Организация как социотехническая система

В XXI в. общество можно представить как совокупность различных организаций, отличающихся видами деятельности, размерами, правовыми формами, целями.

Понятие организации с течением времени претерпело ряд существенных изменений. На начальном этапе организация представлялась как структура любой системы. Когда менеджмент как наука выделился в самостоятельную область знаний, слово «организация» стало ассоциироваться с сознательно определенной, заданной структурой ролей, функций, прав и обязанностей, принятых на предприятии (в фирме). Чтобы считаться организацией, трудовое формирование должно отвечать следующим обязательным требованиям:

  1. Наличие не менее двух людей, которые считают себя частью этой группы.
  2. Наличие по крайней мере одной общественно полезной цели (т.е. желаемого конечного состояния или результата), которую принимают как общую все члены данной группы.
  3. Наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.

Организация — это объединение людей, совместно работающих для достижения определенных целей.

Предметом науки и практики менеджмента выступает организация как социотехническая система, которая представляет собой обособившуюся в результате общественного разделения труда часть производственного процесса и способна самостоятельно или во взаимодействии с внешней средой и другими системами удовлетворять потребности потенциальных потребителей с помощью производимых этой системой товаров и услуг.

Термин «организация» в переводе с латинского — «стройный вид».

В современном менеджменте любая деловая организация рассматривается как социотехническая система, состоящая из двух неразрывно взаимосвязанных подсистем: социальной и технической. Эти подсистемы взаимозависимы, каждая функционирует только во взаимодействии с другой для поддержания стабильной и эффективной деятельности организации в целом.


Каждая из подсистем состоит из определенных элементов, выполняющих специфические функции внутри и вне организации.

В основе технической подсистемы любой организации лежит процесс производства и реализации продукции. Поэтому техническая подсистема включает такие элементы, как технология, сырье и материалы, здания и сооружения, машины и оборудование, финансы, информация, рабочие места.

Управление технической подсистемой включает:

  • управление производством;
  • управление НИОКР;
  • управление снабжением ресурсами;
  • управление качеством;
  • управление финансами;
  • управление экономикой;
  • управление информацией.

Но в современной организации функционирование технической подсистемы не может быть эффективным без гармоничного взаимодействия с социальной подсистемой.

Социальную подсистему организации определяют как упорядоченную целостную, многоплановую структуру социальных отношений в процессе производства и реализации продукции. Носителями этих социальных отношений являются индивид, группа, коллектив в целом. Управление социальной подсистемой направлено на активизацию человеческого потенциала предприятия.

К основным элементам социальной подсистемы относятся:

  • кадровая политика;
  • организационная культура;
  • стиль руководства;
  • социальное партнерство;
  • межличностные коммуникации внутри и вне организации;
  • мотивационный механизм;
  • трудовые отношения.

Связующим звеном технической и социальной подсистем в организации выступают цели.

Известный американский менеджер Ли Якокка отмечал: «Все хозяйственные операции можно в конечном счете свести к обозначению тремя словами: люди, продукт, прибыль. На первом месте стоят люди. Если у вас нет команды, то из остальных факторов мало что удастся сделать».

Ключевые слова: Организация, Системы
Источник: Основы менеджмента : учебное пособие / В.Л. Полукаров. — 2-е изд., перераб. — М.: КНОРУС, 2008. — 240 с.
Материалы по теме
Система финансовых взаимоотношений
К.К.Жуйриков, С.Р.Раимов., Корпоративные финансы
Международные организации как арена дипломатической деятельности
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии,...
Проектирование организационных структур
Н. И. Кабушкин.. ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
Управление переменами
Питер Ф. Друкер, Задачи менеджмента в XXI веке
Принятие решений в организации
Основы менеджмента : учебное пособие / В.Л. Полукаров. — 2-е изд., перераб. — М.: КНОРУС,...
Планирование развития организаций
Сборник бизнес-планов реальных организаций: практ. пособие / Ред. Ю. Н. Лапыгина, 2009
Классификация организационных культур
Менеджмент. Учебное пособие
Организационное проектирование
Веснин В. Р. Менеджмент: учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,...
Оставить комментарий