Организации в сфере культуры

В сфере культуры, согласно Статистическому реестру хозяйствующих субъектов Федеральной службы государственной статистики, в качестве единиц, которые осуществляют культурную деятельность, выделяют следующие:
- организации, которые функционируют как юридические лица (регистрация в органах власти и налоговых органах, один или несколько расчетных счетов в банке, печать, юридический адрес, устав деятельности, учредительный договор, финансовая самостоятельность);
- филиалы, представительства и иные подразделения иностранных организаций, прошедшие аккредитацию в соответствии с законодательством РФ, не являющиеся юридическими лицами;
- индивидуальные предприниматели - граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
- местные единицы - территориально-обособленные подразделения организаций (филиалы, представительства).

Указанные единицы могут быть представлены: театрами, кинотеатрами, кино- и фотостудиями, музеями, музеями-усадьбами, концертными организациями, учреждениями культурно-досугового типа (клубы, дворцы и дома культуры, центры культуры и досуга, дома творческих работников, учителя, врача, молодежи и др.), библиотеками и т.д.

Организации в сфере культуры весьма многообразны, поскольку отличаются направленностью деятельности, характером производимых услуг, степенью финансово-экономической свободы и прочими аспектами. Согласно разработанному в 2011 году законопроекту «О культуре в Российской Федерации» основными видами деятельности, которыми будут в ближайшее время заниматься организации культуры, станут следующие:
1) профессиональное и непрофессиональное (любительское) творчество, в том числе художественная литература, сценическое, пластическое, музыкальное, изобразительное искусство, фотоискусство, другие виды и жанры искусства;
2) создание и распространение аудиовизуальной продукции (кинематография, телевидение и иное);
3) издательская деятельность в сфере культуры;
4) культурно-досуговая деятельность;
5) эстетическое воспитание граждан;
6) образование в сфере культуры и искусства, педагогическая деятельность в сфере культуры и искусства;
7) научно-исследовательская деятельность в сфере культуры и искусства;
8) сохранение, использование, популяризация и государственная охрана культурного наследия Российской Федерации;
9) музейная деятельность;
10) библиотечная деятельность;
11) архивное дело в Российской Федерации;
12) деятельность по изготовлению и реставрации художественных и декоративных изделий;
13) деятельность в сфере декоративно-прикладного искусства, дизайна, архитектуры;
14) деятельность по организации и развитию культурного туризма;
15) информационная деятельность, направленная на популяризацию сферы культуры;
16) иные виды культурной деятельности.

Организации в сфере культуры могут существовать на основе разных форм собственности, правовых форм и осуществлять одну или несколько видов культурной деятельности. В соответствии с регламентом нового законопроекта о культуре, органами власти и местного самоуправления смогут создаваться такие учреждения культуры, как многофункциональные культурные и образовательные комплексы. Такого рода учреждения будут многопрофильными и смогут предоставлять большое разнообразие культурных услуг (образовательные, выставочные, библиотечные, информационные, культурно-досуговые и т.д.).

Организации в сфере культуры обладают некоторым сходством, которая обусловлена, во-первых, некоммерческим характером деятельности большинства учреждений культуры, а, во-вторых, двойственностью менеджмента организаций в сфере культуры (регулирование хозяйственно-экономической деятельности учреждения, а также выполнение социальных, культурных функций).

Некоммерческой, или нонпрофитной, является такая организация, которая не имеет в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяет полученную прибыль между участниками производства и реализации продуктов деятельности.

Деятельность некоммерческих организаций регламентируется Законом РФ «О некоммерческих организациях», принятым в России в 1995 году. Целями некоммерческих организаций чаще всего является реализация социальных программ, проектов, деятельность по выполнению многочисленных социокультурных функций. Среди них защита интересов социальных групп, их интеграция и представление в органах государственной власти, осуществление социально и культурно значимой деятельности в целях духовного развития общества, воспитания, образования, адаптации и т.д.

Основным источником финансирования некоммерческих организаций в России является поступление денежных средств из федерального, регионального, муниципального бюджетов. Однако особенностью сферы культуры является то, что в ней используются различные источники финансирования некоммерческих организаций. Учреждения культуры осуществляют свою деятельность в соответствии с государственными заказами, на которые государство выделяет бюджетные средства. Кроме того, учреждение культуры может заключать договоры с различными организациями, может учреждать фонды и осуществлять некоторые виды коммерческой деятельности (например, реализовывать культурные услуги). Дополнительные финансовые средства могут быть получены от доноров, спонсоров, из общественных организаций.

В связи с этим, на сегодняшний день активно развиваются технологии социокультурного менеджмента, социального маркетинга как механизмов, которые могут помочь занять некоммерческим организациям достойное место в условиях рынка. Особенностями менеджмента некоммерческой организации можно назвать следующие аспекты:
- целью является реализация социально значимых идей, программ, услуг, что требует повышенного качества услуг, убежденности спонсоров и потребителей в необходимости некоммерческой организации;
- производимые услуги и осуществляемая деятельность чаще всего не приносят прибыли, они связаны с узким сегментом потребителей, следовательно, некоммерческие организации нуждаются в льготах, дотациях, спонсировании, а также в постоянной поддержке мотивации у персонала;
- цена услуг некоммерческих организаций либо ниже рыночной, либо полностью отсутствует, поскольку она покрывается дотациями (бюджетными, донорскими, спонсорскими), а также собственной коммерческой деятельностью;
- двоякость рынка или его «расщепленность» проявляется в несовпадении рынка спонсоров и рынка реализации услуг, что предполагает необходимость установления соответствия этих частей;
- за счет использования поддержки государственных организаций и реализации бесплатных услуг некоммерческие организации имеют доступ в различные сектора деятельности, недоступные коммерческим фирмам;
- зависимость от государственной политики и общественного мнения актуализирует широкое использование методов public relations и активное сотрудничество со СМИ, а также стимулирование спроса с помощью специальных акций и презентаций; при этом объектом рекламы выступают не услуги, а некоммерческие организации;
- отсутствие четких показателей итогов работы, что затрудняет контроль и анализ эффективности деятельности и ее результатов.

