• создание (вовлечение в сферу хозяйствования) производственных ресурсов;
• производство с использованием производственных ресурсов;
• обмен (торговлю) созданными в результате производства благами или услугами;
• личное потребление произведенных потребительских благ людьми и воспроизводство капитала за счет вновь произведенного оборудования, минеральных удобрений для земельных угодий.

К основным типам такой деятельности можно отнести производство товаров и услуг, а также обмен произведенными товарами.

Когда о производстве говорят инженеры, они понимают под этим деятельность людей по использованию технологий для преобразования природных материалов с помощью энергии в полезные блага. Когда о нем говорят экономисты, они вкладывают в это понятие несколько иной смысл.

С точки зрения экономической науки производство — это выгодный для всех его участников процесс соединения, т.е. комбинирования имеющихся у людей производственных ресурсов (факторов производства) с целью создания большего, чем прежде, объема желанных благ (товаров или услуг).

Производство — процесс комбинирования производственных ресурсов для создания товаров или услуг.
Для производства жизненных благ люди используют ресурсы природы, свой труд и специальные приспособления (инструменты, оборудование, производственные объекты и др.). Все это вместе носит общее название «факторы производства» или «производственные ресурсы».

Обычно принято выделять четыре основных вида факторов производства:
1) труд;
2) землю;
3) капитал;
4) предпринимательский талант.

Говоря о труде как факторе производства, мы имеем в виду деятельность по производству товаров и услуг. Она осуществляется людьми и предполагает использование их физических и умственных возможностей, а также навыков, приобретенных в результате обучения и опыта работы. Иными словами, для организации производственной деятельности покупаются не способности людей как таковые — зарплатой оплачивается лишь право на использование этих способностей в процессе трудовой деятельности на протяжении некоторого времени для создания определенного вида благ (товаров или услуг).

Труд — использование умственных и физических способностей людей для осуществления работы, связанной с производством экономических благ.

Соответственно объем трудовых ресурсов общества зависит от численности трудоспособного населения страны и количества времени, которое это население может отработать за год.

Говоря о земле как факторе производства, экономисты на самом деле имеют в виду все виды природных ресурсов, имеющихся на планете и пригодных для использования при производстве экономических благ. Объем природных ресурсов нельзя свести к единой шкале измерения, а размеры их отдельных элементов обычно выражаются площадями земель того или иного назначения, объемами водных ресурсов или полезных ископаемых в недрах.
Земля — все виды природных ресурсов, имеющихся на планете и пригодных для использования при производстве экономических благ.

Говоря о капитале, мы имеем в виду весь тот производственно-технический аппарат, который люди создали из вещества природы для увеличения своих сил и расширения возможностей изготовления необходимых им благ. Проще говоря, капитал состоит из зданий и сооружений производственного назначения, станков и оборудования, железных дорог и портов, складов и трубопроводов — всего, без чего невозможно реализовать современные технологии производства товаров или услуг. Объем капитала обычно измеряют его суммарной денежной стоимостью (иначе не получается — нельзя же, в самом деле, складывать штуки станков, тепловозов и гидроагрегатов).

Капитал — весь производственно-технический аппарат, который люди создали из вещества природы для увеличения своих сил и расширения возможностей изготовления необходимых им благ.

Для удобства анализа экономических процессов нередко из труда выделяют еще одну, особую, разновидность факторов производства — предпринимательский талант (предпринимательство). Так мы будем обозначать услуги особого рода, которые способны оказывать обществу люди, наделенные таким талантом. Эти услуги состоят в умении создавать новые, успешно работающие коммерческие организации, называемые фирмами, для производства и распределения благ, реально необходимых людям или другим фирмам. Таким талантом, например, явно одарен известный российский предприниматель Андрей Коркунов, создавший ныне широко известный бренд шоколадных конфет «А. Коркунов».
— Андрей Николаевич, как Вам пришло в голову начать собственное дело?
— Моя офицерская карьера закончилась в 1991 г. Но на самом деле я не был настоящим военным, я не заканчивал военных училищ. Я просто был военным инженером на одном из оборонных предприятий. Обычная история: когда у военно-промышленного комплекса закончились заказы, работы в конструкторском бюро не стало. Я написал рапорт и ушел из армии. Организовал кооператив и стал заниматься пошивом джинсов. Потом, когда это стало невыгодно, перешел на куплю-продажу продуктов питания. Среди продуктов питания, которыми я торговал, всегда присутствовал шоколад.
— Тысячи людей в России торгуют шоколадом, а шоколадным королем стали только Вы.
— А мне не очень нравилось только торговать, мне хотелось иметь собственное производство. Я прикинул, что бы мне производить: оргтехнику, телевизоры, черные металлы? Металлургический комбинат я при приватизации не купил, а построить его уже не смогу. Завод «Панасоник» я тоже не в состоянии был построить. Выходило, что из всего спектра товаров, которые я умел продавать, производить я могу только шоколад.

