Организация и проведение выборов, их функции

В современном демократическом обществе основной формой политической активности большинства граждан является участие в выборах, то есть в электоральном процессе. Электоральный процесс представляет собой форму функционирования избирательной системы государства, обеспечивающую определенный тип организации общества, политическое участие граждан и политических партий в формировании органов государственной власти. Политическое участие либо неучастие граждан, пользующихся избирательным правом, в выборах органов представительной власти всех уровней, называется электоральным поведением. Выделяют два типа электорального поведения: открытое (политический выбор избирателя в ходе голосования) и закрытое (отказ от участия в выборах, электоральный абсентеизм).

Выборы проводятся регулярно, через определенные, предусмотренные законом промежутки времени. Президент, члены высших законодательных органов избираются, как правило, на срок от 4 до 7 лет. По общему мнению, такой промежуток времени оказывается достаточным для выполнения кандидатом своих обещаний и позволяет обеспечить стабильность и преемственность политического руководства. Вместе с тем он не настолько велик, чтобы политик мог забыть о своих обещаниях и ответственности перед избирателями, а также не задумываться о будущих выборах.

Местные органы власти избираются обычно на более короткий срок, поскольку и стоящие перед ними проблемы легче поддаются решению, и ситуация в городе или округе меняется быстрее. Дата очередных выборов устанавливается законодательством или объявляется указом главы государства. В парламентских республиках и парламентских монархиях высший орган законодательной власти может быть распущен досрочно, и тогда назначаются внеочередные выборы. Внеочередные выборы могут проводиться и в том случае, если человек, который занимает какой-либо выборный пост, отстранен от должности, болен и не может выполнять далее свои обязанности.

Со дня объявления даты выборов официально начинается избирательная кампания. Она проходит несколько этапов.

На первом этапе составляются списки избирателей. Регистрация избирателей должна носить демократический характер, то есть исключать дискриминацию по национальному, расовому, имущественному или какому-либо другому признаку. В большинстве демократических стран списки избирателей составляют местные органы власти. В США, Велиюбритании, некоторых других странах о регистрации должен позаботиться сам избиратель. Точность и полнота списков избирателей, а также наличие удостоверяющих личность документов предотвращают возможность фальсификаций во время выборов и многократного голосования одних людей за счет лишения права голоса других.

Второй этап предполагает выдвижение и регистрацию кандидатов и (или) партий (избирательных объединений). При этом необходимо иметь в виду, что инициагивная группа, выдвигающая кандидата в депутаты или в президенты, должна получить его согласие на то, чтобы представлять интересы этой группы в законодательном органе страны или на посту президента. Существуют различные способы выдвижения и регистрации кандидатов. В Великобритании, например, для этого достаточно подать в соответствующий орган заявление самого кандидата, подписанное вместе с ним несколькими избирателями. Формально это открывает перед независимым кандидатом возможность принять участие в предвыборной борьбе.

Другой способ выдвижения кандидата - подача заявления, петиции от имени партии или от установленного числа избирателей. Еще одним способом выдвижения кандидатов является система первичных выборов (праймериз) - предварительная проба сил кандидатов, получившая распространение в США. Каждый победивший на первичных выборах становится официальным кандидатом партии и получает возможность продолжить борьбу за выборный пост. Результаты первичных выборов позволяют партии определить, кто из ее кандидатов пользуется наибольшей поддержкой среди избирателей, какова популярность их программ. Одновременно эти выборы делают процесс выдвижения более демократичным, поскольку в нем получают возможность участвовать и избиратели.

Независимо от порядка выдвижения кандидатов, решающая роль на втором этапе избирательной кампании принадлежит политическим партиям: они осуществляют подбор кандидатов, оказывают им финансовую и организационную поддержку. Большие средства и усилия затрачиваются партиями и кандидатами на предвыборную кампанию.