Важную роль в некоммерческих организациях играет активное использование различных форм социального партнерства. Социальное партнерство может осуществляться в виде сотрудничеств организаций культуры как с иными некоммерческими организациями (в сфере образования, здравоохранения и т.д.), так и с бизнесом, с органами власти, правопорядка и т.д. Формами социальных партнерств могут быть совместные мероприятия, проекты, акции, а также участие в грантовой деятельности, проведение круглых столов, участие в консультировании, предоставлении оборудования, помещений и т.д. Подобная социальная активность позволяет наладить контакты, найти новые источники финансирования, повысить эффективность культурной деятельности как в социокультурном, так и в экономическом контексте.

Некоммерческие организации существуют в России в организационно-правовой форме учреждения, фонда, автономной некоммерческой организации, некоммерческого партнерства, ассоциации (союза), государственной корпорации, общественной организации и др.

Большинство некоммерческих организаций в сфере культуры являются учреждениями.
Учреждение - это такая некоммерческая организация, которая не владеет своей собственностью, а распоряжается ею на основе оперативного управления.

Собственником имущества государственных учреждений культуры является государство, которое является учредителем, а, следовательно, финансирует их деятельность. Учреждения же культуры не имеют права самостоятельно совершать какие-либо действия со своим имуществом, поскольку они не являются его собственниками.

Помимо учреждений, некоммерческие организации могут существовать в виде:
- фонда (создается на основе взносов для некоммерческих целей, имеет право распоряжаться своим имуществом, выступает в виде источника финансирования);
- автономной некоммерческой организации (в отличие от обычной некоммерческой организации она является собственником имущества и учреждается на основе добровольных взносов);
- ассоциации и союза (объединения коммерческих и некоммерческих юридических лиц, которые существуют на основе взносов и предназначены для координации их деятельности и представления их интересов, идей);
- некоммерческого партнерства (функционирует на основе взносов и доходов от предпринимательской деятельности, создается физическими и юридическими лицами для содействия в их деятельности);
- государственной корпорации (учреждается государством для осуществления социально значимой деятельности, является собственником своего имущества);
- общественной организации (существует на основе взносов и предпринимательской деятельности, создается людьми для защиты интересов и достижения совместных целей).

Некоммерческие организации, среди которых большое количество и учреждений культуры, выполняют многочисленные социокультурные функции в обществе путем осуществления многообразной деятельности. Некоммерческие организации создаются для достижения следующих целей: социальные, благотворительные, культурные, образовательные и другие. Часто именно некоммерческие организации поддерживают молодежные движения, творческие союзы, научные проекты, субкультуры, помогают людям с ограниченными возможностями, регулируют вопросы, связанные с проблемами экологии, бедности, демографии и т.д.

Несмотря на все различия, организации социокультурной сферы являются сложными системами, имеющими связи с внешней средой и внутреннюю структуру. Жизнедеятельность организаций в социокультурной сфере по отношению к внешней среде состоит из трех связанных между собой процессов:
- получение ресурсов из внешней среды;
- использование ресурсов для достижения цели организации;
- передача результата во внешнюю среду.

В связи с этим важной частью работы социальных и культурных организаций является поиск ресурсов, привлечение дополнительных или альтернативных источников финансирования.

Организации в сфере культуры функционируют, прежде всего, на основе социальных запросов в отношении производства культурных благ, т.е. производства библиотечных, музейных, культурно-досуговых, выставочных, театральных, творчески-образовательных и иных услуг, а также осуществляют деятельность по совершенствованию вкуса к культурным продуктам.

По мнению некоторых исследователей, организации в сфере культуры можно разделить на три группы.

К первой группе относят объекты культурного наследия (памятники культуры, музейные и архивные фонды, народное творчество), экспериментальные виды искусства, которые не могут быть объектом рыночных отношений из-за их высокой социальной значимости и важности сохранения для последующих поколений.

Ко второй группе принадлежат учреждения культуры, входящие в зону ограниченного действия (библиотеки, клубы и т.д.), услуги которых обеспечивают гарантированные государством нормы культурного потребления и потому предоставляются бесплатно или на льготной основе. Однако эти организации могут получать дополнительные доходы за счет предпринимательской деятельности.

В третью группу включены организации, которые входят в сферу коммерческой эксплуатации. Доходы этих организаций полностью формируются за счет поступлений от населения и коммерческих предприятий, а также от частных и общественных пожертвований (звукозаписывающие студии, шоу-бизнес, печатная, рекламная и дизайн индустрии и т.д.).

Организации в сфере культуры могут активно заниматься предпринимательской деятельностью, однако она не должна осуществляться в противовес миссии учреждения, а должна соответствовать основным целям реализуемой культурной деятельности. Предпринимательская деятельность в сфере культуры может также осуществляться и специально созданными организациями (партнерство, корпорация, товарищество).

Источник: 
Федотова Н.Г., Менеджмент в сфере культуры