Шоколад мне поставлял итальянский партнер. Я предложил ему наладить совместное производство, он согласился. Мы заключили джентльменский договор: мы строим здание, он поставляет технологию. Но в 1998 г. итальянец испугался дефолта и вышел из проекта, я был вынужден в одиночку искать и технологию, и технологов. И в результате в 1999-м мы без итальянского партнера собственными силами закончили строительство Одинцовской фабрики. Поставили новое здание, ввезли новое оборудование...
— В России возможно вести честный бизнес?
— Есть основа бизнеса — ты должен быть честен перед своим партнером. Ты должен быть жестким — отстаивать в первую очередь свои интересы. И иметь достаточную кредитную историю — историю доверия к своей компании. Некоторые считают: подумаешь, там обманул, тут подвел — скоро забудется. Ничего подобного! Мир бизнеса, особенно кондитерский, — очень тесный. Меня знают сегодня и в России, и во всей Европе. И я знаю: у нашей компании хорошие имидж и репутация. Это создавалось еще в те годы, когда мы шили джинсы.

Мы вернули кредиты всем банкам. Мы никого никогда не обманули. Когда я выступаю, то совершенно спокойно смотрю людям в глаза — на свете нет человека, который бы сказал: «Коркунов, ты меня когда-то обманул, ты мне должен».

Вначале 2007г. А. Коркунов продал принадлежащую ему Одинцовскую кондитерскую фабрику американской компании Wrigley, которая и приобрела 80% фабрики за 300млн дол. (остальное было выкуплено в течение 2008—2009 гг.). А Андрей Коркунов тут же взялся за новый предпринимательский проект — занялся производством сухариков. По данным исследовательской компании ACNielsen, его сухарики «Воронцовские» за четыре месяца 2007г. заняли более 4% этого сегмента российского рынка.

Предпринимательский ресурс — трудовые услуги особого рода, которые способны оказывать обществу люди, наделенные предпринимательским талантом.

Измерить объем предпринимательского ресурса, т.е. число людей, наделенных особой комбинацией способностей, практически невозможно. Однако косвенное представление о нем можно получить на основе данных о численности владельцев фирм, не только создавших их на свои деньги, но и осуществляющих личное руководство ими.

Что же это за способности?
1. Повышенное чутье к нуждам рынка — умение правильно оценивать, какие новые товары можно Б настоящее время с успехом предложить вниманию покупателей или какие технологии производства уже имеющихся на рынке товаров стоит внедрить, чтобы добиться наибольшей выгоды.
2. Готовность принять на себя риск потери своих сбережений, вложенных в новый коммерческий проект, и неокупаемости усилий и времени, потраченных на его реализацию.
3. Талант использовать другие факторы производства для создания нужных обществу благ.

Отметим сразу, что наемный руководитель, или менеджер, не может быть назван предпринимателем — он ведет дело не на свои деньги и в случае неудачи несет куда меньшие потери, чем владелец фирмы. Менеджер может потерять только свою должность и заработную плату. Владелец фирмы рискует всеми деньгами, которые он вложил некогда в ее создание.

В XX в. неизмеримо большее, чем прежде, значение для экономической деятельности приобрел еще один, весьма специфический, вид факторов производства — информация. В данном случае под информацией мы понимаем все те знания и сведения, которые необходимы людям для осознанной деятельности в мире экономики. Объем этого ресурса точному измерению не поддается, хотя его ценность огромна. При этом данный фактор производства достаточно специфичен: с одной стороны, от потребления он не убывает (хотя может терять ценность), с другой — его производство точно так же требует издержек других ресурсов.

Может показаться странным, что в состав производственных ресурсов (факторов производства) экономическая наука не включает деньги. Ведь вроде бы понятно, что без денег осуществлять хозяйственную деятельность практически невозможно.

Однако дело в том, что деньги как таковые никоим образом не участвуют в самом процессе создания благ — они лишь помогают его организовать. Труд, земля, капитал и предпринимательский ресурс, напротив, являются теми элементами, без комбинирования которых невозможно создать материальное благо или услугу.

