Определения личности в психологии

Для исследователя изучение личности является самым сложным, но в то же время самым захватывающим и интригующим занятием. По большому счету все психологические знания так или иначе относятся к личностной проблематике, вносят свою лепту в понимание личности. Сложность данного феномена объясняет тот факт, что отсутствует не только единая теория личности, но, как следствие, отсутствует и единое, общепринятое определение личности. При этом адекватное понимание личностного развития невозможно без адекватного понимания сущности личности.

Само слово «личность», как и многие другие психологические понятия, широко используется в повседневном общении. Когда хотят охарактеризовать какого-то субъекта, часто говорят о нем то как о человеке, то как о личности, то как об индивиде, то как об индивидуальности. Но эти понятия различаются, хоть и содержат в себе много общего. Давайте уточним их сущность.

Человек — человеческий вид Homo Sapiens. Это понятие используется для описания качественного отличия людей от животных, характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Распространено представление о человеке как о венце природы. Оно подчеркивает принадлежность человека миру природы. Человек — живое существо. Как и всякое животное, он имеет организм, взаимодействует с природным миром, подчиняясь его законам. Но принципиально человек отличается от животных тем, что те же органические потребности он удовлетворяет иными, окультуренными способами, да и сами потребности у него окультурены; он может по-разному (относительно свободно) отнестись к переживанию органических потребностей. Человек живет в мире культуры, созданной человечеством за всю историю его существования. Культура составляет его «вторую природу», значительно преобразуя «первую» (биологическую).

«Природа, — писал И. Кант, — хотела, чтобы человек все то, что находится за пределами механического устройства его живого существования, всецело произвел из себя и заслужил то счастье или совершенство, которое он сам создает свободно от инстинкта, своим собственным разумом».

Индивид. Индивид — это конкретный человек, отдельно взятый представитель биологического рода, особь. Понятие «индивид» объемлет в себе биологический элемент. Природные свойства человека подразделяются на возрастные, половые, нейроди-намические и конституциональные. Если индивид — это отправной момент для формирования личности, то личность — итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств. Природные предпосылки сами по себе не определяют свойств личности. А.Н. Леонтьев предлагает такую ситуацию. У ребенка врожденный вывих тазобедренного сустава. Но даже эта анатомическая исключительность очень далека от особенностей, которые относят к личностным.

«Подумать только, сверстники гоняют во дворе мяч, а хромающий мальчик — в сторонке; потом, когда он становится постарше и приходит время танцев, ему не остается ничего другого, как "подпирать стенку". Как сложится в этих условиях его личность? Это невозможно предсказать, невозможно именно потому, что даже столь грубая исключительность индивида однозначно не определяет формирования его как личности» .

О важности индивидных свойств, но не самих по себе, а отраженных в сознании субъекта, свидетельствуют размышления, навеянные бурным развитием генной инженерии и ее возможностями по конструированию тела человека в соответствии с заданными параметрами. Если взрослеющий человек узнает о той дизайнерской процедуре, которой подвергли его другие люди ради изменения генетической структуры, то перспектива искусственно созданного существа вполне может вытеснить у такого человека восприятие им самого себя как естественно вырастающего телесного бытия. Овеществление человеческой жизни приводит к превращению личности в вещь, в объект для манипуляций. Для эффективного развития человек должен быть подлинным и осознавать эту подлинность, иметь определенность к своему телесному бытию.

Но нужно помнить и то, что индивид — это не просто сгусток нервов, система мышц и кровообращения. Человеческая телесность подчиняется законам психологической жизни, жизни духа. Эта идея доказала свою правоту в экстремальных условиях, как показал В. Франкл в своей книге «Сказать жизни "Да"» [131].

Человеческая телесность, как и его психологическая сущность, в значительной степени подверглась «окультуриванию». Организм ребенка, предоставленный самому себе, так и остался бы чисто биологическим организмом — животным: младенец, не укорененный в социуме, никогда не встанет на ноги и не пойдет. Ходить прямо ребенок вынужден для того (и только для того), чтобы освободить передние конечности для труда, т.е. для функций, навязываемых условиями культуры, формами предметов, созданных человеком для человека, и необходимостью этими предметами манипулировать по-человечески. То же самое и с артикуляционным аппаратом, и с органами зрения. От рождения они не являются органами человеческой личности, они лишь могут сделаться таковыми в процессе их запрограммированного культурой способа употребления [55, с. 334, 335]. Культура, образ жизни, характер отношений человека с другими людьми изменяют его телесность, его внешность. Наверное, об этом ироничное высказывание О. Уайльда: «Только поверхностный человек не судит по внешности».

