Существует целый ряд основанных на научном анализе моделей, пытающихся найти объяснение тому, как определяется государственная политика. Все эти модели могут быть разделены на нормативные и описательные.
Нормативные модели описывают, как решения должны приниматься, т. е. являются идеальными моделями, отражающими точку зрения определенного исследователя на то, как следует функционировать политическому процессу.
Описательные модели пытаются объяснить, как решения принимаются в реальной жизни. Они основаны на изучении конкретных случаев принятия политических решений и проверены на этом обобщенном материале. Некоторые модели претендуют на то, чтобы быть одновременно и нормативными, и описательными.
Остановимся на основных моделях определения государственной политики.
Модель всеобъемлющей рациональности предполагает, что прежде чем решение принято, оно подвергается многоступенчатому анализу. Обычно выделяются следующие этапы:
- перед принимающим решение ставится определенная проблема, которая может быть отделена от других проблем или по крайней мере осмыслена в сравнении с ними;
- выясняются цели, ценности и задачи, которые должны быть решающими для принятия решения и они ранжируются в соответствии с их значимостью;
- исследуются различные альтернативы решения проблемы;
- анализируются последствия выбора каждой из этих альтернатив (стоимость, положительные результаты, преимущества и недостатки);
- каждая альтернатива вместе с вытекающими из нее последствиями сравнивается с другими альтернативами;
- тот, кто принимает решение, выбирает ту альтернативу и ее последствия, которые в наибольшей степени приближают его к целям, ценностям и задачам.
Привлекательность данного стиля определения политики своей управленческой рациональностью и научной точностью очевидна, но он порождает и ряд вопросов. Во-первых, возникает закономерный вопрос: чьи цели и ценности находят свое отражение в финальном решении. В принципе в демократическом, плюралистическом обществе крайне трудно расставить цели и ценности в порядке предпочтения. Самый лучший научный анализ теряет смысл, если нет согласия по этому вопросу, в реальности такое согласие бывает достаточно редко. Во-вторых, даже при наличии согласия по поводу целей, требование всеобъемлющего анализа порождает ряд больших сложностей, поскольку при стремлении проанализировать все потенциальные решения, не ясно, при каких условиях можно быть уверенным, что удалось идентифицировать все возможные решения и как далеко надо идти в выявлении всех возможных последствий принятия определенных решений. Неслучайно из-за этих сложностей данная модель нередко отвергается как модель «паралича анализом». Неудивительно, что модель всеобъемлющей рациональности редко применяется на практике в чистом виде, хотя определенные ее элементы, как правило, при определении государственной политики присутствуют.
Модель на основе концепции общественного выбора. Главным элементом данной концепции является применение стилей экономического мышления к анализу политического поведения. В основе ее лежит использование концепции рынка, но не рынка осязаемых товаров и услуг, а рынка голосов и специфической государственной политики. В модели общественного выбора базовым строительным блоком политического действия является эгоистичный, максимально утилитарно мыслящий индивидуум. Каждый гражданин голосует за партию, которая, как он верит, обеспечит его потребности наилучшим образом в период между выборами. Таким образом, формируется «рынок» голосов и другой политической деятельности, который и ведет политиков, желающих быть переизбранными, к проведению такой государственной политики, которая понравилась бы избирателям. При этом в центре внимания будут колеблющиеся избиратели, предпочтения которых в конечном счете и предопределяют в большинстве случаев исход выборов.
Концепция общественного выбора стремится объяснить и поведение государственных служащих. Государственные служащие обычно стремятся расширить сферу полномочий своего департамента, число работников и размер бюджета. Соответственно та политика, которая будет способствовать повышению их статуса, и будет пользоваться поддержкой с их стороны.
Главная проблема с моделью, базирующейся на концепции общественного выбора, заключается в том, что она основана на ряде слабопроверяемых гипотез о мотивах поведения людей. Вряд ли можно с полным основанием утверждать, что все граждане действуют исходя из сугубо эгоистических побуждений, как это заложено в данной модели.
Модель бюрократической политики. Если рациональная модель рассматривает правительство в качестве единого целого, ведомого приверженностью к эффективности, результативности и рациональности, то данная модель рассматривает правительство как нечто разнородное по своему составу, состоящее из определенного набора департаментов и агентств, каждое из которых преследует свои цели и пытается определять политику в соответствии со своими интересами. Таким образом, правительство представляет собой сочетание разнообразных интересов, и государственная политика является результатом достигаемого между ними компромисса. Неслучайно эту модель иногда называют моделью сделки. Следует особо оговорить, что речь здесь не идет о предательстве государственных интересов, блага общества в целом. Дело в том, что все эти правительственные организации в конечном счете ориентируются на общественный интерес, но видят его под различными углами зрения.
Модель социально-экономических детерминант предполагает, что государственная политика развивается в ответ на определенные изменения в социально-экономическом состоянии общества. В отличие от других концепций, утверждающих приоритет политико-идеологических факторов (идеология политических партий, находящихся у власти, расстановка политических сил в парламенте и т. п.), она подчеркивает, что социально-экономические переменные являются более важными детерминантами государственной политики. Отсюда следует, что каждому периоду развития государства, обладающему специфическими характеристиками экономического состояния, соответствует определенная государственная политика, отличающаяся от государственной политики других периодов экономического развития. Речь не идет о том, что индивидуумы и группы не в состоянии оказывать никакого влияния на политический процесс, просто масштаб их автономных действий жестко ограничен рамками окружения, в котором они находятся.
Американский исследователь Р. Симеон считает, что различные модели могут быть в наилучшей степени применены для объяснения различных аспектов государственной политики и различных стадий политического процесса. Вот как он описывает так называемую «воронку причинности»:
«На наиболее общем и самом отдаленном от конкретного выбора альтернатив А или Б уровне находятся социально-экономические детерминанты; затем идут фундаментальные политические переменные, власть, культура, идеология и институты; наконец, наиболее близкий источник решений - функционирование самого процесса принятия решений. До определенной степени, чем больше интерес к общим моделям политики, к международным сравнениям, тем больше внимание концентрируется на социально-экономических, идеологических и структурных переменных; чем больше интерес к ежедневным изменениям в политике, тем более характерным становится восприятие этих первичных факторов как данных и концентрация внимания на тех, кто непосредственно принимает решения, хотя определенные ограничения, налагаемые внешней средой и могут здесь учитываться. Для большей части научных исследований характерна склонность концентрировать свое внимание на одном конце воронки, не принимая во внимание при этом другого».