Совершенствуя способы использования экономических (производственных) ресурсов (факторов производства), человечество в конце концов положило в основу своей хозяйственной деятельности два важнейших элемента:
1) специализацию;
2) обмен (торговлю).

Специализация — сосредоточение определенного вида деятельности в руках определенных людей или фирм.

Мы можем говорить о разных типах и уровнях специализации:
1) труда отдельных людей;
2) деятельности фирм;
3) экономики страны в целом (или ее отдельных регионов).

В основе данной пирамиды лежит специализация труда людей, основанная на принципах, отточенных за долгие века развития хозяйства. Важнейшими из этих принципов следует считать следующие:
• сознательное разделение труда между людьми;
• обучение людей новым профессиям и навыкам;
• возможность кооперации, т.е. сотрудничества ради достижения общей конечной цели (например, создания нового самолета или автомобиля).

Разделение труда постоянно меняется, а сама схема специализации становится все более сложной. Например, единая когда-то профессия — рабочий промышленного предприятия — сегодня распалась на массу специализаций, и скорее всего эта детализация будет и далее углубляться по мере усложнения технологий и оборудования.

При этом в нормальных условиях специализация ведет к тому, что осуществление каждого вида деятельности сосредоточивается в руках тех людей или фирм, которые справляются с этим лучше других (скажем, тратят на это меньше времени или ресурсов либо добиваются лучшего качества).

Впервые специализация труда возникла примерно 12 тыс. лет назад, когда произошла Великая аграрная революция. Именно тогда люди впервые обнаружили: возделывание сельскохозяйственных культур позволяет не умирать с голоду и при оседлой жизни, а значит, можно более не кочевать в поисках пищи и построить свой дом. Началось разграничение обязанностей, которые исполняли те или иные члены племени: появились люди, которые занимались либо только охотой, либо только разведением скота, либо только земледелием.

Иными словами, стала складываться специализация труда, ставшая в конце концов основой современной цивилизации.

Ныне же перечни специальностей включают многие тысячи профессий. Подавляющее большинство из них требует обучения (иногда многолетнего) особым навыкам и приемам труда.

Специализация оказалась главным способом повышения производительности всех ресурсов (факторов производства), которые люди применяют для производства нужных им экономических благ. Тому есть несколько главных причин.
1. Все люди от природы отличаются друг от друга и наделены разными способностями, поэтому они неодинаково приспособлены к выполнению тех или иных видов работ. Специализация позволяет каждому человеку находить ту сферу деятельности, тот вид работы, ту профессию, где его способности проявятся наиболее полно, а труд наименее тягостен.

2. Специализация позволяет людям добиваться все более высокого уровня профессионализма в избранной деятельности, а значит, изготавливать блага или оказывать услуги со все более высоким уровнем качества.
3. Рост профессионализма позволяет тратить на изготовление благ (оказание услуг) меньше времени и избегать его потерь при переключении с одного вида работ на другой.

Повышение производительности, т.е. эффективности использования ресурсов дает возможность за одно и то же время произвести больше нужных людям благ и тем самым ускорить рост благосостояния.

Производительность — объем благ, который удается получить от использования единицы определенного вида ресурсов в течение фиксированного периода времени. Например, производительность труда — то количество изделий, которое рабочий может произвести в единицу времени (в день, месяц, год). А производительность земли будет измеряться весом урожая, полученного в год с 1 га пашни.

Именно благодаря специализации труда и росту на ее основе производительности люди впервые начали постоянно получать больше благ, чем им было нужно для личного потребления. Так появилась возможность перехода от случайного и нерегулярного обмена имевшимися у них благами к постоянной торговле всеми видами экономических благ.

Человек может получить весь набор желаемых им благ только двумя мирными способами:
1) изготовить все, что ему нужно, самостоятельно (такой способ организации жизни называют экономисты обычно натуральным хозяйством или самообеспечением);
2) часть благ изготовить самостоятельно, а остальное выменять у других на те блага, которые он создал собственным трудом.

Постепенно люди обнаружили: второй способ предпочтительнее. Так возник обмен — способ распределения изготовленных благ между теми, кто их хотел бы получить.

Цель обмена (торговли) — передача произведенных благ тем, кто желает их получить и имеет на это право в соответствии с определенными критериями (например, по принципу «всем поровну» или «получает тот, кто может заплатить сложившуюся цену»). Благодаря обмену люди получают те разнообразные блага, которые им нужны для поддержания жизни и способности трудиться дальше, воспроизводства людского рода, а также получения удовольствия.

