Основные черты западноевропейского феодализма

Что такое феодализм. Классическое Средневековье в Европе (X–XIII вв.) являлось временем расцвета феодализма. Слово «феодализм» происходит от слова «феод» — наследственное земельное владение за службу. Человек, получавший феод, был вассалом (слугой) того, кто предоставлял ему землю. Тот, кто наделял феодом, являлся сеньором (старшим). И сеньоров, и вассалов называли феодалами. Феодал также был сеньором для всех жителей его феода.

К Х–XI вв. в Европе почти вся земля оказалась поделенной на феоды. В то время так и говорили: «Нет земли без сеньора». Все феодалы стали фактически независимыми правителями в своих владениях. Однако между феодалами сохранялась связь, которая предохраняла государства от полного распада. Эту связь изображают в виде так называемой «феодальной лестницы». На ее верхней ступени находился король или император — верховный владелец всех земель и верховный сеньор б государстве. Считалось, что король раздавал большие области своим вассалам — князьям, герцогам, графам. Те, в свою очередь, выделяли отдельные части своих княжеств, герцогств и графств собственным вассалам — баронам. У баронов тоже были вассалы — рыцари. Слово «рыцарь» в переводе с немецкого означает всадник, кавалерист. В качестве феода рыцари получали имение — деревню или часть деревни. Рыцари составляли нижнюю ступень «феодальной лестницы».

Существовало правило: «Вассал моего вассала — не мой вассал». Это означало, что вассал служил только своему непосредственному сеньору. Король, например, не мог призвать на службу барона — вассала герцоги, а герцог — простого рыцаря. Именно поэтому власть королей была тогда очень слабой.

Сеньор давал вассалу землю, помогал ему и защищал от врагов. Вассал по призыву господина становился в ряды его войска. Как правило, военная служба была для вассала обязательной в течение 40 дней в году. За остальные дни, проведенные в седле, он получал от сеньора особую плату. В определенных случаях вассал также дарил подарки сеньору, выкупал его из плена и т.д. Феод после смерти владельца наследовал его старший сын.
 
Причины возникновения феодализма.
В период Средневековья войны были частым явлением. После распада империи Карла Великого все страны Европы сотрясали кровавые усобицы. Еще страшнее в IX–X вв. оказались опустошительные набеги норманнов (жителей Скандинавии и Дании), арабов, венгров, которые временами грозили самому существованию европейского общества. Для спасения от полного истребления и разорения нужно было иметь надежное войско. Усовершенствования в военном деле (например, внедрение полков для лошадей и стремян для седел) резко подняли значение профессионального рыцарского войска (всадники с тяжелым оружием и в тяжелых доспехах). Благодаря подковам лошадь могла пере возить тяжеловооруженного, закованного в железо рыцаря, который, опираясь на стремена, копьем и мечом поражал противника.

Рыцарь стал грозной силой, но каждого такого воина и его коня теперь должны были содержать десятки человек. На смену массовым ополчениям приходят небольшие отряды воинов-профессионалов. Феодальные порядки обеспечивали существование достаточно надежной военной силы для защиты всего общества.
 
Три сословия феодального общества.
В Средние века люди делились на сословия молящихся, воюющих и работающих. Эти сословия отличались по своим правам и обязанностям, которые были установлены законами и обычаями.

В сословие воюющих (феодалы) входили потомки знатных людей варварских племен и знатных жителей завоеванной ими Западной Римской империи. Положение воюющих было различным. Самые богатые владели целыми областями, а некоторые простые рыцари были иногда очень бедны. Однако только феодалы имели право владеть землей и управлять другими людьми.

В сословие работающих пошли как потомки обедневших свободных людей из числа варваров и римских граждан, так и потомки рабов и колонов. Подавляющее большинство тех, кто работал, — это крестьяне. Они делились на две категории. Некоторые крестьяне оставались свободными людьми, но жили на землях феодалов. Феод делился на господскую землю и крестьянские наделы. Считалось, что эти наделы крестьянам предоставлял феодал. За это крестьяне работали на господской земле (барщина) и платили феодалу подати (оброк). Феодал сулил население своего феода, взимал штрафы за нарушение законов. Другую категорию крестьян называли крепостными. Они считались «прикрепленными» к своим наделам и не могли их покинуть. Повинности крепостных (барщина, оброк) были более тяжелыми, чем у свободных. Они находились в личной зависимости от феодалов, их продавали и покупали вместе с землей. Имущество крепостных считалось собственностью сеньора. Слуги-крепостные находились фактически положении рабов.

Помимо воюющих и работающих имелось сословие молящихся. Его считали главным и называли первым. Считалось, что феодал или крестьянин не в силах до конца постигнуть всей глубины учения Христа и самостоятельно общаться с Богом. К тому же людей постоянно искушает дьявол. Только христианская церковь и ее служители — духовенство — могли разъяснить всем божественные законы, связать человека с Богом, защитить его от козней дьявола и замолить его грехи перед Богом. Главной обязанностью сословия молящихся было богослужение. Священники также крестили детей, венчали новобрачных, принимали исповедь кающихся и отпускали им грехи, причащали умирающих.

В отличие от воюющих и работающих, духовенство было открытым сословием. Священниками могли стать выходцы из двух других сословий. Для содержания первого сословия с работающих взимали подать в размере десятой части дохода (церковная десятина). В непосредственном владении церкви находились немалые земли.
 