В рамках третьего этапа начинается и проводится предвыборная агитация, в ходе которой каждый из кандидатов должен представить свою программу и убедить избирателей в том, что только он наилучшим образом может отстаивать их интересы в структурах власти. Избиратель же, в свою очередь, должен сделать осознанный, продуманный выбор. Контрольные органы в лице, например, избирательных комиссий, следят за тем, чтобы в ходе предвыборной агитации не нарушался закон. Итогом этого этапа становится сам акт голосования.

Наконец, на четвертом этапе избирательной кампании организуется подсчет голосов и объявляются итоги выборов.

Выборы проводятся по избирательным округам. Территория страны, республики, провинции, штата разбивается на округа, население которых выбирает одного или нескольких депутатов. Для выборов местных органов власти создаются небольшие по численности населения избирательные округа, и один депутат избирается от жителей городского района или квартала, небольшого поселка или деревни. При выборах депутатов высших законодательных органов несколько мелких избирательных округов объединяются в один крупный, и депутат избирается от населения целой области, провинции или края. Округа, от которых избирается только один депутат, называются одноименными (одномандатными), несколько депутатов —многоименными (многомандатными).

Избирательные округа должны создаваться таким образом, чтобы каждый депутат избирался равным числом избирателей. Только в этом случае избирательное право действительно является равным. Если в двух рядом расположенных избирательных округах избирается по одному депутату, но в первом округе насчитывается 50 тыс. избирателей, а во втором - 70 тыс., то вес голосов избирателей в этих округах будет разным. Так, разрыв в численности избирателей между некоторыми округами Российской Федерации близок к 60-кратному: в Эвенкийском округе проживает 12 759 избирателей, тогда как в Курганском - 782 019.

Важно и то, как распределяются сторонники политических партий по округам. Если одна из партий пользуется преимущественным влиянием в сельской местности, а другая — в городских округах, крупных городах, то первая партия будет стремиться к тому, чтобы округа были примерно равными по территории. В этом случае сельские округа с малой плотностью населения будут иметь преимущества в сравнении с городскими, где на небольшой территории живут тысячи человек. Партия, находящаяся у власти, обычно стремится образовать избирательные округа таким образом, чтобы увеличить свое представительство в парламенте, других органах власти. Например, английская избирательная система долгое время отдавала предпочтение сельским округам (так называемым “гнилым местечкам”), представительство которых осуществляла консервативно настроенная аристократия, тогда как крупные промышленные города с преимущественно рабочим населением имели в Парламенте гораздо меньше мест.

При образовании избирательных округов необходимо учитывать множество факторов. Один из них — многонациональный состав населения. Предположим, что страна включает в себя несколько регионов с различными культурными, религиозными, бытовыми традициями населения. Следовательно, каждая культурная общность надеется на представительство своих интересов и учет культурных потребностей.

Другой фактор — демографический. Предположим, что в стране существует двухпалатный парламент, нижняя палата которого формируется на основе равного представительства от каждой административно-территориальной единицы (республики, края, провинции), а верхняя — пропорционально численности населения республики или края. Встает вопрос о том, как проводить выборы в верхнюю палату: отравного числа жителей или отравного числа избирателей? При первом варианте преимущество будут иметь регионы с преобладанием многодетных семей, поскольку в составе населения много детей и подростков, не имеющих права голоса. При втором варианте: равном числе депутатов от равного числа избирателей — увеличится представительство регионов с преобладанием малодетных семей. Таким образом, демографический фактор будет серьезно влиять на результат выборов. Поэтому для учета всех факторов организации выборов необходимо привлекать разных специалистов: географов, демографов, социологов и др.

Предвыборная кампания — сложное и дорогостоящее мероприятие, в котором принимают участие множество людей: служащие аппарата партии, сотрудники средств массовой информации, социологи, психологи и т. п. Для того чтобы познакомить каждого избирателя со своей предвыборной программой, партии проводят митинги и собрания, кандидаты организуют встречи с жителями своего избирательного округа, выступают в прессе и по телевидению.

Современная избирательная кампания невозможна без участия СМИ. На встречу с кандидатом придут несколько десятков, от силы несколько сотен человек, но интервью с ним по телевидению увидят тысячи избирателей. Крупная партия может организовать многотысячный митинг, но большинство граждан все же предпочитают получать информацию не на митингах, а из газет и новостей телевидения.