Индивидуальность. Индивидуальность — это уникальность, неповторимость, самобытность человека, реализующая себя в проектировании и выборе своего жизненного пути, осуществляемого на основе ценностей, присущих данной социокультуре. Индивидуальность — это человек во всем своеобразии физических и физиологических, психологических и социальных качеств и свойств; это непохожесть человека на других, его выделенность из мира себе подобных. Если о личности нам хочется сказать «сильная», «энергичная», «независимая», то индивидуальность сопрягается с такими эпитетами, как «яркая», «оригинальная», «неповторимая».

Индивидуальностью обладают не только люди. Каждый знает, как непохожи друг на друга домашние животные — собаки, кошки, коровы: у каждого не только своя внешность, но и свой нрав. Однако никто никогда не говорит о личности лошади или даже очень сообразительной овчарки.

Нет сомнения в том, что все новорожденные младенцы похожи друг на друга только на первый взгляд. Фактически каждый из них — уже индивидуальность, но, конечно же, еще не личность. Человек становится личностью, а не рождается ею. Обязательно ли все становятся? Или только некоторые? Как говорит психолог А. Асмолов, «человеком рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают». Недаром же, наверное, можно слышать об одном человеке: «Настоящая личность!», а о другом: «Нет, это не личность. Так, ни то ни се».

В вышеприведенных словах А. Асмолова заключено еще одно важное отличие индивидуальности от личности: индивидуальность формируется и развивается самоопределением и даже обособлением человека от общества, а личность — посредством принятия индивидом выработанных социальных ролей, норм и правил поведения. Личность есть персонификация социальных отношений, а индивидуальность — это выделенность из этих отношений.

В психолого-педагогической литературе встречается понятие «дурная индивидуальность», фиксирующее свойственную в основном молодежи тенденцию к эпатажу, стремление обратить на себя внимание любой ценой. Феномен «дурной индивидуальности» — особенность возрастная, болезненное становление подлинной индивидуальности, но в некоторых случаях она может фиксироваться и оставаться свойством человека на протяжении всей его жизни.

Прислушаться к себе, находясь в конкретной жизненной ситуации, чтобы определиться, не пропустить чего-то важного в этой точке жизненного пути, не упустить себя — все это и есть становление индивидуальности (М.К. Мамардашвили отмечал: «Мы, как танки, проходим мимо себя»). «Если личность — это определение позиции человека в отношениях с другими, то индивидуальность — это определение собственной позиции в жизни, сама определенность внутри самой своей жизни. Если личность возникает во встрече человека с другими людьми, то индивидуальность — это встреча с самим собой, с собой как Другим, несовпадающим теперь уже ни с собой, ни с другими по основному содержанию былой жизни». Встреча с самим собой позволяет человеку обрести свой способ жизни, несводимый к различным образцам и сценариям. Расхожее выражение «быть собой», очевидно, и означает жить в соответствии со своей сутью, жить единственно подходящим только для себя способом. А в своей «оторванности от сути человек находится в ссылке, в изгнании». Уникальность и неповторимость внешности человека, его способностей, переживаний, неповторимость его стиля деятельности, общения и образа мыслей — все это определяет единственный и неповторимый способ жизни, судьбу человека, которая тоже единственна.

Индивидуальность предполагает не только неповторимость, но и определенный уровень развития самосознания, воплощение душевных и творческих сил в главном деле своей жизни. И поэтому индивидуальность — это авторство собственной жизни, когда человек может «сказать себя», как выразилась Т.М. Буякас, чтобы раскрыть себя во всей своей неповторимой полноте. Однако любой человек, вне зависимости от каких-то достижений или подвигов, статуса или образования, желая того или нет, отличается от других. И индивидуальность, следовательно, является его постоянной спутницей. Е. Евтушенко поэтически так выразил эту мысль:

Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы — как истории планет.
У каждой все особое, свое,
И нет планет, похожих на нее.
А если кто-то незаметно жил
И с этой незаметностью дружил,
Он интересен был среди людей
Самой неинтересностью своей [109, с. 529].

Отличия в формировании индивидуальности и личности лишь подчеркивают их взаимообусловленность. Ведь к индивидуальности относятся не только неповторимые особенности функционирования организма, но и уникальные свойства личности. Это и позволяет личность определять через индивидуальность.

«Личность, — пишет Э.А. Голубева, — это целостная индивидуальность в ее социальном содержании, качестве».

