Определение психопрофилактики

Выдающийся отечественный педиатр М. С. Маслов так определил задачи педиатрии: «Являясь наукой о растущем и формирующемся организме человека, педиатрия на основе углубленного изучения особенностей детского организма в разные возрастные периоды ставит своей главной целью создание наилучших условий для всестороннего его развития и наибольшей устойчивости к вредным факторам. Поэтому основное направление педиатрии профилактическое [Шабалов Н. П., 1999]. Профилактическая медицина — это система мероприятий, способствующих предупреждению заболеваний и инвалидизации. Она направлена на: 1) предупреждение развития заболевания (первичная профилактика); 2) выявление предвестников, ранних признаков заболеваний с целью предупреждения развития его тяжелых проявлений (вторичная профилактика); 3) предотвращение прогрессирования ограничения функций, нарастания инвалидизации при уже выявленных заболеваниях (третичная профилактика).

Первичная профилактика психических заболеваний у детей возможна лишь в отношении сравнительно ограниченного их числа. К ним В. В. Ковалев (1995) относит неврозы, психогенные расстройства личности, нарушения поведения, а также психические расстройства в связи с травмами и инфекциями головного мозга и некоторые формы олигофрении. Первичная профилактика неврозов и психогенных расстройств личности в значительной степени зависит от адекватного воспитания ребенка в семье и образовательных учреждениях. Кроме того, она включает в себя мероприятия, направленные на предупреждение возникновения у детей состояний напряжения и стресса.

Вторичная профилактика — предупреждение неблагоприятной динамики уже возникших заболеваний. Она включает в себя их раннее выявление путем психопрофилактических осмотров детского населения. Это предполагает наличие знаний о наиболее часто встречающихся проявлениях начального периода нервнопсихических заболеваний. К ним В. В. Ковалев относит астенические состояния, неврозы, различные отклонения характера, а также задержки психического развития. На этом этапе важными также являются всесторонний анализ причин школьной дезадаптации — нарушений приспособления ребенка к школьному обучению и проведение комплексных коррекционных мероприятий, групповой и семейной психотерапии.

Третичная профилактика психических расстройств — это предупреждение неблагоприятных социальных последствий уже возникших заболеваний.

Проблемы психопрофилактики, охраны психического здоровья существуют много лет. Однако еще И. П. Павлов называл профилактику медициной будущего. Отличительными чертами психопрофилактики являются тесная связь с современностью и динамичность под влиянием меняющихся условий среды. Ее другая особенность — интердисциплинарный характер, поэтому усилия медиков, психологов, социологов, педагогов концентрируются в едином направлении повышения устойчивости личности к неблагоприятным условиям среды.

Неспецифичность первичной психопрофилактики заключается в направленности на разрешение конфликтов, способствующих развитию и осложнению течения заболеваний психогенного и психосоматического профиля, а также девиаций поведения от делинквентности подростков до алкоголизма и наркоманий взрослых [Мягер В. К., Стяжкин В. Д., 1994]. По мнению зарубежных ученых, основой психопрофилактики у детей должно быть предупреждение эмоциональных и поведенческих расстройств [Kazdin A. E.; 1991, Kendall P. С, Morris P. J., 1991].

Источник: 
Эйдемиллер Э.Г., Детская психиатрия