В XXI в. общество можно представить как совокупность различных организаций, отличающихся видами деятельности, размерами, правовыми формами, целями.
Понятие организации с течением времени претерпело ряд существенных изменений. На начальном этапе организация представлялась как структура любой системы. Когда менеджмент как наука выделился в самостоятельную область знаний, слово «организация» стало ассоциироваться с сознательно определенной, заданной структурой ролей, функций, прав и обязанностей, принятых на предприятии (в фирме). Чтобы считаться организацией, трудовое формирование должно отвечать следующим обязательным требованиям:
- Наличие не менее двух людей, которые считают себя частью этой группы.
- Наличие по крайней мере одной общественно полезной цели (т.е. желаемого конечного состояния или результата), которую принимают как общую все члены данной группы.
- Наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.
Организация — это объединение людей, совместно работающих для достижения определенных целей.
Предметом науки и практики менеджмента выступает организация как социотехническая система, которая представляет собой обособившуюся в результате общественного разделения труда часть производственного процесса и способна самостоятельно или во взаимодействии с внешней средой и другими системами удовлетворять потребности потенциальных потребителей с помощью производимых этой системой товаров и услуг.
Термин «организация» в переводе с латинского — «стройный вид».
В современном менеджменте любая деловая организация рассматривается как социотехническая система, состоящая из двух неразрывно взаимосвязанных подсистем: социальной и технической. Эти подсистемы взаимозависимы, каждая функционирует только во взаимодействии с другой для поддержания стабильной и эффективной деятельности организации в целом.
Каждая из подсистем состоит из определенных элементов, выполняющих специфические функции внутри и вне организации.
В основе технической подсистемы любой организации лежит процесс производства и реализации продукции. Поэтому техническая подсистема включает такие элементы, как технология, сырье и материалы, здания и сооружения, машины и оборудование, финансы, информация, рабочие места.
Управление технической подсистемой включает:
- управление производством;
- управление НИОКР;
- управление снабжением ресурсами;
- управление качеством;
- управление финансами;
- управление экономикой;
- управление информацией.
Но в современной организации функционирование технической подсистемы не может быть эффективным без гармоничного взаимодействия с социальной подсистемой.
Социальную подсистему организации определяют как упорядоченную целостную, многоплановую структуру социальных отношений в процессе производства и реализации продукции. Носителями этих социальных отношений являются индивид, группа, коллектив в целом. Управление социальной подсистемой направлено на активизацию человеческого потенциала предприятия.
К основным элементам социальной подсистемы относятся:
- кадровая политика;
- организационная культура;
- стиль руководства;
- социальное партнерство;
- межличностные коммуникации внутри и вне организации;
- мотивационный механизм;
- трудовые отношения.
Связующим звеном технической и социальной подсистем в организации выступают цели.
Известный американский менеджер Ли Якокка отмечал: «Все хозяйственные операции можно в конечном счете свести к обозначению тремя словами: люди, продукт, прибыль. На первом месте стоят люди. Если у вас нет команды, то из остальных факторов мало что удастся сделать».