Личность. Слово «личность» своим происхождением обязано латинскому слову «persono», означающему «произносить, говорить через отверстие в маске» (от этрус. phersu — маска, характерная для бога потустороннего мира). В античном театре ктер надевал маску, которая характеризовала основное содержание изображаемого персонажа. Потом маска как бы приросла и стала обозначать внутреннюю суть самого действующего лица. «Персона» сошла с театральных подмостков и шагнула в жизнь. В Древнем Риме «персона» уже обозначала «лицо перед законом». При этом раб, тело и труд которого принадлежали господину, персоны иметь не мог, т.е. личностью не признавался.

Необходимо заметить, что понятие «личность» на Востоке и на Западе трактуется по-разному, эти различия сохраняются и в наше время. В основанной на христианстве европейской культуре личностью считался святой, праведник, подвижник. В восточной культуре собственно о личности заговорили со времен Конфуция (554 — 479 гг. до н.э.), для которого личностью был «благородный муж», т.е. активно участвующий в управлении государством, пекущийся о его благе. В новое время личность на Западе — это прежде всего индивидуальность, как бы стоящая над обществом, а идеал восточной личности — человек, добровольно отдающий себя служению обществу.

Понятие личности по-разному определяется и в различных науках о человеке (философии, антропологии, социологии, психологии), и даже в рамках одной науки. Например, в философии этот термин употребляется в трех различных значениях:

  1. применяется к выдающимся историческим деятелям;
  2. используется для обозначения особых свойств человека в качестве оценки, как оценочное понятие;
  3. применяется к каждому человеку на том основании, что он индивидуально отражает социально значимые черты данного общества, данной культуры.

Личность человека понимается как совокупность его социальных черт, возникших в процессе взаимодействия с другими людьми.

Психологические подходы к пониманию личности также неоднозначны.

  1. Личность может быть описана со стороны своих мотивов и стремлений, составляющих содержание ее «личного мира», т.е. уникальной системы личностных смыслов, индивидуально-своеобразных способов упорядочения внешних впечатлений и внутренних переживаний.
  2. Личность рассматривается как система черт — относительно устойчивых, внешне проявляемых характеристик индивидуальности, которые запечатлены в суждениях субъекта о самом себе, а также в суждениях других людей о нем.
  3. Личность описывается как деятельное «Я» субъекта, как система планов, отношений, направленности, смысловых образований, регулирующих выход ее поведения за пределы исходных планов.
  4. Личность рассматривается как субъект персонализации, т.е. способности индивида вызывать изменения в других людях.

А вот Дж. Уиггинс с соавторами выделяют несколько иные исходные позиции к изучению личности:

  • биологический подход (изучение личности осуществляется с точки зрения раннего приобретенного опыта, генетических предпосылок и эволюционного развития; взаимодействие поведенческих аспектов и биологической основы — предмет особого внимания биологического подхода);
  • экспериментальный подход (основой изучения личности является изучение процессов восприятия, научения и высшей нервной деятельности; понимание этих процессов приводит к пониманию того, как конкретные события влияют на последующее поведение индивида через воздействие на структуру его личности);
  • социальный подход (изучается социальное окружение индивида и его воздействие на развитие личности: влияние моделей, социальных ролей и культуры в целом);
  • психометрический подход (изучение личности основывается на изучении признаков, отражающих внутреннюю структуру свойств личности; измерение личностных свойств и их различий базируется на наблюдениях за поведением индивида, самоотчетах, непрямой оценке характеристик) [81, с. 35].

Как видим, различные подходы конструируют личность исходя из различных предпосылок. Скорее всего, ни одно определение не может дать исчерпывающего представления о личности, а лишь высвечивает определенные стороны изучаемого явления. Дж. Келли использование множества разнообразных определений называл конструктивным альтернативизмом, поскольку они расширяют и углубляют наше понимание личности.

Но чаще всего слово «личность» стало обозначать индивидуальность в ее социальных связях и отношениях. Личность возникает в результате культурного и социального развития человека, т.е. она фиксирует все то, что в человеке есть надприродного, приобретенного в результате индивидуальной истории жизни среди других людей. Как отмечал известный философ Э.В. Ильенков, «человеческую личность можно по праву рассматривать как единичное воплощение культуры, т.е. всеобщее в человеке». «Телом» личности является неорганическое тело культуры как способ и форма бытия человека. Вне контекста социальной, культурной жизни нельзя ответить на вопрос, что же такое личность. Социокультурная обусловленность личности проявляется в том, что в организме само по себе ни одно специфически человеческое действие не возникает, так как в генах запрограммированы лишь те функции человеческого тела, которые обеспечивают чисто биологическое существование, но никак не социально-человеческую его форму.

