Организационный план в бизнес плане

Организационный компонент (план) является важным разделом бизнес-плана. Цель написания данного раздела — организация эффективной системы управления. Реализацию данной цели можно рассматривать в двух аспектах:

  1. упорядочение системы управления;
  2. поддержание системы управления в динамическом равновесии. Организационный план может быть составлен с позиций линейного календарного или сетевого планирования.

Это позволяет увязать во времени следующие значимые для организации события:

  • создание организации;
  • окончание НИОКР и создание прототипа изделия;
  • достижение договоренности с торговыми представителями и выход на торговые показы продукции;
  • подписание соглашений с оптовиками;
  • заказ материалов в количествах, необходимых для производства первых партий заказов;
  • поставка первых партий заказов;
  • получение первых платежей и поступлений на счет.

С целью снижения вероятности сбоев и потерь времени целесообразно выявить и проанализировать критические события бизнес-плана, а именно:

  1. определить принципиально важные области и виды деятельности;
  2. установить даты начала и завершения каждого вида работ;
  3. выбрать ответственного и формы отчета по каждому виду работ;
  4. осуществить анализ причин возможных сбоев и определить пути их преодоления и необходимые для этого ресурсы.

Принципиально важным аспектом успешной реализации бизнес-плана является обоснованная организационная структура управления. Организационная структура управления — состав (специализация), взаимосвязь, соподчиненность самостоятельных управленческих подразделений и отдельных должностей — во многом определяет эффективность управления, поскольку представляет собой «каркас», основу организации. Следует подчеркнуть, что организационная структура носит подчиненный характер по отношению к целям организации.

Каждая организация уникальна, поэтому при формировании бизнес-плана необходимо предусмотреть в организационной структуре управления элементы, учитывающие особенности конкретного вида бизнеса. При этом нужно ориентироваться на типовые подходы к формированию организационных структур управления.

Следует отметить, что эффективность структуры управления определяется по результатам деятельности организации и зависит от степени соответствия ее целям.

Организационную структуру управления документально фиксируют посредством графических схем, штатного расписания персонала, положения о структурных подразделениях аппарата управления, должностных инструкций отдельных исполнителей. Организационную структуру характеризуют количество уровней управления, особенности иерархии, характер распределения полномочий и ответственности по вертикали и горизонтали структуры системы управления.

Для характеристики выбранной структуры управления в организационном плане должны быть приведены:

  • перечень структурных подразделений организации;
  • функции ключевых подразделений;
  • данные о составе дочерних фирм и филиалов (если таковые имеются), их организационных взаимосвязях с головной организацией;
  • порядок координирования взаимодействия служб и подразделений организации;
  • сведения об автоматизации системы управления.

В заключении организационного плана разработчики бизнес-плана должны сформировать вывод о соответствии организационной структуры стратегии и целям организации.

Источник: 
Сборник бизнес-планов реальных организаций: практ. пособие / Ред. Ю. Н. Лапыгина, 2009
Чтобы оставить комментарий или обсудить материал на форуме, необходимо зарегистрироваться или войти.