Появление СМИ, особенно радио и телевидения, многократно увеличили расходы политических партий и кандидатов на ведение предвыборной кампании. Раньше политиков, включая руководителей государства, видели редко и издали, знали их речи, изложенные в газетах, но не их голоса. С ними поддерживали непостоянные, далекие и безличные отношения. Телевидение все это изменило. Оно ввело в наш дом Президента страны, который общается с нами лично, без посредников, очаровывает мимикой, отеческой улыбкой и заботой. Конечно, эта прямая связь весьма иллюзорна. Избиратель, восхищающийся Президентом, не знает, что он загримирован не только в собственном смысле слова. Советники Президента сообща написали ему речь, использовали его лексикон, выбрали соответствующий костюм, чтобы создать привлекательный образ и т. п. Но граждане испытывают такие чувства, что знают этого политика непосредственно, как своего друга. Это дает ему возможность делать глобальные обобщения, оценивать обещания политиков и их результаты.

С появлением телевидения была значительно усовершенствована и техника проведения предвыборных кампаний. Партии стали широко пользоваться услугами социологов, изучающих общественное мнение, социальных психологов, исследующих настроения, симпатии и антипатии больших масс людей, их политические реакции и поведение, а также других специалистов. Особое значение для кандидатов приобрело умение держаться перед телекамерой, со знанием дела, легко и уверенно отвечать на вопросы соперников и журналистов. Если кандидат по неопытности или неосторожности произведет на телезрителей невыгодное впечатление, его потом очень трудно исправить, поэтому выступления кандидатов тщательно готовятся. Американские политологи утверждают, что в 1960 году. Р. Никсон проиграл президентские выборы Д. Кеннеди, потому что был одет в плохой костюм и неудачно загриммирован. Трудно сказать, насколько этот вывод соответствует истине, но после этого ни один кандидат в президенты уже не повторял такой ошибки. Вместе с кандидатами над их имиджем и предвыборными речами работают помощники; они внимательно анализируют выступления соперников, следят за настроениями избирателей, приспосабливают к ним практику ведения предвыборной борьбы. Вполне понятно, что провести такую кампанию без поддержки партии очень сложно, и в условиях сложившейся многопартийной системы независимый кандидат вряд ли может рассчитывать на победу на выборах.

Демократия требует, чтобы партии и кандидаты вели избирательную кампанию в равных условиях. Однако осуществить это требование на практике бывает очень нелегко. Партии, пользующиеся поддержкой более состоятельных слоев населения, могут рассчитывать на значительные пожертвования в предвыборные фонды, что обеспечивает им доступ на телевидение, радио, страницы газет. Малочисленные партии или партии, не имеющие возможности привлечь большие средства в свой предвыборный фонд, не могут позволить себе оплачивать услуги многочисленных консультантов, лучшее время в эфире и аренду помещений для встреч с избирателями. Поэтому государство берет на себя часть расходов кандидатов по ведению предвыборной кампании. С целью создания партиям и кандидатам равных условий устанавливаются ограничения на размеры пожертвований частных лиц и организаций в предвыборные фонды, на использование собственных средств кандидата. Ограничивается и общая сумма расходов на избирательную кампанию. Тем не менее нередки случаи нарушения партиями финансового законодательства, использования тайных источников финансирования и т. д.

Предвыборная агитация заканчивается за день до голосования. Последний день перед голосованием обычно отводится избирателям на то, чтобы они еще раз самостоятельно обдумали свой выбор и приняли окончательное решение. Избирательную кампанию завершает голосование. Оно должно быть тайным, то есть никто не вправе наблюдать, как избиратель заполняет бюллетень и опускает его в урну. Это очень важно, поскольку избиратель не должен опасаться, что его выбор может повлечь за собой преследования или какие-либо другие негативные последствия. В некоторых странах избиратели не заполняют бюллетеней: для голосования используются специальные машины, сконструированные таким образом, чтобы исключить подтасовку результатов.