«Понятие "личность" есть ... социальное, отраженное понятие, — отмечал Л.С. Выготский, — строящееся на основе того, что ребенок применяет по отношению к самому себе те приемы, приспособления, которые он применяет по отношению к другим. Вот почему можно сказать, что личность есть социальное в нас» [28, с. 324].

И еще:

«Личность... не врожденна, но возникает в результате культурного развития, поэтому "личность" есть понятие историческое. Она охватывает единство поведения, которое отличается признаком овладения» [28, с. 315].

Личность заключена не между ушами, как шутят американские психологи, «она существовала и существует в пространстве вполне реальном, — пишет Э.В. Ильенков, — в том самом пространстве, где размещаются горы и реки, каменные топоры и синхрофазотроны, хижины и небоскребы, железные дороги и телефонные линии связи, где распространяются электромагнитные и акустические волны. Одним словом, имеется в виду пространство, где находятся все те вещи, по поводу которых и через которые тело человека связано с телом другого человека "как бы в одно тело", как сказал в свое время Б. Спиноза, в один "ансамбль", как предпочитал говорить К. Маркс, в одно культурно-историческое образование, как скажем мы сегодня, — в "тело", созданное не природой, а трудом людей, преобразующих эту природу в свое собственное "неорганическое тело"» [55, с. 329].

Однако сущность конкретной, отдельно взятой личности содержит лишь ту часть совокупности общественных отношений, в которую включен человек в реальном процессе своей жизни. Объективно существуя в системе разнообразных общественных отношений, человек включается в них по-разному. Уникальность конкретной личности как раз и проявляется в выборе, селекции тех сфер социального опыта, той деятельности, тех отношений, которые личность присваивает, делает своими. И.И. Резвицкий писал:

«Если человеческий индивид не может стать личностью, не усвоив своей социальной сущности, то личность не может обрести свое самостоятельное бытие, не став индивидуальностью. Личность, таким образом, социальна по своей сущности, но индивидуальна по способу существования. Она представляет собой единство социального и индивидуального, сущности и существования» [цит. по: 128, с. 60].

Личность предполагает определенный уровень психического развития, когда у человека сформированы собственные взгляды и отношения, принципы и позиции, моральные требования и оценки, делающие его относительно устойчивым и независимым от чуждых его собственным убеждениям воздействий среды, от частных ситуаций и стимулов. Личность человека — наиболее обобщенная психическая система его жизнедеятельности. Человек не получает личность по наследству, а становится ею по мере своего развития, в процессе общения с другими людьми и обогащения себя опытом предыдущих поколений.

Необходимая характеристика личности — ее активность. Человек на этом уровне развития способен сознательно воздействовать на окружающую действительность, изменять ее и самого себя в своих целях, быть причиной себя (causa sui), как писали древние философы. Здесь мы можем говорить о конструктивных функциях личности, новообразованиях, самосозидании, внутреннем росте, о том, что сам человек не факт, а акт, притом одушевленный, как часто отмечал П.А. Флоренский.

Иначе говоря, как отмечала Л.И. Божович, человек, являющийся личностью, обладает таким уровнем психического развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью, а в известной мере и своим психическим развитием. Эта особенность должна учитываться, чтобы не сводить понимание личности только к совокупности усвоенных ею социальных ролей (например, Штирлиц прекрасно играл роль немецкого офицера, гражданина фашистской Германии, но подлинная его личность выражалась в другом).

Возможна и такая ситуация: внешние штампы, личина приклеиваются к человеку настолько прочно, что он не может от них избавиться. Личина может заменить личность (не собака виляет хвостом, а хвост собакой).

Не самой по себе ролью характеризуется личность, а своим отношением к этой роли, самостоятельностью и ответственностью в выполнении ее предписаний, а также осознанным выбором определенной роли из спектра имеющихся (т.е. важна не столько роль, сколько ее носитель). В своем обогащении роли и окружающего мира в целом заключена значительность личности. Такое понимание личности позволяет взглянуть на человека как на преодолевающее барьеры своей природной и социальной ограниченности существо. Отсюда возникает убежденность, что не природа делает людей, а люди делают себя сами, что личность есть не то, что с человеком сделала среда, а то, что человек сделал сам с собой. Эта идея великолепно выражена формулой Г. Гегеля:

«Обстоятельства или мотивы господствуют над человеком лишь в той мере, в какой он сам позволяет им это»

Еще один аспект: личность включена в процесс созидания, она неотделима от творчества. В этом смысле, считает В.В. Давыдов, простой труженик в силу того, что он приумножает копилку общественного богатства, является личностью. Наиболее распространено творчество в сфере нравственности, поскольку каждый индивид всякий раз заново и впервые должен совершать открытия нравственного порядка, разрешая коллизии нравственной жизни достойным человека образом.