Крестьяне.
Крестьяне в Средние века помимо земледелия и скотоводства охотились, ловили рыбу, собирали мед и воск лесных пчел. Они шили себе одежду и обувь, строили жилища и пекли хлеб, прокладывали дороги и возводили мосты, рыли каналы и осушали болота. Но сельское хозяйство оставалось для них главным делом. Потребности его развития превращали многих сельских жителей в подлинных изобретателей. Успехи земледелия во многом связаны с изобретением крестьянами тяжелого плуга с сошником — приспособлением для отвала земли. Придумали и хомут для лошади. Он позволил использовать этих животных дли вспашки полей.

Крестьянами было освоено трехполье. Были выведены озимые сорта растений, устойчивых к зимнему холоду. На поля стали вносить навоз и другие удобрения. Широкое распространение получило выращивание овощей и фруктов. Виноградники постепенно распространялись не только в южных, но и в сравнительно северных районах, вплоть до Англии.

Каждая крестьянская семья возделывала свой надел. Этот надел представлял из себя длинную полосу земли в большом поле. Рядом располагались наделы других семей, а также полосы господской земли. После сбора урожая на большое поле выгонялся скот. Он не только пасся, но н удобрял пашню. Поэтому работы на наделах должны были проводиться жителями деревни одновременно, и все должны были сажать одинаковые культуры. Односельчане помогали попавшим в беду соседям, совместно защищали поля и стада от грабителей, расчищали новые поля, пользовались лесами и лугами.

Жители деревни решали на сходках важнейшие вопросы, избирали старосту — главу крестьянской общины. Община была необходима крестьянам и в их отношениях с феодалом. Староста следил за полнотой уплаты оброка и одновременно за тем, чтобы с крестьян не брали сверх нормы.
 
Феодалы.
Рядом с деревней находилось укрепленное жилище ее сеньора — замок. Замки строились одновременно со складыванием самого феодализма. В IX–X вв. их возводили для защиты от норманнов, арабов и венгров. В замках укрывались жители всей округи. Вначале замки сооружали из дерева, затем из камня. Эти крепости часто окружали рвом с водой, через который перебрасывался подъемный мост. Самым непреступным местом замка была многоэтажная башня — донжон. Наверху в донжоне жил феодал со своей семьей, а внизу — его слуги. В подвале находилась темница. Каждый этаж донжона при необходимости превращался в маленькую крепость. С верхнего этажа в стене башни нередко прокладывали тайную винтовую лестницу в подвал. Из подвала шел подземный ход в отдаленное место. Поэтому даже при захвате замка феодал мог избежать гибели или плена. Однако взять замок штурмом было почти невозможно. Лишь после долгой осады защитники могли сдаться из-за голода. Но в замке обычно хранились большие запасы продовольствия.
 
Рыцарство.
Вся жизнь сословия воюющих проходила в походах и сражениях. Сыновья феодалов начинали готовиться к рыцарской службе с детства. Без многолетней тренировки невозможно было не только сражаться в тяжелых доспехах рыцаря, но даже передвигаться в них. С 7 лет мальчики становились пажами, а с 14 лет — оруженосцами рыцарей. Рыцари приходили на службу к сеньору с пажами и оруженосцами, с легковооруженными слугами. Этот небольшой отряд во главе с рыцарем назывался «копьем», феодальное войско состояло из таких отрядов. В бою рыцарь дрался с рыцарем, оруженосец — с оруженосцем, остальные воины осыпали противника стрелами. В 18 лет оруженосцы становились рыцарями. Сеньор при этом вручал ему пояс, меч и шпоры.

Постепенно сложились правила рыцарской чести. Одними из главных качеств считались верность по отношению к сеньору и щедрость к вассалам. Еще более важным качеством была доблесть. Доблестный рыцарь должен постоянно стремиться к подвигам, проявлять храбрость и даже безрассудство в бою, презирать смерть. С доблестью связаны благородство и учтивость к противнику. Настоящий рыцарь никогда не нападет тайно, а, напротив, предупредит врага о предстоящем сражении, во время поединка с ним будет иметь такое же оружие и т.д. Священной для рыцарей была воинская дружба, а также месть за оскорбление.

Правила рыцарской чести предписывали защищать церковь и ее служителей, а также всех слабых — вдов, сирот, нищих. Существовало немало других правил. Правда, в реальной жизни они очень часто нарушались. Среди рыцарей было много необузданных, жестоких и жадных людей.

Любимыми развлечениями феодалов были охота и турниры — военные состязания рыцарей в присутствии зрителей. Правда, церковь осуждала турниры. Ведь на них рыцари тратили свое время и силы, необходимые для борьбы с врагами христианства.

Ключевые слова: Феодализм, Средневековье
Источник: История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. — 15-е изд., испр. — М. : Издательский центр «Академия», 2016.
Материалы по теме
Империя Карла Великого и ее распад. Феодальная раздробленность в Европе
История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков...
Ибн Хальдун и его политические идеи
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Философия Фомы Аквинского
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы...
Средневековая культура
Культурология: учебник для вузов / В. М. Соловьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва ;...
Раздробленность на Руси
История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков...
Философская мысль эпохи Средневековья и Возрождения
Понуждаев, Э. А. Философия: учебное пособие (курс лекций, проблемно-тематическийкурс,...
Теоцентризм философии Средневековья. Особенности патристики и схоластики
Философия для «чайников». Учебник для академического бакалавриата: А. Д. Попова, 2018
Арабская средневековая философия
Философия для «чайников». Учебник для академического бакалавриата: А. Д. Попова, 2018
Оставить комментарий