Причина такой выгоды проста: рост производительности на основе специализации позволяет увеличить объем производимых благ. И если дополнительно блага, произведенные одним, использовать для обмена на блага, изготовленные другими, то в результате можно получить в свое распоряжение больший объем разнообразных благ, чем под силу изготовить для себя самостоятельно.

Этот результат развития специализации побудил людей не заниматься обменом от случая к случаю, а сделать его основой своей жизни. Иными словами, люди обнаружили, что самый древний образ жизни — натуральное хозяйство (когда семья производит все блага для себя сама) — не самый рациональный способ обеспечения благосостояния. Куда лучший результат приносит изначальная ориентация на производство товаров и услуг для регулярного обмена с другими производителям и.

Товар — материальный предмет, полезный людям и потому ценимый ими как благо.

Услуга — нематериальное благо, имеющее форму полезной людям или фирмам деятельности.

При такой организации хозяйственной деятельности и человеку, и фирме выгодно заниматься изготовлением только тех нужных людям благ, которые они способны изготавливать лучше других (с абсолютно или относительно меньшими затратами ресурсов или с лучшим качеством). Тогда все остальные нужные блага можно получить с помощью обмена.

Умение обмениваться благами — уникальная особенность людей, отличающая их от других обитателей Земли не в меньшей мере, чем прямохождение или способность мыслить.

Именно регулярный обмен товарами и услугами лежит в основе важнейшей сферы деятельности людей — торговли, т.е. обмена благами в форме купли-продажи товаров и услуг. Торговля соединяет людей и хозяйственные организации, специализирующиеся на производстве определенных товаров или оказании различных услуг, в единое целое — хозяйство страны или планеты. Без торговли развитие специализации оказалось бы невозможным, а значит, людям было бы труднее добиваться увеличения объема доступных им экономических благ.

Торговля — добровольный и взаимовыгодный обмен результатами специализированного производства благ в форме купли-продажи.

Более того, только сочетание специализации и торговли позволило разрешить противоречие между стремлением людей получить в свое пользование огромное разнообразие различных благ и способностью каждого человека производить лишь ограниченный их ассортимент.

Действительно, если вы взглянете на свою комнату, то обнаружите блага, созданные в результате множества видов специализированного труда: строителя, мебельщика, производителя стекла, изготовителя посуды, столяра, электрика, машиностроителя, производителя бумаги, печатника и т.д.

Ни один человек не способен овладеть всем множеством профессий, необходимых для создания того разнообразия благ, которым мы сегодня пользуемся. Кроме того, создание каждого блага требует определенного времени, а продолжительность жизни людей ограниченна. Если бы человек создавал все блага для себя сам, то многие свои потребности он смог бы удовлетворить в лучшем случае лишь на склоне дней.

Напротив, сочетание специализации и регулярного обмена плодами специализированного труда дает возможность людям получать блага, во-первых, в большем объеме, во-вторых, в большем ассортименте и, наконец, быстрее.

Как бы ни менялись формы организации современной торговли, ее суть, экономическая природа и сегодня те же, что и на заре истории: обмен благами к выгоде всех сторон. При этом торговля не просто организует обмен плодами производства, но и сама влияет на его развитие. Вот что писал об этом Адам Смит, анализируя историю возникновения крупной промышленности: «Жители торговых городов вывозили из более богатых стран утонченные товары мануфактурного производства и драгоценные предметы роскоши и таким образом давали пищу тщеславию крупных землевладельцев, которые с жадностью покупали эти товары и оплачивали их огромными количествами сырого продукта своих земель...

Когда же употребление этих изделий стало настолько общераспространенным, что вызвало значительный спрос на них, купцы, чтобы сэкономить на затратах по перевозке, пытались основать производство подобного рода товаров у себя на родине».

Любопытно, что эти слова актуальны и для российской экономики. Это хорошо видно на примере рынка легковых автомобилей, которые вначале поступали в Россию из-за рубежа. Когда же объем российского авторынка стал весьма значительным (превысил 2 млн новых машин в год), иностранные компании в начале XXI в. срочно начали строить в нашей стране сборочные заводы, поскольку стало выгоднее ввозить машинокомплекты для сборки на месте, чем готовые автомобили (в последнем случае половина объема груза — воздух в салоне). Так рост авторынка потянул за собой рост автопроизводства.

Развитие производства и торговли является важнейшим условием роста благосостояния граждан, но само это развитие может быть обеспечено лишь при определенных условиях. О том, что это за условия, мы расскажем дальше.

Источник: 
Липсиц И.В. - Экономика (Бакалавриат) - 2016