Организационный компонент (план) является важным разделом бизнес-плана. Цель написания данного раздела — организация эффективной системы управления. Реализацию данной цели можно рассматривать в двух аспектах:
- упорядочение системы управления;
- поддержание системы управления в динамическом равновесии. Организационный план может быть составлен с позиций линейного календарного или сетевого планирования.
Это позволяет увязать во времени следующие значимые для организации события:
- создание организации;
- окончание НИОКР и создание прототипа изделия;
- достижение договоренности с торговыми представителями и выход на торговые показы продукции;
- подписание соглашений с оптовиками;
- заказ материалов в количествах, необходимых для производства первых партий заказов;
- поставка первых партий заказов;
- получение первых платежей и поступлений на счет.
С целью снижения вероятности сбоев и потерь времени целесообразно выявить и проанализировать критические события бизнес-плана, а именно:
- определить принципиально важные области и виды деятельности;
- установить даты начала и завершения каждого вида работ;
- выбрать ответственного и формы отчета по каждому виду работ;
- осуществить анализ причин возможных сбоев и определить пути их преодоления и необходимые для этого ресурсы.
Принципиально важным аспектом успешной реализации бизнес-плана является обоснованная организационная структура управления. Организационная структура управления — состав (специализация), взаимосвязь, соподчиненность самостоятельных управленческих подразделений и отдельных должностей — во многом определяет эффективность управления, поскольку представляет собой «каркас», основу организации. Следует подчеркнуть, что организационная структура носит подчиненный характер по отношению к целям организации.
Каждая организация уникальна, поэтому при формировании бизнес-плана необходимо предусмотреть в организационной структуре управления элементы, учитывающие особенности конкретного вида бизнеса. При этом нужно ориентироваться на типовые подходы к формированию организационных структур управления.
Следует отметить, что эффективность структуры управления определяется по результатам деятельности организации и зависит от степени соответствия ее целям.
Организационную структуру управления документально фиксируют посредством графических схем, штатного расписания персонала, положения о структурных подразделениях аппарата управления, должностных инструкций отдельных исполнителей. Организационную структуру характеризуют количество уровней управления, особенности иерархии, характер распределения полномочий и ответственности по вертикали и горизонтали структуры системы управления.
Для характеристики выбранной структуры управления в организационном плане должны быть приведены:
- перечень структурных подразделений организации;
- функции ключевых подразделений;
- данные о составе дочерних фирм и филиалов (если таковые имеются), их организационных взаимосвязях с головной организацией;
- порядок координирования взаимодействия служб и подразделений организации;
- сведения об автоматизации системы управления.
В заключении организационного плана разработчики бизнес-плана должны сформировать вывод о соответствии организационной структуры стратегии и целям организации.