В демократических странах выборы проводятся на основе всеобщего и равного избирательного права, введение которого было значительным демократическим завоеванием и огромным шагом вперед в достижении равенства политических прав, уничтожении сословных привилегий. На ранних этапах развития демократии избирательное право было действительно всеобщим только для собственников. Предоставление права голоса обусловливалось имущественным цензам — уплатой определенной суммы налога с недвижимости, владением собственным домом или арендой жилого помещения с квартирной платой выше установленного минимума.

На протяжении всего прошлого века велась борьба за расширение избирательного права, снижение, а в конечном счете, и отмену имущественного ценза, который был основным препятствием к получению избирательных прав большинством граждан. В настоящее время имущественный ценз в избирательной практике демократических государств практически не встречается.

Длительной была борьба за предоставление избирательного права женщинам. В некоторых странах она приобретала порой драматический и даже экстремистский характер. В Англии в начале XX века женщины проводили многочисленные митинги, демонстрации, направляли петиции в Парламент, приковывали себя цепями к оградам общественных зданий. В США женщины получили избирательное право участия в выборах лишь в 1920 году, во Франции — в 1944 году, Италии — в 1945 году, Греции — лишь в 1956 году, а в демократической Швейцарии — только в 1971 году.

В западноевропейских странах и в США долгое время существовал высокий возрастной ценз. Так, право избирать предоставлялось с 21-23 лет. В 70-е годы после резкой активизации молодежного движения, бурных выступлений протеста, прокатившихся по многим странам Запада, возрастной ценз в них был снижен до 18 лет. Для кандидатов на выборный пост устанавливается, как правило, более высокий возрастной ценз: кандидат в нижнюю палату парламента не должен быть моложе 23—25 лет, в верхнюю палату - 30-40 лет. На должность главы исполнительной власти не может выставлять свою кандидатуру человек моложе 34—40 лет.

Для кандидатов на высшие посты существуют высокие цензы оседлости: от них требуется прожить в стране к моменту участия в выборах не менее 10-15 лет, постоянно проживать в той местности, от которой они баллотируются в парламент. Эти требования к парламентариям обеспечивают право избирателей иметь компетентных, опытных, хорошо подготовленных депутатов, несущих ответственность перед своими избирателелями.

Какую роль играют выборы в политической жизни страны? Иными словами, каковы их функции?

  1.  В условиях проведения свободных, демократических выборов их итоги позволяют выявить расстановку политических сил в стране, показывают, каково доверие избирателей к той или иной партии, к ее предвыборной программе и лидерам.
  2.  В демократических странах победа на выборах является единственным способом, позволяющим той или иной партии прийти к власти.
  3. Выборы определяют состав законодательного собрания страны, правительства, президента страны, местных органов власти, дают власти “свежую” легитимность.
  4. Чередование партий у власти стабилизирует политическую систему, делает ее более гибкой и восприимчивой к требованиям избирателей.
  5. Выборы вселяют в избирателей чувство причастности к политике, к процессу принятия политических решений.
Темы: Выборы
Источник: Политические процессы : учебное пособие / А. В. Глухова ; Воронежский государственный университет. — Воронеж : Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2009
Материалы по теме
Избирательные системы большинства
Голосов Г.В. Сравнительная политология. Учебник. 2001.
Избирательные права граждан
Политология. Конспект лекций: учебное пособие / А.А. Горелов. — М. : КНОРУС, 2013. — 184 с...
Пропорциональные и смешанные избирательные системы
Голосов Г.В. Сравнительная политология. Учебник. 2001.
Электоральный процесс как политическая процедура
Политические процессы : учебное пособие / А. В. Глухова ; Воронежский государственный...
Теории рационального поведения избирателей
Голосов Г.В. Сравнительная политология. Учебник. 2001.
Основные типы избирательных систем
Политические процессы : учебное пособие / А. В. Глухова ; Воронежский государственный...
Электоральная политика
Голосов Г.В. Сравнительная политология. Учебник. 2001.
Электоральная компаративистика
Сморгунов Л. В., Сравнительная политология: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения...
Оставить комментарий