Половые отличия (половой диморфизм) проявляется у человека внешними признаками, особенностями строения тела, функциональными возможностями отдельных систем организма.
Так, показатели физического развития у девочек и мальчик имеют различные темпы роста.
У мальчиков высокие морфофункциональные показатели сохраняются до периода полового созревания. Затем в 12-14 лет соотношения у мальчиков и девочек меняется в пользу девочек.
У девочек все основные показатели физического развития выше чем у сверстников-мальчиков. В 15-16 лет интенсивность физического развития у мальчиков снова возрастет, и по морфофункциональным показателям они снова начинают опережать девочек в развитии.
Основные выводы, которые можно сделать из обусловленности роста развития детей половым диморфизмом:
- необходим дифференцированный подход в обучении и воспитании мальчиков и девочек;
- учет особенностей темпов развития и полового воспитания в старших классах.
В содержание понятия «физическое развитие» входит совокупность морфологических и функциональных признаков, которые определяют физическую работоспособность человека на определенном этапе его жизни. В процессе индивидуального развития на физическое развитие существенное влияние оказывают условия питания и быта, а также воспитания и обучения.
Для оценки физического развития используются данные измерений человека, которые принято именовать антропометрическими показателями. В их число входят следующие показатели.
1. Соматометрия - измерения тела (рост, масса тела, окружность груди и др.).
2. Физиометрия - измерения функций организма (сила мышц кровяное давление, жизненная емкость легких и др.).
3. Соматоскопия - оценка строения тела по внешним признакам (форма позвоночника, осанка, половое созревание и др.).
В настоящее время, на основании обследования большого количества детей и подростков, разработаны усредненные таблицы. Они содержат антропометрические показатели общего физического развития здоровых детей и подростков. Всякое существенное изменение от средних данных свидетельствует о нарушении физического развития ребенка. Часто в основе этих нарушений лежат различные заболевания.
Следовательно, антропометрические обследования детей и подростков позволяют не только определить степень физического сазревания, но и дать общую оценку состояния здоровья обследуемого ребенка.
Для повседневной оценки физического развития детей и подростков в процессе педагогической работы вовсе не обязательно Использовать весь комплекс антропометрических методик. Достаточно учитывать основные антропометрические показатели: рост, массу тела и окружность грудной клетки. Данные показатели на разных этапах онтогенеза меняются с различной интенсивностью, что свидетельствует о различной интенсивности процессов физического развития детей и подростков.
Физическое развитие среднее, если отклонения от величин, полученных по формулам массы, роста и окружности грудной клетки составляют + 10%, т.е. эти параметры соответствуют возрасту.
Физическое развитие ниже среднего, если эти показатели снижены по сравнению с нормой более чем на 10%.
Функциональное развитие выше среднего - если эти показатели не увеличены более чем на 10%.
Гармоничным развитие считается в том случае, если три параметра (масса, рост, окружность грудной клетки) соответствуют возрасту, или они все одинаково повышены, или понижены не более чем на 10%. При дисгармоничном развитии наблюдается их несоответсвие друг другу. Пропорциональное развитие наблюдается тогда, когда индексы пропорциональности соответствуют возрастным нормам.