Итак, каждый человек имеет возможность задуматься: личность он или все еще нет. И критерии предлагаются ясные: иметь собственные убеждения, не ссылаться на то, что на тебя кто-то не так повлиял и не туда повел, самому изменять себя, равняться на идеал (если он, конечно, есть). Быть личностью — это значит сделать выбор, возложить на себя бремя ответственности за определенное общественное, интеллектуальное движение. Утрата самостоятельности в жизни делает человека вполне безличным; при слабом же ее проявлении мы можем говорить о слабой или пассивной личности.

А как же тогда дети, подростки, уважение к личности ребенка? Противоречие? Только на первый взгляд. А.Н. Леонтьев считал, что личность, действительно, рождается дважды. В первый раз, наверное, это происходит в период «возрастной революции», когда трехлетний демонстрант выставляет знаменитый лозунг: «Я сам!» Второй раз, когда, по выражению А.Н. Леонтьева, возникает его сознательная личность. Хочется думать, что возникает она у всех. Во всяком случае к этому надо стремиться.

Американский психолог А. Маслоу собрал обширный теоретический и эмпирический материал относительно «самоактуализирующейся личности». Автор выделил среди знакомых ему людей тех, кого можно было назвать «оптимально функционирующими личностями», и отметил у них общие психологические свойства:

  • объективное восприятие действительности, выражающееся в четком отделении знания от незнания, в способности отличать конкретные факты от мнения по поводу этих фактов;
  • принятие себя, других, мира такими, какие они есть;
  • неэгоцентричность, ориентация на решение внешних проблем, центрированность на объекте;
  • способность переносить одиночество и потребность в обособлении;
  • творческие способности;
  • естественность поведения, отсутствие стремления нарушить условности просто из духа противоречия;
  • дружелюбное отношение к любому человеку с хорошим характером вне зависимости от его образования, статуса и других формальных характеристик;
  • способность к глубоким привязанностям, часто к немногим людям при отсутствии постоянной безусловной враждебности к кому-либо;
  • нравственная определенность, последовательность в нравственном сознании и поведении;
  • относительная независимость от физической и социальной среды;
  • сознание различия между целью и средством: умение не терять из вида цель, но в то же время эмоционально воспринимать и средство само по себе;
  • крупномасштабность психического содержания и деятельности («Эти люди приподняты над мелочами, обладают широким горизонтом, дальней временной перспективой. Они руководствуются широкими и универсальными ценностями».

Схожей с представлениями А. Маслоу о самоактуализирующейся личности является концепция персонализации индивида, разработанная А.В. Петровским. В соответствии с ней индивид характеризуется потребностью быть личностью, т.е. оказаться и оставаться в максимальной степени представленным значимыми для него качествами в жизнедеятельности других людей («постулат максимизации»), осуществлять своею деятельностью преобразования их смысловой сферы, и способностью быть личностью, т.е. совокупностью индивидуальных особенностей и средств, позволяющих совершать деяния, обеспечивающие удовлетворение потребности быть личностью. Возможность реализации указанной потребности, степень выраженности и осознанности которой индивидуально вариативна, при наличии соответствующих способностей создает группа высшего уровня развития — коллектив, где персонализация каждого — условие персонализации всех».

Таким образом, мы видим, что развитие личности можно представить как процесс вхождения человека в новую социальную среду и интеграции в ней. Личность возникает благодаря другим людям по принципу «извне — вовнутрь» (интериоризация), а затем она может существовать и развиваться благодаря своему соучастию в жизни социума и влиянию на других людей по принципу «изнутри — вовне» (экстериоризация). И если говорить о развитии именно личностных свойств, то, по мысли Б.Г. Ананьева, основной формой их развития является «жизненный путь человека в обществе, его социальная биография».

Одну из своих статей под названием «Что такое личность?» Э.В. Ильенков заканчивает неожиданным пассажем:

«Личность — это всегда радость».

И это действительно так. Радость от встречи с личностью (от встречи с собой, если сам — личность) независимо от того, является она очной или заочной, — безошибочный индикатор наличия личностного начала в человеке.

Источник: 
Социальная психология развития личности / Я. Л. Коломинский, С. Н. Жеребцов. — Минск : Выш. шк., 2009. — 336 с.
Темы: 
Чтобы оставить комментарий или обсудить материал на форуме, необходимо зарегистрироваться или войти.